МААМ-картинки

Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Юлия Елисеева
Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Рабочая программа кружка «Любознайки» разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Публикация «Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности „Любознайки“ для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет» размещена в разделах

Данная программа направлена на развитие поисково – исследовательской деятельности детей 5 – 7 лет. Направленность программы : по содержанию является научно – технической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации – двухгодичной.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цель программы :

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

• Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;

• Обучать приёмам сравнения, анализа, обобщения и классификации;

• Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

• Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;

• Учить фиксировать результаты исследований;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

• Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Ожидаемые результаты:

Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 5 – 7 лет – воспитанники старшей и подготовительной к школе группы детского сада. Срок реализации программы 2 года.

Совместная деятельность воспитателя и детей по опытно – экспериментальной деятельности проводится 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год.

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. ;

2. Неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др. ;

3. Человек – функционирование организма, рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам реализации.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет чё ткую структуру проведения:

1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотез;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов (если это необходимо);

6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

• Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• Тайна, сюрприз;

• Мотив помощи;

• Познавательный мотив (почему так);

• Ситуация выбора.

Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» и А. И. Ивановой «Маленький исследователь».

Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формирования навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.

Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.

Методические рекомендации по организации центров детского экспериментирования

Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса,

интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и формируют у детей научное мировоззрение.

Предметно-развивающая среда.

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо

оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Оборудование центра экспериментирования.

Центр «Песок, вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, опилки, шарики из разного материала, банки, бутылки, крышки.

Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.

Центр «Науки и природы» : пластилин, стеки. Горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д., пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т. д.) , оборудование для ухода за растениями, модели календаря природы и погоды, лупа, кусочки меха, вата, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и т. д., магниты, бисер, стеклярус, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей, весы, глобус, деревянные предметы, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз», микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока.

Работа с родителями.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями. До их сведения было доведено о начале работы по данной теме. Родители принимают активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций:

- Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

- Открытый показ кружковой работы.

- Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».

- Фоторепортажи о кружковой работе.

- Рекомендации родителям о проведении экспериментов в летний период.

- Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условия.

Перспективные планы составлены с учётом требований программы, возрастных особенностей, материально – технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей в старшей группе

Месяц Тема Программные задачи Материалы

Сентябрь Диагностика по экспериментальной деятельности (по методике А. И. Ивановой «Маленький исследователь») Вы явить знания и умения детей по экспериментальной деятельности.

Октябрь «Почему песочные часы называются песочными?» Выявить свойства песка и глины. Развивать мышление. Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, песочные часы.

«Эти удивительные камни» Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы. Различные камни, презентация «Мир удивительных камней», «Чудесный мешочек».

Ноябрь «У воды нет запаха» Дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха. Стаканчики с водой, воронка, кусочек земли, глобус, ложка, пипетка.

«Помощница вода» Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде : прозрачная, без запаха, без цвета. Картинка капельки, банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой, стаканчики.

Декабрь «Бумажная фея» Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание). Листочки бумаги различных видов, ёмкость с водой, предметы, изготовленные из бумаги.

«Что лучше: бумага или ткань?» Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить видеть их различия и сходства. Платочки из бумаги и ткани по количеству детей, вещи из ткани и бумаги.

Январь «Опыт со снегом» (проводится на улице) Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, лёгкий). Формировать умение рассуждать: почему на ладошке растаяла снежинка, а на рукавичке нет? Почему снег в комнате тает? Почему на морозе вода превращается в лёд?

«Цветные льдинки» Помочь выявить свойства воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Вода, акварельные краски, формочки по количеству детей.

Февраль «Наши помощники – глаза» Познакомить детей со строением глаза, функцией его частей. Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

«Отгадай на вкус» Помочь определить пищу на вкус (не глядя на неё). Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. От 3 – 5 контрастных по вкусу продуктов.

Март «Необыкновенный мир магнитов» Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Рукавичка с магнитом внутри, магниты, металлические, пластмассовые и деревянные предметы, стакан с водой.

«Путешествие в мир стеклянных вещей» Познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления, активизировать познавательную деятельность : вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. Предметы из стекла, две банки (стеклянная и металлическая, стакан с водой, лёд, железные палочки.

Апрель «Поиск воздуха» Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Вода, султанчики, пакет, резиновые игрушки, трубочки для коктейля ёмкость.

«Танец горошин» Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Вода, горошины, баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка).

Май «Хитрые семена» Познакомить со способами проращивания семян. Семена, бобов, кабачков, земля, 2 баночки, палочка, салфетка из марли, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Итоговая диагностика экспериментальной деятельности детей. Выявление развития познавательной активности детей посредством экспериментальных действий.

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе

Месяц Тема Программные задачи Материалы

Сентябрь Диагностика по экспериментальной деятельности (по методике «Выбор деятельности» Прохоровой Л. Н.) Выявление знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

Игра – путешествие «Приключение Буратино» Закрепить знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде). Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент. Различные кусочки дерева, миски с водой.

Октябрь «Зачем растения вертятся?» Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы. Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Развивать понятия об изменении объектов природы, веществ и др. 2 маленьких одинаковых зелёных растения в горшочках, тёмный шкаф, дневник наблюдений, карандаши (по количеству детей).

«Воздух – невидимка»

Интеграция: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Развивать способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Целлофановые пакеты, стакан, миска с водой, салфетки, свеча, трубочки для коктейля (по количеству детей).

Ноябрь «Зачем кошке шершавый язык?» Определить строение и значение языка кошки. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за ними. Кусочки наждачной бумаги, меха, натёртый грифель карандаша в тарелочке, презентация «Кошки».

«Подводная лодка из винограда» Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. Свежая газированная вода (лимонад, виноградинки (по количеству детей).

Декабрь «Узнай по запаху». Дать детям представление об органах чувств (нос). Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятаны туалетное мыло, флакончик из – под духов, кожура от мандарина и т. п.

«Необычное в обычном» Учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование. Конверт с письмом, карта с обозначениями мест опасности, поваренная соль, макет вулкана, сода, моющая жидкость, уксус (для приготовления лавы).

Январь «Вода – растворитель. Очищение воды». Закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Стаканчики с грязной водой, воронки, «боны» из фольги, ватные диски, песок.

«Освобождение бусинок из ледяного плена» Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Замороженные во льду бусинки, баночки с тёплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребёнка.

Февраль «Заплесневелый хлеб». Установить, что роста мельчайших живых организмов (грибков, нужны определённые условия. Чёрный и белый хлеб, целлофановый пакет.

«Как достать скрепку из воды, не замочив рук?» Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Вода, таз, скрепки, магнит, стаканчики.

Март «Ветер, ветер, ты могуч!» Уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, влиянии его на жизнь живых организмов и человека. Сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, соломинка, резиновый шар, веер, веточки с листьями, аудио запись «шум ветра», стаканчики и трубочки на каждого ребёнка.

«Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном, холодном месте» Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения. 2 банки, семена гороха, почва, тёмный шкаф, лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

Апрель «Путешествие в страну Зазеркалье» Познакомить детей с историей появления зеркала. Закрепить знания о необходимости этого предмета. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Зеркала, ёмкость с водой, листы цветного картона, кусочки металла, салфетки, стекло, фольга, пластилин, стеки, салфетки.

«Почему птицы летают?» Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам. Перья, презентация «Птицы», карточки с изображением птиц, бумажные птицы с разной величиной крыльев, картины русских художников.

Май Итоговая диагностика экспериментальной деятельности детей. Выявление развития познавательной активности детей посредством экспериментальных действий.

«Опыт с металлом и пластмассой» Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. Вода, ёмкость, металлическая гайка, пластмассовые колпачки, совок, молоток (без ручки).

Роль семьи в развитии опытно – экспериментальной активности ребёнка

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Перспективный план работы с родителями

п/п Мероприятия Задачи

1. Родительские собрания:

1. «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»

2. «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка»

3. «Проведение экспериментов летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей» Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности.

2. Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»

2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

4. «Игра или экспериментирование»

5. «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребёнка» Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

3. 1. Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини – лабораторию?»

2. Фотовыставка «Мы экспериментируем»

3. Открытые занятия: «Воздух – невидимка», «Необыкновенный мир магнитов», «Какими бывают камни?» и т. д.

3. Создание мини – лаборатории.

Популяризация исследовательской активности ребёнка – дошкольника.

4. 1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна». Организация сотрудничества с родителями.

Методическое обеспечение программы :

1. А. И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/Савенков А. И. // «Дошкольное воспитание» - №4 2006 г.

2. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников». – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010 г.

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009 г.

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно – экспериментальная деятельность».

5. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007 г.

6. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». – М. : Педагогическое общество России, 2010 г.

7. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. – сост. – Волгоград: Учитель, 2011 г.

8. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

9. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду».

10. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

11. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. – 2000 г.

12. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, г. Кизел Пермский край Отчёт по кружковой работе «Организация.

Программа кружка развивающих игр «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию,.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 5–6 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Одна из важнейших проблем в наше время – патриотическое воспитание дошкольников. Тема возрождения России стала звучать.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 3–4 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Рабочая программа кружка по мордовскому (мокша) языку для детей 5–7 лет Раздел 1. Целевой 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон.

Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста .

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Быковсикй детский сад №1 «Тополек» Быковского муниципального района Волгоградской.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся:.

Рабочая программа кружка «Юный дизайнер» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Новый. Дополнительная общеобразовательная.

Рабочая программа танцевального кружка для детей 5–7 лет «Звонкий каблучок» Рабочая программа программа танцевального кружка для детей 5-7 лет. «Звонкий каблучок» срок реализации 1 год Составитель Татаринцева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 21:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Елисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД