Получи документы

Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Елена Бокк
Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком : часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.

Публикация «Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт. Так, игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи.

Игры с природным материалом – снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.

Игры с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Как видим, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок воспитатель может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием – лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка, крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега – тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом, заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).

Дошкольников знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых.

С возведением какой-либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Дети организуют совместную игру: куклы «ходят» друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе и в тоже время, если захочет, включиться в общую игру.

Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник» : строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника, они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.

Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных.

Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Улитки живут в «домиках», которые удивительно разнообразны по цвету и форме спирально закрученных раковин.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом, активно влияя на сенсорное восприятие ребенка.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. С. Сухомлинский. 1. Актуальность Уважаемые коллеги, позвольте представить.

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в.

Бизиборд как средство сенсорного развития детей раннего возрастаБизиборд как средство сенсорного развития детей раннего возраста Бизиборд как средство сенсорного развития у детей раннего возраста. Актуальность: Бизиборды – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная.

Флористика как средство работы с природным материалом Флористика как средство работы с природным материалом. Выполнила воспитатель 1 категории Тюгаева Оксана Геннадьевна, МАДОУ №4 г. Бердск,.

Игры с песком, как средство для сенсорного развития Значение игр с песком для развития детей дошкольного возраста Игры с песком для детей в самом раннем возрасте являются их первой созидательной.

Консультация для педагогов «Работа с природным материалом как способ развития мелкой моторики» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №2 «Золотой ключик» Барабинского района Новосибирской области.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.

Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В современном мире, всё чаще живое общение детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2019 в 10:01
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бокк (УИ 543448) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД