Морозова Евгения Александровна
Особенности формирования ручной умелости у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования ручной умелости у детей 4–5 лет
Средний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки, ручная умелость.
Публикация «Особенности формирования ручной умелости у детей 4–5 лет» размещена в разделах
В этом возрасте резко возрастает любознательность детей, происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Четырехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другое. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом на этапе школьного обучения. Формирование ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию ручной умелости должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно – или предметно – действенным. Такое мышление с полным основанием можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно – образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо».
Третий этап – словесно – логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетения из бумаги и тканей, тесьмы. Ребенку нужно сложить лист бумаги пополам, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Особую роль в формировании ручной умелости играет умение пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание различных фигурок из старых открыток, картинок могут стать для дошкольников очень полезным и увлекательным занятием.
Важную роль в формировании ручной умелости в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками играет рукоделие (шитье, вышивка, вязание). Оно приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости. К сожалению, ребенку 4-5 лет доступны не все его виды.
Очень важной частью работы в детском саду по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры особенно эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. За счет этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концетрировать внимание на одном виде деятельности. Кроме того, эти игры сопровождаются чтением потешек, стихов, способствуют умению слушать и понимать содержание текстов, учат улавливать ритм речи [Косинова, 2001].
Для тренировки и стимулирования обеих рук широкие возможности представляют и физические упражнения, такие как бросание и ловля мяча, кольцебросы, метание, перекладывание мелких предметов в эстафетах и другие.
Еще одной важной формой работы по формированию ручной умелости в детском саду являются графические упражнения. Они способствуют лучшей ориентации на листе бумаги, готовят руку ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.
Для формирования ручной умелости в детском саду используют различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. В каждой группе создается пальчиковый театр, персонажи которого показывают небольшие игры - инсценировки, проводимые в форме диалога : «Маша и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. У таких инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Формирование ручной умелости можно осуществлять и в продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд и тому подобное.
Работа по формированию ручной умелости, развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Выполняемые ребенком задания должны приносить ему радость, не следует допускать переутомления. Созданные условия для целенаправленной работы по формированию ручной умелости способствуют последующему успешному обучению детей в школе.
Рассматривая особенности формирования ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста можно отметить следующее: в среднем дошкольном возрасте происходит активное освоение ребенком окружающего мира. К началу старшего дошкольного возраста заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период благоприятен для развития ручной умелости ребенка; ручную умелость дошкольника вызывает постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивой ручной умелости, то есть накопления информации об окружающем мире; постепенное расширение и углубление, упорядочивание и систематизация представлений о мире способствуют формированию ручной умелости; развитие самостоятельности в познании интересного, развитие процесса общения, самосознания. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению (умению применять полученные знания) активность дошкольника все чаще принимает форму различных видов деятельности. В дошкольном возрасте процесс заинтересованности и результативности ребенка в деятельности ярко выражены, особенно в продуктивной деятельности.
Таким образом, что ручная умелость ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом продуктивной деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.