Морозова Евгения Александровна
Работа с бросовым и природным материалом как средство формирования ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы
Широкие возможности для формирования ручной умелости у дошкольников представляет продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и другое, где особое место занимает работа с бросовым и природным материалом.
Публикация «Работа с бросовым и природным материалом как средство формирования ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребёнок воспринимает окружающий его мир наиболее полно, ярко и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает, непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами. Дальнейшие попытки преобразования этого мира через воздействие на некоторые материалы заставляют ещё более внимательно присматриваться к их свойствам, считаться с ними. Ребёнок приучается видеть связь между определёнными предметными действиями и их результатами, пытается прогнозировать эти результаты, в связи, с чем перед ним встаёт необходимость планировать свои действия.
Бросовый материал – это все то, что можно без особой жалости выкинуть или можно использовать его для создания определенных творческих проектов, дав волю безграничной фантазии и воображению. Перечень таких материалов довольно богат : пустые емкости из-под шампуней, пробки, крышки, пузырьки и так далее. Из него можно сделать игры и оригинальные игрушки для малышей, украшения для интерьера, сувениры и подарки, различные приспособления, которые всегда найдут практическое применение. Поделки из бросового материала являются прекрасным средством не только для развития умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления, выдумки и фантазии, но и для формирования ручной умелости.
Для осуществления самых разных идей можно использовать ненужные диски, картонные коробки, пластиковые бутылки, пенопласт, фантики от конфет, шпульки от ниток, разнообразные пузырьки, даже перегоревшие лампочки и другое. Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, контейнеры от киндер-сюрпризов, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры, выполняя которые тренируются руки ребенка.
Среди изобилия бросового материала для изготовления поделок можно выбрать изделия из пластика – это легко обрабатываемый яркий, красивый, прочный и безопасный материал. Без особых усилий его можно разрезать, под воздействием тепла можно размягчать, разгибать, прокалывать. Работа с таким бросовым материалом открывает широкие возможности для творчества и фантазии.
Очень хорошо используются различные объемные геометрические формы в работе с готовыми картонными коробками. Картонные коробочки из-под кефира – это готовые домики, гаражи или кубики. В зависимости от их предназначения в них можно вырезать окна, двери и ворота. В такие гаражи и дома можно поселить людей, поставить машины, построить даже собачьи будки с собаками. При желании можно сделать целый жилой квартал с домами и площадками для игр. Если поставить друг на друга несколько пакетов из-под литрового кефира, то запросто получается многоэтажный дом, а из маленькой железной баночки детского питания можно сделать водонапорную башню. А это позволяет закрепить навыки вырезания, сформировать интерес к архитектуре, труду людей, животным.
Еще одним материалом, способствующим формированию ручной умелости у дошкольников является природный материал.
Природный материал - это особый материал : с одной стороны, он очень непрочный - либо он легко ломается и крошится, либо очень твёрд, требует знаний свойств и особенностей, навыков осторожного обращения.
Обучение работе с бросовым и природным материалом, изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
Применение в работе с детьми круп (горох, гречка, манка, любого подручного материала развивает мелкую моторику, позволяет скоординировать движения пальцев, что влияет на формирование ручной умелости. Изготовление поделок из такого материала процесс очень трудоёмкий и кропотливый, так как природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Мелкие и тонкие движения становятся более чёткими, быстрыми, точными и скоординированными. Кроме развития мелкой моторики рук, работа с бросовым и природным материалом способствует развитию воображения, образного мышления, фантазии и необходимых навыков самообслуживания.
Интересными и полезными для развития пальцев рук с использование бумаги, мятой, рванной, – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Действуя с бросовым и природным материалом, сгибая и разгибая, распрямляя, складывая, вырезая, разрывая, обрывая, склеивая у детей, развивается мелкая моторика рук, формируется ручная умелость, которая в дальнейшем позволяет координировать и совершенствовать свои движения: захватывать, удерживать, перемещать, совмещать другое более точно и умело. В процессе такой деятельности укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, что способствует формированию ручной умелости необходимой для дальнейшей практической деятельности старшего дошкольника, школьника.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста через использование бросового и природного материала дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, становятся более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными, что становится особенно важно, поскольку вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.