Моисеева Оксана Николаевна
Рабочая программа кружка «Звукарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал «Колокольчик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»
Принято
педагогическим советом
протокол от 31.08.2015г. № 1
Утверждено
Заведующий МБДОУ
«Первомайский детский сад»
Приказ от ___2015г. №
___Т. И. Рогатина
Рабочая программа
кружка
«ЗВУКАРИК»
Возраст детей 5 - 7 лет.
Срок реализации программы – 1 год
учитель-логопед : Моисеева О. Н.
п. Первомайский
2015г.
Пояснительная записка
Темочки:
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5).
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи;
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- расширять кругозор детей по окружающему миру.
Условия реализации:
Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О. А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)
На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к логопеду, что помогает им хорошо видеть и слышать логопеда и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Отличительная особенность данной программы.
Программа направлена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, общей и мелкой моторики.
Возраст: старшая и подготовительная к школе группа.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Формы занятий:
1. Рассматривание картины.
2. Рассматривание предметов.
3. Загадывание загадок.
4. Дидактические игры:
- пальчиковые;
- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
- артикуляционная гимнастика;
- звуковые игры;
- дыхательная гимнастика;
-использованием приёмов мнемотехники и схем – моделей.
Занятие делиться на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно- дидактического материала проводиться работа над словарем и грамматическим строем. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло», широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх, взятых из парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 6-7 лет», дети отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и т. д. В конце занятия, с помощью полученных знаний по теме уделяется внимание синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. Все предыдущие части занятия способствуют отработки умение у детей, самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по предложенной теме.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.
У детей формируется следующие результаты:
1. Повышается культура речи, развивается связанная речь, расширяется речевое общение, что способствует развитию личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала.
2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.
3. Дети успешно обучаются и усваивают программу дошкольного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития устной речи.
В результате изучения данного курса дошкольники смогут:
- проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;
- ориентироваться в пространстве;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;
- уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;
- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;
- уметь придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра;
- определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним;
- уловить наиболее яркие примеры образности языка;
- выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;
- подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы) ;
- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
Учебный план
кружка «ЗВУКАРИК»
Тема Количество занятий
Воспитание звуковой культуры речи 4
Формирование грамматического строя речи 4
Словарная работа. 4
Развитие связной речи 9
Развитие образной речи. 2
Развитие речи с использованием приёмов мнемотехники и схем – моделей 10
ИТОГО : 33
Пояснительная записка к учебному плану:
Работа кружка направлена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, общей и мелкой моторики.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во вторник во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Всего занятий в месяц 4; в год 33.
Календарно-тематический план
Раздел
Воспитание звуковой культуры речи
№ тема Цель
1 «Найди звук» Находить заданный звук в словах.
2 «Едим, летим, плывём» Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова
3 «Игла-пила» Дать представление о разных значениях многозначного слова; подбирать признаки и действия к заданным словам; определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.
4 «Коза – стрекоза»
Развивать представление о похоже звучащих словах, подбирать пары слов с разным количеством слог.
Раздел Формирование грамматического строя речи.
№ тема
цель
1 «Как сказать правильно?» Учить различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу.
2 «В гостях у братцев Ик и Ищ»
Образовывать слова с разными смысловыми оттенками
3 «Чей, чья, чьи, чье?» Образование притяжательных прилагательных
4 «Какая, какой, какие?» Образование относительных прилагательных
Раздел Словарная работа.
1 «Это правда или нет?» Учить находить неточности в стихотворном тексте
2 «Слова друзья» Учить подбирать синонимы
3 «Слова враги» Учить подбирать антонимы
4 «Назови одним словом»
Учить обобщать слова по характерным признакам
Раздел Развитие связной речи
№ тема Цель
1 «Придумай рассказ» Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют своё значение, и переносить их в связное высказывание.
2 «Нарисуй портрет» Формировать представления детей об описании и его структурных элементах, определять недостатки описания.
3 «Выбери концовку рассказа» Определить наиболее подходящую концовку для описательных рассказов: деловых и художественных.
4 «Выбери начало» Познакомить детей со структурой повествовательного текста и с первой частью – началом, вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках.
5 «Учимся рассуждать» Подвести детей к составлению рассуждений и понимания его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.
6 «Составь рассуждения»
Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определённой последовательности.
7 «Составь разные рассказы» Показать развитие сюжета.
8 «Четвероногий друг» Составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение, используя разнообразные средства связи между частями высказывания.
9 «Ждём гостей» Учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки
Раздел Развитие образной речи.
№ тема Цель
1 В гостях у бабушки Загадушки Познакомить детей с жанровыми особенностями загадок.
2 Мир пословиц и поговорок Познакомить детей с жанровыми особенностями скороговорок, пословиц, учить понимать обобщённое значение пословиц и поговорок и составлять по ним небольшие рассказы.
Раздел Развитие речи с использованием приёмов мнемотехники и схем – моделей
№ тема Цель
1 Составление рассказа по картине «Белочка»
Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами
2 Составление описательного рассказа по теме «Увидел скворца – знай: весна у крыльца».
Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами
3
Составление рассказа «Подснежник»
Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме – модели.
4 Составление рассказа «Весна идёт» Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме – модели.
5 «Моя любимая игрушка» Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники
6 «Мой лучший друг (лучшая подруга)» Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники
7 «Моя любимая сказка» Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники
8 Стихи о весне Заучивание стихов с использованием приёмов мнемотехники.
9 Потешки Заучивание потешек с использованием приёмов мнемотехники.
10 Путешествие в страну правильной речи Подведение итогов кружковой работы
Список литературы
• Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008
• Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Волгоград,2011
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие. - М. : Изд. ГНОМ и Д, 2003.
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период) : Пособие для логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
• Косинова Е. М. Учимся правильно говорить. М., «РОСМЭН» 2008
• Никитина А. В. 34 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7лет).СПб. : КАРО, 2009.
• Новиковская О. А. Стихи для развития речи. М., «Астрель», 2008
• Новиковская О. А Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. Издательство Астрель, Санкт-Петербург, 2009
• Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов. — М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
• Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., «Владос», 1994.
• Ушаковой О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2012
• Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет Дидактические материалы.
• Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М., 2003г.