Гюльнара Мамедова
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружка «Шашки» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Публикация «Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружка „Шашки“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее, я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей.
Цель кружка: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
• обучить основам шашечной игры;
• обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
• обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.
Воспитательные:
• воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;
• выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развивать стремления детей к самостоятельности;
• развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Физические:
• осуществлять всестороннее физическое развитие детей.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Программа «Шашки» рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия, проводится 1 раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий 25 минут.
Основными формами работы и средствами обучения являются:
• практическая игра;
• решение задач, комбинаций и этюдов;
• дидактические игры и задания, игровые упражнения ;
• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.
Методическое обеспечение
- Опорные схемы
- Компьютер (в домашних условиях)
- набор шашек и шашечных досок
- простой карандаш
- линейка
- бумага для рисования.
Организация занятий:
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Прогнозируемый результат освоения программы:
развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
развиваются пространственное воображение и мышление;
сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.
Вопросы и задания:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Используемая литература:
1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. – М. : Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Ленинздат, 1969. – 128 с.
3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.
6. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
7. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М. : Физкультура и спорт, 1982.
8. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256
.