Приложение МААМ

Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Анастасия Афанасьева
Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Содержание

1. Введение

2. Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста

3. Особенности организации среды для развития логико- математических представлений у детей разного возраста

Публикация «Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Вывод.

Введение

Что же такое развивающая предметная среда?

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания

Основными задачами – математического развития детей дошкольного возраста являются :

Развитие у детей логико- математических представлений (представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

развитие активности и инициативности детей;

воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста

1)Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.

2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.

3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)

4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).

5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.

Особенности организации среды для развития логико - математических представлений у детей разного возраста

Первый год жизни

Уже в первые месяцы жизни у младенца развивается способность выделения предмета из фона, что обеспечивает необходимое условие для познания предмета, развивается сенсомоторная координация движений. Во второй половине года появляются первые результативные действия с предметами, расширяются возможности ориентировки в окружающем. К концу года появляются преднамеренные действия, дети начинают экспериментировать с доступными им предметами.

В 6 месяцев игрушки должны побуждать детей обследовать, экспериментировать- стучать, трясти, поворачивать;

любые разнообразные по свойствам предметы : объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие.

После полугода игрушки должны быть состоящие из двух частей (коробочки, ведерко с крышкой, матрешка, шкатулка);

несколько небольших по размеру пластмассовых или мягких игрушек, удобных для схватывания малышом.

Для развития обобщений используются одноименные игрушки из разных материалов, разного цвета, размера.

Необходимы 2-3 крупные надувные игрушки, в которые ребенок может влезать (надувной лебедь, бассейн, рыбка и др.)

Второй год жизни

Дети активно осваивают различные предметные действия, манипулируют с предметами. В процессе перекладывания, группировки предметов у дошкольников накапливается опыт действий с различными множествами: игрушками, предметами.

В этом возрасте детей привлекают пособия, контрастные по величине, цвету, форме;

необходимы различного вида вкладыши, рамки, сборно-разборные материалы.

Для детей 2-го года жизни игрушки должны отличаться по форме, величине, цвету, количеству деталей;

Предметы – кубики, шарики, пирамидки, разноцветные грибочки и пр. – располагаются на открытых полках.

Надо иметь в группе дидактический столик для развития сенсорных способностей и совершенствования моторики. Комплектация стола: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для прокатывания предметов, набор объемных форм.

Для детей этого возраста можно рекомендовать пять различных видов игрушек, отличающихся способами действий с ними.

Игрушки для нанизывания на стержень – кольца, шары, кубы, полусферы и пр., - имеющие сквозное отверстие;

Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, параллелограммы и др.)

Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубы, цилиндры, конусы, полусферы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также для составления одноцветных и разноцветных башенок.

Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, яйца и пр.)

Сюжетные игрушки небольшого размера: куклы, машинки, зверушки, игрушки-предметы (грибы, овощи, фрукты и пр.).

Плавающие игрушки и, соответственно, специальное оборудование для игр с водой (песком); также – небольшие резиновые игрушки, мячики от настольного тенниса, деревянные, пластмассовые и металлические предметы.

Игрушки-самоделки: пластиковые емкости заполняются песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, и т. п. и плотно завинчиваются пробкой.

Третий год жизни

К 2-3 годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу «сенсомоторных» эталонов.

Целесообразно отвести в группе специальное место для игротеки:

Направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи;

Для развития представлений о свойствах – «Логические блоки Дьеныша»

Для развития восприятия множеств : «Цветные полоски» - аналог «Цветные палочки Кюизенера», парные картинки, лото, пазлы, складные кубики, «Сложи узор», «Сложи квадрат»;

Игры-вкладыши: «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» ;

Геометрические мозаики – настольные, напольные, крупномагнитная, мягкие конструкторы;

Игры с песком и водой.

Четвертый год жизни

Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета, поэтому данный период называют стадией «предметных эталонов»

В четырехлетнем возрасте игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие свойств, стимулирующий интерес и активность.

Использование мобилей-подвесов для развития пространственных ориентировок.

Из дидактических игр предпочтительны : лото, парные картинки, мозаика, пазл из 5-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»);

игры с элементами моделирования и замещения;

Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе.

Для освоении эталонов формы, цвета, величины это могут логические блоки Дьеныша, цветные счетные палочки Кюизенера.

Для развития мелкой моторики можно включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.

Пятый год жизни

В этом возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4 – 5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.

В группе организуется «сенсорный центр» - предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.

Игры на сравнение; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей; сериация по разным свойствам; игры на освоение счета.

Для активизации интереса детей – разнообразные иллюстративные пособия.

Сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, растомером.

Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий.

Наглядность в виде моделей: частей суток, простых планов пространства кукольной комнаты.

Шестой год жизни

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольниковявляется появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.

Место и оборудование выделяется для игротеки в ней находятся:

дидактические, развивающие и логико- математические игры.

Для развития логики : блоки Дьеныша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».

Игры на воссоздание: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Листик», «Пентамино» и др.

Для освоение числа: палочки Кюизенера, рисуют модель «Домик чисел».

Пособия, позволяющие осваивать умения выделять значимые свойства: «Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др.

Справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

Для индивидуальной работы с детьми: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра»и др.

Отдельное место для экспериментов с использованием технических средств.

Кроссворды, познавательные задания, логические арифметические задачи, головоломки.

Игры с правилами – шашки, шахматы, нарды и т. п.

Вывод

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы по самообразованию «Дидактические игры как средство формирования математических представлений» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования.

Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно они ухудшают.

Кольца Луллия как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №105 «ДЕТСТВО» ГОРОДА ПЕНЗЫ Кольца Луллия, как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего.

Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений.

Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста Мастер-класс для воспитателей Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс для воспитателей Слайд1.

Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольников Развивающая предметно - пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольников. Кожухова Наталия Геннадиевна.

Развивающая среда как залог успеха в развитии детей дошкольного возрастаРазвивающая среда как залог успеха в развитии детей дошкольного возраста Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия как форма формирования математических представлений у детей Роль реальных представлений об окружающем мире в формировании элементарных математических знаний детей. Также очевидно, что возникают эти.

Этическая беседа как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста Этическая беседа как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2019 в 22:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Афанасьева (УИ 637557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД