Наталья Силаева
Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка
▼ Скачать + Заказать документы
«Речецветик»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___ 20 __ года протокол № __
Председатель ___Табатадзе Т. А.
Рабочая программа
По внеурочной деятельности «Речецветик»
Класс 2-3
Учитель – логопед : Силаева Наталья Михайловна
2018 год
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка «Речецветик» составлена на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утверждённой приказом №82 от 30.08.2016г. ;
– «Положения о рабочей программе внеурочной деятельности, реализующей ФГОС (I вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)», приказ №151 от 29. 12. 2016г.
«Сборника примерных программ внеурочной деятельности» под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). Программы для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.
программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гумманизацию и индивидуализацию в подходах, к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Это касается и работы учителей-логопедов. Хорошим помощником в данной области служит внеурочная деятельность школьников.
Статистика нарушений речи с каждым годом увеличивается. Эта проблема очень актуальна. У учащихся возникает проблема не только в говорении, но и в элементарном общении. Многие дети не умеют выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас, нарушена лексика, грамматика, дикция. Ученики младшего школьного возраста не умеют обобщать предметы по определенным признакам, неправильно употребляют предлоги в речи, не умеют составлять рассказы и т. д. Это касается не только детей, имеющих нарушения речи.
Вряд ли приходится сомневаться в том, что дети наши, когда вырастут взрослыми, будут знать, понимать и уметь гораздо больше, чем мы сегодня. Оно и понятно – жизнь не стоит на месте, развивается. Каждый день появляются новые машины, технологии, методы, науки. А вместе с ними нарождаются и новые слова, понятия и категории.
Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.
Цель: создание условий для формирования правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Создать условия для выявления индивидуального речевого нарушения учащихся.
Создать условия для определения пути преодоления выявленных нарушений.
Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.
Создать условия для развития артикуляционной моторики.
Создать условия для совершенствования моторики пальцев рук и кистей рук.
Способствовать формированию речевого выдоха.
Создать условия для развития фонематического слуха.
Создать условия для совершенствования интонационной выразительности речи (дикция, орфоэпия).
Способствовать обучению учащихся правилам работы со скороговорками.
Создать условия для развития у детей самоконтроля за собственной речью.
Работа с учащимися проводится в группе, все участники группы объединены общими целями и задачами. А именно совершенствовать и обогащать свою устную речь. Групповая форма работы помогает участникам :
- приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;
- преодолевать трудности речевого общения;
- развивать формы словесного говорения, которые будут функционировать в реальной жизни;
- развитие ценностных ориентиров (коммуникабельности, предприимчивости, самостоятельности, организационной и управленческой компетентности, конвенциональности, законности).
В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Главная задача занятий помочь учащимся говорить правильно через игру.
Важно оговорить с участниками заранее основные принципы занятий:
- активность на занятии;
- доверительность при речевом высказывании;
- добровольность;
- равенство позиций;
- одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга.
Описание места внеурочной деятельности «Речецветик» в учебном плане
Внеурочная деятельность входит в учебный план МБОУ «Усть-Абаканская ОШИ». Общая недельная нагрузка составляет 1 час в неделю.
Четверть Количество недель Количество часов в неделю, в четверть, за год
1 год обучения
1четверть 8 недель 8
2четверть 8 недель 8
3четверть 10недель 10
4четверть 8 недель 8
год 34 недели 34
Планируемые личностные результаты внеурочной деятельности и их оценка
В результате работы по данной программе, у обучающихся будут сформированы следующие навыки:
- расширение словарного запаса;
- осознание значимости правильного говорения для личного развития;
- потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;
- умение планировать грамотную речь.
В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие личностные результаты внеурочной деятельности :
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
-умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы «Речецветик» дает возможность для воспитания ученика, умеющего грамотно разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
В программу курса также входят : беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Все занятия обобщены по лексическим темам. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например “Сорока-ворона…”. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. В данной программе задания на развитие движений рук включены обязательно.
Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Скороговорка - род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Это уникальное явление языковой культуры любого народа. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т. д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой, красивой и правильной речи.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя четыре этапа:
1. Вступление, направленное на подготовку речевой моторики к более продуктивному действию-говорению.
2. Основная часть, состоящая из непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.
3. Заключение, включающее в себя различные упражнения по восстановлению дыхания.
4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приё мы:
- групповая дискуссия;
- беседа;
- ролевая игра;
- импровизация;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок.
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
- практические,
- наглядно-демонстрационные,
- игровые,
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций,
- словесные.
Материально-техническое обеспечение: Компьютер, зеркала, ватман, цветные карандаши, пластилин, шарики Су Джок, демонстрационные пособия («Мебель», «Посуда», «Времена года», «Животные Африки» и т. д.); ТСО (мультимедийное пособие “Учимся говорить правильно”, «Баба-Яга учится читать», «Игры для Тигры», компьютерные технологии В. М. Акименко и т. д.
Методическая литература
1. Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.
2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч. 1.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
4. Гомзяк О. С. Говори правильно. /О. С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. М. : ГНОМ и Д, 2011.
6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : ЭКСМО, 2009 г.
7. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский дом “Литера”, 2010 г.
8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.
Календарно-тематическое планирование «Речецветик»
1 год обучения
№ п/п Дата Тема
Примечание
план факт
1четверть (8 часов)
Раздел «Мир полон звуков»
1. 4.09 В мире безмолвия и невиданных звуков
2. 11.09 В гости к Алфавиту
3. 18.09 В гости к Алфавиту
4. 25.09 В стране «говорящих скал»
5. 2.10 В стране «говорящих скал»
6. 9.10 Путешествие в страну гласных звуков
7. 16.10 Путешествие в страну гласных звуков
8. 23.10 Хитрые гласные (гласные 1 ряда)
2 четверть (8 часов)
Раздел «Волшебный замок букв и звуков»
9. 6.11 Хитрые гласные (гласные 2 ряда)
10. 13.11 Интересные согласные
Н,Р,М,Л,Й
11. 20.11 Два разделительных брата Ь
12. 27.11 Два разделительных брата Ъ
13. 4.12 Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству)
14. 11.12 Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству)
15 18.12 Такие похожие, но разные букв (смешивание букв по оптическому сходству)
16. 25.12 Сомнительный парный согласный
3 четверть (10 часов)
Раздел «Путешествие в страну слов»
17. 15.01 Сомнительный парный согласный
18. 22. 01 Эти интересные сочетания: ЧК,ЧН
19. 29. 01 Эти интересные сочетания: ЧК,ЧН
20. 5.02 Создание памятки «Правила переноса»
21. 12.02 Волшебное средство - самоинструкция
22. 19.02 Волшебное средство - самоинструкция
23. 26.02 Память и грамотность
24. 5.03 Учимся составлять кроссворд, придумывать ребус
25. 12.03 Слова-спорщики (антонимы)
26. 19.03 Слова-спорщики (антонимы)
4 четверть (8 часов)
Раздел «Как делаются слова»
27. 2.04 Слова-друзья (синонимы)
28. 9.04 Слова-друзья (синонимы)
29. 16.04 Чудеса в стране слов (многозначные слова)
30. 23.04 Слова - омонимы
31. 30.04 Слова-омофоны
32. 7.05 О пользе знаков препинания
33. 14.05 О пользе знаков препинания
34. 21.05 О пользе знаков препинания