Наталья Чуклеева
Рабочая программа фольклорного кружка
▼ Скачать
«Ладушки» на 2018–2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Публикация «Рабочая программа фольклорного кружка» размещена в разделах
Значение фольклора в жизни ребёнка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
Программа «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что кружковый метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Цели программы кружка : развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи кружка :
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность кружка «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Данная рабочая программа кружка предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.
Формы работы : занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей: 1,5 -3 года
Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.
Ожидаемые результаты:
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
План кружковой работы на 2018-2019 год
в первой младшей группе
Неделя Тема
Содержание Виды деятельности. Методы и приемы Материал
СЕНТЯБРЬ
1 я - неделя Прибаутки, потешки. Знакомство с этими понятиями потешки. Познакомить детей с прибаутками и потешками. Формировать умение слушать потешку наизусть. Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста.
Иллюстрации по теме, кукла Петрушка
2 я - неделя
Кукла Маша засыпай! Познакомить с содержанием текста колыбельной песни «Котя-котенька-коток.» Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». Кукла Маша, кукла Петрушка,
CD с колыбельными песенками.
3 я - неделя Веселые считалки Познакомить детей со считалками.
Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». Кукла Петрушка, иллюстрации по теме.
4 я - неделя
Образ Петрушки в малых фольклорных формах. Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни.
Игра-драматизация «Петя петушок».
Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме.
ОКТЯБРЬ
1 я - неделя Потешки. Знакомство с понятием потешки. Познакомить детей с потешками. Формировать умение слушать потешку наизусть Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной игры ««В гостях у солнышка» Иллюстрации по теме
2 я - неделя
Знакомство со сказкой «Колобок». Познакомить детей со сказкой. Настольный театр «Колобок» Фигурки из сказки
3 я - неделя Веселые считалки Познакомить детей со считалками.
Игра-забава «Где наши ручки?» Иллюстрации по теме
4 я - неделя Потешки Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни. Хороводная игра «Пузырь» Иллюстрации по теме
НОЯБРЬ
1 я - неделя Потешки Расширять представления о потешках, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Упражнять в заучивании наизусть потешки «Котик». Поем потешку «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы. Кукла Петрушка, кукла Петушок.
2 я - неделя «Люли-люлюшки» Продолжать знакомство с колыбельной песней. Ознакомить с содержанием колыбельной «Люлюлюлюшки».
Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен.
Кукла Петрушка, игрушка Киска Мура
3 я - неделя Считалочки Продолжать знакомство со считалочками. Помочь понять содержание считалочки «Сидел петух на лавочке.» Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Катай-катай». Кукла Петрушка
4 я - неделя
Образ Котика в малых фольклорных формах Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Совершенствовать способность выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Игра- драматизация «Кошкимышки».
Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки.
ДЕКАБРЬ
1 я - неделя
Русские народные хороводы игры Ознакомить детей с русскими народными хороводами.
Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения. Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка.
2 я - неделя
Русская народная хоровод-игра «Дрема». Ознакомить детей с русской народной хороводной игрой «Дрема».
Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема».
Игрушка Заяц
3 я - неделя
Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Формировать умение выполнять действия игры, играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка». Кукла Петрушка.
4 я - неделя
Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Закрепить умение играть в русскую народную хоровод- игру «Дрема», «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед ороз».
Кукла Петрушка
ЯНВАРЬ
3 я - неделя Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы». Упражнять детей в умении играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы».
Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы».
Кукла Петрушка
4 я - неделя
Русская народная подвижная игра «Заинька». Развивать навыки у детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали.». Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки.
Игрушка Заинька
ФЕВРАЛЬ
1 я - неделя
Весёлые ложки Ознакомить с предметами обихода (деревянные ложки). Беседа на основе наглядного материала.
Ложки деревянные. Звукозапись.
2 я - неделя
Трень-брень, гусельки Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке. Рассматривание иллюстраций, с изображением музыкальных инструментов. Чтение рус. нар. скази "Лиса и Петух".
Картинки с изображением муз. инструментов. Иллюстрации к сказке. Прослушивание звукозаписи.
3 я - неделя
Зимние загадки Ознакомить детей с зимними явлениями природы через загадку.
Загадывание загадок. Проведение физ-минуток «Заинька беленький».
Игрушка Снеговик.
4 я - неделя
Загадки о животных Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу.
Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки».
Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки.
МАРТ
1 я - неделя
Русская народная сказка «Репка» Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций. Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка.
2 я - неделя
Русская народная сказка «Теремок»
Формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций.
Книга со сказкой «Теремок». Лист бумаги с изображением теремка, цветные карандаши
3 я - неделя
Русская народная сказка «Козлята и волк»
Совершенствовать умение интонационно выразительно
передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок, используя структурно-логическую схему, составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать речь. Прочтение сказки, прослушивание музыкальных
фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций. Книга со сказкой «Козлята и волк»
с иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкально сказки «Козлята и волк».
4 я - неделя
Русская народная сказка «Маша и медведь» Продолжать эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети».
Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями.
АПРЕЛЬ
1 я - неделя
Загадки о животных Закреплять умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».
Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных.
2 я - неделя
Колыбельная «Баюшки» Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Ознакомить с содержанием колыбельной «Баюшки». Пропевание колыбельных песен.
Игрушки мамамышь и мышонок
3 я - неделя
Считалочки Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, формировать умение проговаривать считалочку «Кукушка». Заучивание считалок наизусть. Кукла Петрушка
4 я - неделя
Веселый огородник Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». Проведение подвижной игрыхоровода с заучиванием текста.
Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей.
МАЙ
1 я - неделя
Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» Приучать внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок.
Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса.
2 я - неделя
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Воспитывать эмоциональнообразное восприятие содержания сказки, понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису.
Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса.
3 я - неделя
Русская народная сказка «Гусилебеди» Развивать умение воспринимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гусилебеди».
Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка.
4 я - неделя
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк»
Упражнять в умении осмысливать характер и
поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели».
Кукла Петрушка
Оборудование и материалы:
- Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями
- Фонограммы русских народных песен, сказок
- Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли
Литература:
1. Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г 2. Н. Ф. Сорокина «Театр – творчество – дети» 3. Г. Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». 4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М. : Просвещение, 1957. - 224с. 5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г 6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой, М. : Просвещение, 1986. - 79с. 7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987. - 240с. 8. Петров В. М., Гришина Г. Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г 9. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г