Эльмира Сафиуллина
Игровое пособие «Азбука для малышей» как средство коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации ФГОС мы проводили с детьми подготовительной к школе группы большие и маленькие дела - конкурсы, выставки, праздники, тематические дни, сюжетно-ролевые игры. В ходе таких дел дети приготовили разнообразные подарки малышам, остающимся в детском саду: настольные игры, тематические альбомы, кукольный театр из бросового материала, книгу Памяти, математический сундучок. Некоторые подарки были приготовлены в рамках одного дела, а другие претворялись в жизнь в несколько этапов.
Публикация «Игровое пособие „Азбука для малышей“ как средство коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С наибольшим энтузиазмом дети готовили игровое пособие «Азбука для малышей», возвращались к нему несколько раз в течение года по мере изучения звуков и букв. В ходе реализации задумки дети проявляли фантазию, творчество, инициативу в подборе сюжетов, материалов, способов изготовления, мелкого материала для обыгрывания. В результате у нас получились яркие сюжетно-модульные странички азбуки. На этапе изучения гласных звуков и букв, была создана «Деревенская» страница». «Снежная» страница была направлена на закрепление и дифференциацию звука С и буквы С. на «Морской» странице дети расширили словарь за счет слов - камни, акула, касатка, морской конек, краб, кашалот, якорь, кит, рак, кораблик, капитан, моряк, кораллы, кальмар, скат, камушки, ракушки, креветки, каракатица. На «Зеленой «странице закрепили звук и букву З.
С чего начинали работать?
• В проблемно-поисковых беседах с детьми мы выбирали сюжетные темы для страницы.
• В детском экспериментировании мы подбирали основы и игровой материал для страниц. Дети в экспериментальной деятельности искали из чего можно оформить страницы. Для основы они выбрали уже знакомый доступный материал - картон, магнитные полоски, подложку, самоклейку, ткань, цветную и гофрированную бумаги.
• Способы крепления материала на страницу ребята подбирали опытным путём (магниты, «липучки», тесьма, кармашки, пуговицы, кнопки, крючки и т. п.).
• В художественной деятельности дети рисовали эскизы будущей страницы, лепили мелкие предметы, в названии в которых есть заданный звук.
Мелкие предметы для страниц могут быть из шоколадных яиц с сюрпризом, мелкого лего, игрушек на магнитах, аппликациях из ткани, игрушек из пальчикового театра и т. п.
«Деревенская страница» (гласные звуки)
кармашки – волны, связанные из шерстяных ниток, облака из ткани-подложки, кораблик из плотных салфеток
Словарь: лошадь, облако, остров, дом, забор, конь, корова, окно, огород, кот, кошка, цветок, река, волна, кораблик, парус, бабочка, овца, баран, собака, коза, курица, утка, будка, шишка, василек и т. п.
«Морская страница» (звук «К»)
Основа - магнитная доска, обтянутая голубой рифленой тканью, фигурки водных обитателей сделаны из разного материала на занятиях по изодеятельности, кармашки оформлены в виде камешков, водоросли связанны из шерстяных ниток
Словарь: камни, акула, касатка, морской конек, краб, кашалот, якорь, кит, рак, кораблик, капитан, моряк, кораллы, кальмар, скат, камушки, ракушки, креветки, каракатица.
«Зеленая страница (звук «З»)
Основа ткань – подложка на картоне, самоклеющаяся бумага, кармашки оформлены в виде кустов, связанных из шерстяных ниток, способ крепления предметов - игрушек - с помощью липкой ленты.
Словарь: зеленая, гроза, закат, зарница, забор, береза, стрекоза, зяблик, змея, заяц, зебра, коза, Зина, Зоя, поезд, паровоз, корзина, рюкзак, розы, мимоза, изба, замок, бензовоз, цементовоз.
«Снежная страница»
(звук «С»)
Основа страницы - картон, на который приклеивается ткань – подложка, карман для предметов и игрушек изготавливается в виде сугроба из белой ткани – подложки, игрушки - киндеры, предметы на тканевой основе, вырезанные детьми
Словарь: снег, сугроб, снеговик, снежинка, санки, сосулька, солнце, собака, лось, лиса, сова, сорока, самолет, крепость, столб, серебро, сумка, Саша, Сережа, Соня, автобус, троллейбус, остановка, сосна, лиственница, спорт, костюм
Дополнительный материал
«Карусель»
2 круга разных диаметров из плотного картона, вращающиеся относительно друг друга благодаря соединению пуговицей - кнопкой, на большом круге - кармашки для смены материала, на маленьком круге вышиты буквы
«Домик»
Основа – плотный картон, самоклеющаяся бумага, кармашки для предметов
Карточки «Место звука в слове»
Варианты словесно - дидактических игр при использовании пособия «Азбука для малышей»
Камень – вата
Цель: развивать фонематический слух, умение различать мягкие и твердые звуки
Описание: ведущий называет слова со страниц азбуки, а ребенок поднимает фонарик синего или зеленого цвета в зависимости от твердости или мягкости согласного. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Скажи несколькими словами
Цель: формировать умение детей составлять предложения
Описание: используя подсказки на страницах азбуки, ребенок составляет предложения и определяет количество слов в нем. Выигрывает тот, кто составит самое длинное и интересное предложение.
Почемучка или Интервью
Цель: формировать умение составлять вопросительные предложения, пользуясь вопросами «Почему?», «Отчего?», «Где?», «Кто?», «Что?», Когда?», «Сколько?».
Описание: используя страницы азбуки, дети по очереди задают разные вопросы (Сколько роз на клумбе? Почему моется кошка, а остальные отвечают. Побеждает тот, кто задаст самый последний вопрос.
Составь схему
Цель: совершенствовать умение составлять схемы слов, делать
звукобуквенный анализ, ставить ударение, называть ударный слог.
Описание: ведущий ставит на страницу азбуки из сундучка картинку или предмет, игроки составляют схему слова. Побеждает тот, кто быстро и правильно составит схему.
Кубик – рубик
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, порядковый)
Описание: ведущий задает звук, бросает кубик, а дети подбирают на странице азбуки слова, которые соответствуют количеству точек на верхней грани кубика (например: на верхней грани 6 точек, ребенок называет слово из 6 звуков). Побеждает тот, кто первым правильно назовет слово.
Где прячется звук? или Звуковые прятки
Цель: развивать фонематический слух, умение определять место нахождения звука
Описание: ведущий называет слова со страниц азбуки, а ребенок определяет позицию заданного звука, показывает соответствующую карточку или берет картинку со страницы и кладет на нужную клетку (начало, середина, конец).
Жадина
Цель: совершенствовать умение употреблять в речи личные местоимения
Описание: дети по очереди достают из сундучка картинку и, помещая ее на страницу азбуки говорят, например, «моя корзина», «мой поезд» и так далее.
Угадай предмет
Цель: совершенствовать умение угадывать предмет, ориентируясь на его основные признаки
Описание: ведущий описывает предмет со страницы азбуки, а игроки угадывают. Побеждает тот, кто угадает первым.
«Подбирай, называй, запоминай» - словесное лото
Цель: развивать умение активно использовать в речи прилагательные и глаголы
Описание: ведущий называет какое–либо слово со страниц азбуки, а ребенок подбирает к нему как можно больше слов - признаков, слов - действий, например, Медведь какой? – бурый, лохматый, неуклюжий…. Медведь что делает? – переваливается, ревет, спит…. Выигрывает ребенок, назвавший слово последним.
Живая страница
Цель: формировать умение активно использовать в речи глаголы и предлоги, образовывать различные глагольные формы
Описание: ребенок подбирает слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на страницах азбуки. Например: ребенок водит котенка на странице и рассказывает что он делает (полез на дерево, слез с дерева, спрятался за дерево….)
Один - много
Цель: развивать умение образовывать формы множественного числа существительных
Описание: ведущий произносит названия предметов со страницы азбуки в форме единственного числа, а ребенок образовывает форму множественного числа.
«Чего не стало»
Цель: совершенствовать умение образовывать форму родительного падежа существительных, развивать память, внимание.
Описание: детям предлагается запомнить на странице азбуки картинки - предметы, затем убирается одна картинка, надо угадать, какого предмета не стало (нет акулы, нет роз, нет березы, нет облаков). Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
Игры с дополнительным материалом
Карусель
Цель: закрепить умение определять на слух звук и его позицию в словах
Описание: ведущий располагает на карусели предметы и картинки со страниц азбуки. Ребенок крутит карусель. Когда она останавливается, он определяет, есть ли в слове звук, обозначенный буквой, и где он находится. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
Лесенка (вариант «Дом»)
Цель: формировать умение делить слова на слоги
Описание: ребенок берет картинки или мелкие предметы со страниц азбуки и располагает на первую ступеньку лесенки (I этаж) односложные слова, на вторую (II этаж) – двусложные, на третью (III этаж) – трехсложные. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнил здание.