Елена Анатольевна Елагина
Мультфильмы как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района
Санкт-Петербурга
Воспитатель: Елагина Елена Анатольевна
Мультфильмы как средство формирования
социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Детям нравятся мультфильмы.
Оказывается, просмотр мультфильмов можно превратить в развивающее занятие, которое научит ребенка отличать не только оттенки цветов, но и оттенки человеческих чувств, поможет сформировать у ребёнка представления о духовно - нравственных ценностях и основы нравственного поведения.
Публикация «Мультфильмы как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детское восприятие мира отличается от взрослого. Вот несколько фактов, которые помогут нам понять, как выбрать мультфильм для ребенка.
• Дети не видят разницы между вымышленным нарисованным миром и реальностью. Если в мультфильме один герой бьет другого по голове, и все при этом радостно хохочут, малышу сложно понять, почему ему нельзя делать то же самое с братиком или сестричкой. У ребёнка стирается грань между плохим и хорошим, между добром и злом
.
• Детей завораживает яркая мелькающая картинка. И производители современных развивающих мультфильмов прекрасно об этом осведомлены. Дети сидят перед экранами как загипнотизированные, но это совсем не означает, что их интеллект и познавательные способности в этот момент развиваются.
Скорее наоборот.
Есть исследования, которые показывают взаимосвязь между количеством проведенного времени перед телевизором в детстве и успехами во взрослом возрасте. Количество часов просмотра обратно пропорционально карьерному росту.
То есть чем больше телевизора в детстве, тем хуже карьера в дальнейшей жизни.
• Дети любят повторения. Они готовы смотреть один и тот же мультфильм бесконечно. Это нормальное и даже полезное качество детской психики.
Невролог-педагог Мария Монтессори объясняла потребность ребенка в повторных действиях его уникальной способностью интуитивно чувствовать свои слабости и находить средства для их коррекции.
Если не мешать этому процессу, то можно поддержать врожденную одаренность ребенка и самостоятельность принятия решений.
Только материал для повторений нужно дать качественный: подобрать много мультфильмов с высокой художественной, культурной, эмоциональной ценностью.
Тогда ребенок сможет выбрать и вобрать в себя нужное и лучшее.
Раз смотрит, значит, находит там для себя что - то нужное, что требует повторного проживания и осмысления.
Мы контролируем лишь время просмотра.
Итак, понятно, что просто включить детский канал или мультфильм и уйти – худшая стратегия.
Правильные и полезные мультфильмы для ребенка надо отбирать, не полагаясь на вкусы телепродюссеров и большинства телезрителей. В интернете можно найти списки полезных и вредных мультфильмов, даже целые сайты, посвященные этому вопросу. Однако разброс мнений велик, картина мировосприятия и вкусы создателей таких списков неизвестны.
Мы можем сами создать собственный «золотой фонд» мультфильмов, соответствующих ценностям именно нашего ребёнка, нашей группы потратив на это немного времени.
Некоторые примеры из картотеки мультфильмов в нашей группе:
О дружбе:
• Петушок -золотой гребешок
• Волк и телёнок
• Серая шейка
• непослушный котёнок
О доброте:
• Грибок теремок
• Цветик-семицветик
• Крепыш
О трудолюбии
• Репка
• Золушка
• Дудочка и кувшинчик
• В лесной чаще (про енотика)
О честности:
• Пятачок
• Коза-дереза
• Приключения поросёнка Фунтика
• Сказка о рыбаке и рыбке
О смелости:
• Храбрый заяц
• Снежная королева
• Лягушка путешественница
• В лесной чаще
О вежливости:
• Неблагодарный козлёнок
• Волшебное слово
• Котёнок по имени Гав
• Мельница
О любви и добрых отношениях:
• Гуси-лебеди
• Мешок яблок
• Аленький цветочек
• Снегурочка
Далее можно разрешить детям самим выбирать себе мультфильмы для просмотра из тех, что уже отобраны нами как безопасные и достойные.
Чтобы мультфильмы приносили радость, пользу и здоровье, неравнодушному взрослому придется смотреть каждый мультфильм минимум 2 раза.
Первый раз, чтобы оценить его и понять, насколько он полезен ребенку в данный момент времени.
Второй раз вместе с ребенком, с нужными комментариями и подчеркиваниями.
Такие ненавязчивые комментарии во время просмотра и после него дают ребёнку богатую пищу для размышлений, осмысления жизни.
У него самого возникают новые мысли и вопросы, которыми он поделится с нами.
Только не нужно превращать просмотр мультфильма в экзамен,не нужно требовать ответов.
Достаточно заронить зерно или сказать, что вы думаете по этому поводу.
Дошкольный возраст - пора, когда ребёнку важно, что мы думаем, и он готов разделить наше мнение по любым вопросам.
После этого, мультфильм уже можно включать по просьбе ребенка в отведенное для этого время.
Как я уже отмечала выше, первый раз педагог (или родитель) просматривает мультфильм самостоятельно, без ребёнка.
В результате просмотра мультфильма можно составить комментарии, в которых отметить для себя эмоции, нравственные ценности и эпизоды, которые следует обсудить с ребёнком.
Свои комментарии можно отразить в таблице.
Эмоции/ценности
Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность
Второй раз взрослый просматривает мультфильм вместе с детьми с нужными комментариями.
Я предлагаю вам просмотреть мультфильм
"Мой друг зонтик"
В результате первого просмотра (без детей) были составлены следующие комментарии.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм вместе. (Просмотр мультфильма с обсуждением).
После просмотра мультфильма можно побеседовать с детьми.
(На экране примеры вопросов)
Проект беседы с детьми после просмотра м /ф:
• Что произошло? Всем героям м /ф плохо. Обижаться и обижать всегда плохо.
• Придумайте продолжение м/ф. Обида случилась, следует друг у друга попросить прощения и договориться о совместных справедливых правилах общения в будущем.
• Есть ли дети или взрослые, которые поступают только хорошо? Безгрешных людей нет. Каждый человек чего-то не умеет, в чем-то ошибается и что-то делает плохо. Поэтому мы, осуждая плохое поведение, любим самого человека
• Если мы считаем себя другом, то любим ли мы своего друга? А если друг плохо поступил? Мы все равно его любим и хотим ему помочь, научить, как сделать лучше, чтобы сохранить дружбу.
Можно сделать книжку-малышку о мультфильме, организовать театрализованную игру на тему просмотренного сюжета или использовать другие формы работы с детьми.
Эту методику работы с мультфильмом можно предложить и родителям.
Приложение 1.
Рекомендации родителям и педагогам по интерактивному просмотру с детьми мультфильмов :
• Заранее выберите м/ф или фильм, учитывая следующие критерии:
- Добро привлекательнее (сильнее, симпатичнее, подробнее, ярче) ЗЛА.
Зло не вызывает у ребенка страха, желания подражать. Зло не творит Добро.
- м/ф нравится Вам и ребенку (подходит для многократных повторных просмотров).
- м\ф развивает эмоционально-ценностную сферу ребенка и способствует его подготовке к школе (любовь ребенка к чтению, развитие навыков чтения, обсуждения и анализа прочитанного
• Можно составить комментарии к мультфильму (таблица)
Эмоции/ценности
Описание эпизода, отражающего эмоцию/ценность
Задача интерактивного просмотра м\ф: эмоционально представить ребенку и обсудить с ним модели поведения, личностные отношения,социальные эмоции, ценностные ориентации, прежде всего еще не сформированные у него на настоящее время.
• Выберите благоприятное время и место совместного просмотра и обсуждения мультфильма. Самостоятельный просмотр рекомендуется после совместного. Дополняйте просмотр мультфильмами в течение дня чтением,игрой, обсуждением.
• Во время совместного просмотра общайтесь с ребенком душевно и тактильно (интерактивный просмотр). При первом просмотре можно просто смотреть фильм вместе, демонстрируя ребенку свои естественные эмоции и называя их. Ребенок интуитивно невербально ощущает Ваши эмоции. Затем обсудите то, что взволновало ребенка. С каждым просмотром можно будет знакомить его с новыми деталями мультфильма, и обсуждать их до, во время и после просмотра.
• Готовьтесь к интерактивному просмотру заранее, разрабатывая содержание своих бесед с детьми.
• На тему просмотренного и прочитанного сюжета играйте с ним, театрализуйте. Пусть малыш придумает свой сюжет и создаст свою книгу.