МААМ-картинки

Рабочая программа фольклорного кружка

Наталья Чуклеева
Рабочая программа фольклорного кружка
▼ Скачать + Заказать документы

«Ладушки» на 2018–2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Публикация «Рабочая программа фольклорного кружка» размещена в разделах

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

Программа «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что кружковый метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели программы кружка : развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи кружка :

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность кружка «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная рабочая программа кружка предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.

Формы работы : занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 1,5 -3 года

Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

План кружковой работы на 2018-2019 год

в первой младшей группе

Неделя Тема

Содержание Виды деятельности. Методы и приемы Материал

СЕНТЯБРЬ

1 я - неделя Прибаутки, потешки. Знакомство с этими понятиями потешки. Познакомить детей с прибаутками и потешками. Формировать умение слушать потешку наизусть. Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста.

Иллюстрации по теме, кукла Петрушка

2 я - неделя

Кукла Маша засыпай! Познакомить с содержанием текста колыбельной песни «Котя-котенька-коток.» Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». Кукла Маша, кукла Петрушка,

CD с колыбельными песенками.

3 я - неделя Веселые считалки Познакомить детей со считалками.

Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». Кукла Петрушка, иллюстрации по теме.

4 я - неделя

Образ Петрушки в малых фольклорных формах. Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни.

Игра-драматизация «Петя петушок».

Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме.

ОКТЯБРЬ

1 я - неделя Потешки. Знакомство с понятием потешки. Познакомить детей с потешками. Формировать умение слушать потешку наизусть Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной игры ««В гостях у солнышка» Иллюстрации по теме

2 я - неделя

Знакомство со сказкой «Колобок». Познакомить детей со сказкой. Настольный театр «Колобок» Фигурки из сказки

3 я - неделя Веселые считалки Познакомить детей со считалками.

Игра-забава «Где наши ручки?» Иллюстрации по теме

4 я - неделя Потешки Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни. Хороводная игра «Пузырь» Иллюстрации по теме

НОЯБРЬ

1 я - неделя Потешки Расширять представления о потешках, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Упражнять в заучивании наизусть потешки «Котик». Поем потешку «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы. Кукла Петрушка, кукла Петушок.

2 я - неделя «Люли-люлюшки» Продолжать знакомство с колыбельной песней. Ознакомить с содержанием колыбельной «Люлюлюлюшки».

Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен.

Кукла Петрушка, игрушка Киска Мура

3 я - неделя Считалочки Продолжать знакомство со считалочками. Помочь понять содержание считалочки «Сидел петух на лавочке.» Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Катай-катай». Кукла Петрушка

4 я - неделя

Образ Котика в малых фольклорных формах Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Совершенствовать способность выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Игра- драматизация «Кошкимышки».

Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки.

ДЕКАБРЬ

1 я - неделя

Русские народные хороводы игры Ознакомить детей с русскими народными хороводами.

Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения. Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка.

2 я - неделя

Русская народная хоровод-игра «Дрема». Ознакомить детей с русской народной хороводной игрой «Дрема».

Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема».

Игрушка Заяц

3 я - неделя

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Формировать умение выполнять действия игры, играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка». Кукла Петрушка.

4 я - неделя

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Закрепить умение играть в русскую народную хоровод- игру «Дрема», «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед ороз».

Кукла Петрушка

ЯНВАРЬ

3 я - неделя Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы». Упражнять детей в умении играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы».

Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы».

Кукла Петрушка

4 я - неделя

Русская народная подвижная игра «Заинька». Развивать навыки у детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали.». Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки.

Игрушка Заинька

ФЕВРАЛЬ

1 я - неделя

Весёлые ложки Ознакомить с предметами обихода (деревянные ложки). Беседа на основе наглядного материала.

Ложки деревянные. Звукозапись.

2 я - неделя

Трень-брень, гусельки Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке. Рассматривание иллюстраций, с изображением музыкальных инструментов. Чтение рус. нар. скази "Лиса и Петух".

Картинки с изображением муз. инструментов. Иллюстрации к сказке. Прослушивание звукозаписи.

3 я - неделя

Зимние загадки Ознакомить детей с зимними явлениями природы через загадку.

Загадывание загадок. Проведение физ-минуток «Заинька беленький».

Игрушка Снеговик.

4 я - неделя

Загадки о животных Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу.

Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки».

Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки.

МАРТ

1 я - неделя

Русская народная сказка «Репка» Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций. Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка.

2 я - неделя

Русская народная сказка «Теремок»

Формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций.

Книга со сказкой «Теремок». Лист бумаги с изображением теремка, цветные карандаши

3 я - неделя

Русская народная сказка «Козлята и волк»

Совершенствовать умение интонационно выразительно

передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок, используя структурно-логическую схему, составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать речь. Прочтение сказки, прослушивание музыкальных

фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций. Книга со сказкой «Козлята и волк»

с иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкально сказки «Козлята и волк».

4 я - неделя

Русская народная сказка «Маша и медведь» Продолжать эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети».

Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями.

АПРЕЛЬ

1 я - неделя

Загадки о животных Закреплять умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».

Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных.

2 я - неделя

Колыбельная «Баюшки» Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Ознакомить с содержанием колыбельной «Баюшки». Пропевание колыбельных песен.

Игрушки мамамышь и мышонок

3 я - неделя

Считалочки Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, формировать умение проговаривать считалочку «Кукушка». Заучивание считалок наизусть. Кукла Петрушка

4 я - неделя

Веселый огородник Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». Проведение подвижной игрыхоровода с заучиванием текста.

Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей.

МАЙ

1 я - неделя

Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» Приучать внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок.

Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса.

2 я - неделя

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Воспитывать эмоциональнообразное восприятие содержания сказки, понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису.

Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса.

3 я - неделя

Русская народная сказка «Гусилебеди» Развивать умение воспринимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гусилебеди».

Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка.

4 я - неделя

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк»

Упражнять в умении осмысливать характер и

поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели».

Кукла Петрушка

Оборудование и материалы:

- Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями

- Фонограммы русских народных песен, сказок

- Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли

Литература:

1. Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г 2. Н. Ф. Сорокина «Театр – творчество – дети» 3. Г. Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». 4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М. : Просвещение, 1957. - 224с. 5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г 6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой, М. : Просвещение, 1986. - 79с. 7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987. - 240с. 8. Петров В. М., Гришина Г. Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г 9. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Народное творчество» «Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры» Рабочая программа кружка «Народное творчество».

Рабочая программа хореографического кружка «Карамельки» Пояснительная записка. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество.

Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одним из немаловажных аспектов развития.

Рабочая программа кружка по бумагопластике Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,.

Рабочая программа кружка по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Алёнушка» «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ___Е. В. Самохина.

Рабочая программа кружка «Умные ладошки» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ КРУЖКА «УМНЫЕ ЛАДОШКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые.

Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» Актуальность Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития.

Рабочая программа кружка «Волшебный завиток» Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ребёнок должен.

Рабочая программа кружка «Звукарик» Филиал «Колокольчик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Принято педагогическим советом.

Рабочая программа кружка по ФЭМП «Развивай-ка» 1. Пояснительная записка. Рабочая программа кружкапо формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа фольклорного кружка
Опубликовано: 17 марта 2019 в 17:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа фольклорного кружка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чуклеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД