олеся ракина
Сказка как средство формирования речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка как средство формирования речи детей среднего
дошкольного возраста»
В условиях современного дошкольного образования проблема фор-мирования и совершенствования речевых умений детей посредством ис-пользования произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духов-ным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобре-тает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том числе и знакомство со сказ-ками, должно носить целенаправленный, последовательный характер.
Публикация «Сказка как средство формирования речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и другие.
В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. С. Выгот-ского, А. В. Запорожца, а также педагогов Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и со-вершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, вооб-ражение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном воз-расте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно — эти-ческом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный пери-од. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи в дошкольном возрасте является чтение сказок. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребен-ку увидеть добро и зло. Сказки не в полной мере используются для разви-тия у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком раз-говорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетиче-ской, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язы-ком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в макси-мально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальней-шем.
Речь — одно из важнейших свойств человека, главное орудие мышле-ния и основное средство общения между людьми. Речь человека — показа-тель его интеллекта и культуры. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для обще-ства.
Важнейшими источниками развития детской речи являются сказки. Сказка представляет собой устный рассказ, сказание о том, что интересно и
актуально для исполнителя и слушателя.
Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому раз-говорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сказки издавна составляют важнейший элемент народной педаго-гики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной пе-редачи.
Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повество-вательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т. к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада, которые не относятся к сказкам. Само слово «сказка» обозначает нечто рассказывае-мое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.
В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характе-ры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие дру-гие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их пони-мания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства.
Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок прони-кается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в со-стоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагоги-ческому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощу-тимое, полное движения, жизни и интереса».
В качестве средств формирования речи дошкольников в процессе ра-боты над сказкой наиболее эффективны следующие приемы:
1. Вопросы. Для того, чтобы вопросы выступали средством развития и воспитания, они должны быть разнообразными, точными, понятными де-тям, ориентироваться на определенные эпизоды, характеристики и черты героев, требовать развернутого ответа. Будучи одновременно направлен-ными на понимание сказки, характера ее героев и художественного замыс-ла, правильно заданные вопросы активизируют мышление и речь. Так, воспитатель, выясняя, понравилась ли детям сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», с вопросительной интонацией цитирует фразу из ее текста, в которой заключается мораль: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?». После ответа детей о том, что бывает плохо, педагог предлагает рассказать про каждого персонажа в отдельно-сти, добиваясь при этом употребления соответствующей лексики, грамма-тических форм, а также того, чтобы в конце каждого рассказа была упо-треблена поговорка, которая есть в концовке
самой сказки.
2. Рассматривание и анализ различных иллюстраций к сказкам при одно-временном накапливании знаний о том, как картинки, рисунки, апплика-ции помогают понять художественный замысел сказки, какие детали на ри-сунке свидетельствуют о характере персонажа или предмета из сказки, как точно воспроизведены на рисунке детали и черты из самой сказки. Инте-ресна и продуктивна в этой связи работа по сравнению рисунка с соответ-ствующим фрагмен-
том текста.
3. Словесное рисование. В этом случае дошкольники воображают себя ху-дожниками и начинают описывать то, как именно и почему они нарисова-ли бы того или иного героя. Помогают детям уточняющие вопросы воспи-тателя, комментарии и помощь других детей. Завершением такой работы может послужить рисование - каждым ребенком в отдельности или общей иллюстрации
к прочитанной сказке.
4. Повторное чтение понравившихся детях фрагментов позволяет более точно уловить особенности речи, усвоить художественные особенности текста, запомнить употребляющиеся эпитеты, сравнения, метафоры.
5. Пересказ определенного или понравившегося детям фрагмента. Напри-мер, воспитатель просит пересказать самый грустный, понравившийся, ве-селый, смешной эпизод, а также слова, поступки героев, которые по тем или иным причинам запомнились. Если подобному пересказу сопутствует дополнительно высказывание ребенка о том, почему тот или иной эпизод ему запомнился, развитие речи происходит более продуктивно.
6. Драматизация наиболее ярких, эмоциональных, самых запомнившихся детям отрывков из сказки, которые наиболее интересны с точки зрения обогаще-
ния словарного запаса детей.
При работе над сказкой и в процессе ее обсуждения необходимо особое внимание уделять словарной работе: дети должны понимать значение слов и выражений, равно как и разбираться в оттенках эпитетов, сравнений и метафор. Это особенно важно с учетом того, что сказки наполнены свое-образной лексикой, и для развития связной речи лексическое значение употребляемых слов должно быть понятно детям. Этому помогают иллю-страции, объяснение значения, подбор определений и синонимов (избушка лубяная-деревянная, горница-комната)
Таким образом, планомерная и систематическая работа над сказкой с до-школьниками выступает в качестве эффективного средства развития связ-ной речи.
В нашей стране изучением сказки занимался В. Я. Пропп Проанали-зировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое раз-нообразное содержание.
В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литератур-ный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим зна-нием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чув-стве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подоб-но народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и за-ключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками.
Таким образом, сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит иг-рая.