Анастасия Афанасьева
Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Содержание
1. Введение
2. Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста
3. Особенности организации среды для развития логико- математических представлений у детей разного возраста
Публикация «Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2019
4. Вывод.
Введение
Что же такое развивающая предметная среда?
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания
Основными задачами – математического развития детей дошкольного возраста являются :
Развитие у детей логико- математических представлений (представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
развитие активности и инициативности детей;
воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста
1)Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.
3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)
4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).
5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.
Особенности организации среды для развития логико - математических представлений у детей разного возраста
Первый год жизни
Уже в первые месяцы жизни у младенца развивается способность выделения предмета из фона, что обеспечивает необходимое условие для познания предмета, развивается сенсомоторная координация движений. Во второй половине года появляются первые результативные действия с предметами, расширяются возможности ориентировки в окружающем. К концу года появляются преднамеренные действия, дети начинают экспериментировать с доступными им предметами.
В 6 месяцев игрушки должны побуждать детей обследовать, экспериментировать- стучать, трясти, поворачивать;
любые разнообразные по свойствам предметы : объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие.
После полугода игрушки должны быть состоящие из двух частей (коробочки, ведерко с крышкой, матрешка, шкатулка);
несколько небольших по размеру пластмассовых или мягких игрушек, удобных для схватывания малышом.
Для развития обобщений используются одноименные игрушки из разных материалов, разного цвета, размера.
Необходимы 2-3 крупные надувные игрушки, в которые ребенок может влезать (надувной лебедь, бассейн, рыбка и др.)
Второй год жизни
Дети активно осваивают различные предметные действия, манипулируют с предметами. В процессе перекладывания, группировки предметов у дошкольников накапливается опыт действий с различными множествами: игрушками, предметами.
В этом возрасте детей привлекают пособия, контрастные по величине, цвету, форме;
необходимы различного вида вкладыши, рамки, сборно-разборные материалы.
Для детей 2-го года жизни игрушки должны отличаться по форме, величине, цвету, количеству деталей;
Предметы – кубики, шарики, пирамидки, разноцветные грибочки и пр. – располагаются на открытых полках.
Надо иметь в группе дидактический столик для развития сенсорных способностей и совершенствования моторики. Комплектация стола: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для прокатывания предметов, набор объемных форм.
Для детей этого возраста можно рекомендовать пять различных видов игрушек, отличающихся способами действий с ними.
Игрушки для нанизывания на стержень – кольца, шары, кубы, полусферы и пр., - имеющие сквозное отверстие;
Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, параллелограммы и др.)
Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубы, цилиндры, конусы, полусферы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также для составления одноцветных и разноцветных башенок.
Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, яйца и пр.)
Сюжетные игрушки небольшого размера: куклы, машинки, зверушки, игрушки-предметы (грибы, овощи, фрукты и пр.).
Плавающие игрушки и, соответственно, специальное оборудование для игр с водой (песком); также – небольшие резиновые игрушки, мячики от настольного тенниса, деревянные, пластмассовые и металлические предметы.
Игрушки-самоделки: пластиковые емкости заполняются песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, и т. п. и плотно завинчиваются пробкой.
Третий год жизни
К 2-3 годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу «сенсомоторных» эталонов.
Целесообразно отвести в группе специальное место для игротеки:
Направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи;
Для развития представлений о свойствах – «Логические блоки Дьеныша»
Для развития восприятия множеств : «Цветные полоски» - аналог «Цветные палочки Кюизенера», парные картинки, лото, пазлы, складные кубики, «Сложи узор», «Сложи квадрат»;
Игры-вкладыши: «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» ;
Геометрические мозаики – настольные, напольные, крупномагнитная, мягкие конструкторы;
Игры с песком и водой.
Четвертый год жизни
Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета, поэтому данный период называют стадией «предметных эталонов»
В четырехлетнем возрасте игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие свойств, стимулирующий интерес и активность.
Использование мобилей-подвесов для развития пространственных ориентировок.
Из дидактических игр предпочтительны : лото, парные картинки, мозаика, пазл из 5-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»);
игры с элементами моделирования и замещения;
Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе.
Для освоении эталонов формы, цвета, величины это могут логические блоки Дьеныша, цветные счетные палочки Кюизенера.
Для развития мелкой моторики можно включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.
Пятый год жизни
В этом возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4 – 5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.
В группе организуется «сенсорный центр» - предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.
Игры на сравнение; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей; сериация по разным свойствам; игры на освоение счета.
Для активизации интереса детей – разнообразные иллюстративные пособия.
Сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, растомером.
Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий.
Наглядность в виде моделей: частей суток, простых планов пространства кукольной комнаты.
Шестой год жизни
В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольниковявляется появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.
Место и оборудование выделяется для игротеки в ней находятся:
дидактические, развивающие и логико- математические игры.
Для развития логики : блоки Дьеныша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».
Игры на воссоздание: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Листик», «Пентамино» и др.
Для освоение числа: палочки Кюизенера, рисуют модель «Домик чисел».
Пособия, позволяющие осваивать умения выделять значимые свойства: «Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др.
Справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Для индивидуальной работы с детьми: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра»и др.
Отдельное место для экспериментов с использованием технических средств.
Кроссворды, познавательные задания, логические арифметические задачи, головоломки.
Игры с правилами – шашки, шахматы, нарды и т. п.
Вывод
Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.