Белолипецкая Оксана
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Особенности Рабочей программы
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Публикация «Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 4 раза в месяц;
продолжительность – 15-20минут.
Форма проведения занятий кружка – групповая.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Методы обеспечения:
• Поисково – исследовательские наблюдения : случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы (конструктивные).
• Этапы осуществления проекта
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
• Сравнение.
• Метод моделирования и конструирования.
• Метод вопросов.
• Метод повторения.
• Решение логических задач.
• Экспериментирование и опыты.
Базовые средства : Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование, проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.
Мотивация детей : Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!
1.2. Цель и задачи реализации Рабочей программы
Цель программы кружка :
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
6. Развивать коммуникативные навыки.
1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Занятия организуются на принципах:
• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;
• доступности предлагаемого материала;
• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
• вариативности и проблемности;
• взаимодействия с семьей.
Игровые приё мы:
• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
• повтор инструкций;
• выполнение действий по указанию детей;
• «намеренная ошибка»;
• проговаривание хода предстоящих действий;
• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Этапы организации и проведения опытов :
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.
Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента:
1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)
2. Определение типа, вида и тематики.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.
6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.
7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.
1.4. Характеристики особенностей развития детей
Отечественные педагоги-психологи в своих работах озвучивают необходимость вовлечения дошкольников в осмысленную деятельность, в ходе которой они сами смогли бы узнавать новые характеристики предметов, их качества и свойства, общее и отличное друг от друга. А так же о необходимости предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний.
В среднем дошкольном возрасте сохраняется связь мышления и действий, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Ребенок на 5 году жизни
достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развивается мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точны, ловки, что помогает ему овладеть умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда. Он осознанно
стремится к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (например, последовательность действий при конструировании). Проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок
способен устанавливать понятные и ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психологические процессы, и особенно память. Развивается
познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Ребенок способен представлять себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов,
представляет будущие конструкции, поделки, создает замыслы, ищет способы воплощения.
К 5 годам внимание становится все более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. В этом возрасте
происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных
впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую работу или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
В этой исследовательской деятельности - экспериментировании, выделяют основную особенность: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,
Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается
содержание данного объекта. Таким образом, в возрасте 4 – 5 лет происходит интенсивное
формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения. Данный уровень развития, то есть наглядно-действенной мышление, является как бы подготовительным. В процессе его развития возникают предпосылки для формирования
более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления.
2. Планируемые результаты
2.1. Целевые ориентиры
Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов.
Расширение познавательного опыта.
Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию.
Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов.
Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности.
Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольник
2.2. Особенности проведения педагогического мониторинга
Мониторинг освоения рабочей программы по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи» проводится на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Характеристика уровней исследовательской активности в экспериментировании.
1-й уровень (высокий).
Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объёме. Активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам её решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия. направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.
2-й уровень (средний).
Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке воспитателя. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные, оправданные поисковые действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но если воспитатель эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативны по поводу дальнейшего продолжения экспериментирования не проявляют.
3-й уровень (низкий).
Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью к воспитателю, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети самостоятельно не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение взрослого участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план
Название кружка - «Юные исследователи»
Кол-во занятий в неделю - 1
Кол-во занятий в год - 32
Длительность занятий - 15-20 мин.
2.2. Годовое перспективное планирование
Сентябрь
Тема: «Делаем фигурки»
Задачи: познакомить детей со свойствами песка; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать интерес к деятельности.
Материал: песок, разные формочки.
Тема: «Чудесный мешочек»
Задачи: способствовать развитию у детей спосбности сравнивать различные овощи, отмечая их особенности; совершенствовать тактильные ощущения, сенсорное восприятие; воспитывать внимательность.
Материл: мешочек, различные овощи.
Тема: «Воздушные затеи»
Задачи: познакомить детей с физическим свойствами воздуха; способствовать развитию любознательности; воспитывать самостоятельность.
Материал: воздушные шары, полиэтиленовые мешочки, футбольный мяч, палочка.
Октябрь
Тема: «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить детей со свойствами почвы; способствовать развитию у детей логического мышления; воспитывать интерес к явлениям природы.
Материл: пульверизатор с водой, чашка с землёй.
Тема: «Ах, вода, вода, водица»
Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами воды; способствовать развитию наблюдательности; воспитывать умение действовать сообща.
Материл: стакан с водой, стекло, ложка, соль, сахар, спиртовка, монеты, камешки.
Тема: «Вот так пена!»
Задачи: познакомить детей со свойствами мыла, способствовать развитию самостоятельности; воспитывать желание соблюдать гигиену.
Материал: таз с водой, мыло или мыльный раствор.
Тема: «Секреты мыльных пузырей»
Задачи: познакомить с основными свойствами жидких веществ; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.
Материал: мыльный раствор, вода, глицерин, проволочное кольцо, трубочка.
Ноябрь
Тема: «Куда дует ветер»
Задачи: познакомить детей с определением направления ветра; развивать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать интерес к явлениям природы.
Тема: «Игры с тенью»
Задачи: познакомить детей со свойствами света и тени; развивать творческое воображение; воспитывать желание заниматься деятельностью.
Материал: лампа, белая скатерть или экран.
Тема: «Разноцветные комочки»
Задачи: познакомить детей с различными видами бумаги; развивать тактильные ощущения; способствовать становлению дружеских взаимоотношений.
Материал: бумага разной текстуры.
Тема: «Защитные свойства снега»
Задачи: познакомить детей со свойствами снега; развивать логическое мышление; воспитывать выдержку и умение доводить начатое дело до конца.
Материал: три бутылочки с водой.
Декабрь
Тема: «Сундучок самоцветов»
Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды; закрепить название цветов; воспитывать эстетический вкус.
Материла: вода, гуашь, формы разных размеров.
Тема: «Ах, снег, снежок»
Задачи: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к деятельности.
Материал: снег, разные формы.
Тема: «Ателье»
Задачи: познакомить детей с разными видами ткани и её свойствами; развивать сенсорное и тактильное восприятие; воспитывать аккуратность.
Материал: ткань разной фактуры.
Тема: «Из чего едим и пьём – всё посудою зовём»
Задачи: познакомить детей с материалами, из которых изготавливают посуду; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность.
Материал: глиняная, стеклянная, деревянная, железная посуда.
Январь
Тема: «Верёвочный человек»
Задачи: познакомить детей с опорно-двигательной системой человека – скелетом; воспитывать желание каждый день выполнять физические упражнения.
Материал: верёвочки.
Тема: «Для чего человеку кожа?»
Задачи: дать детям элементарные представления о функциях кожи и волосяного покрова; воспитывать желания следить за чистотой своего тела.
Материал: лупа, волос, шерсть животных, чешуя рыб, перья птиц, спиртовка, спички.
Февраль
Тема: «Тайнам нет конца»
Задачи: дать представление об органах дыхания; воспитывать желание заботится о своём организме.
Материал: детская гармошка, воздушные шары.
Тема: «Наши глаза»
Задачи: знакомить детей с особенностями своего организма; развивать желание узнать о себе новое; воспитывать привычку каждый день ухаживать за своими органами.
Материал: разнообразные предметы: различные по форме, цвету и величине.
Тема: «Ушки на макушке»
Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями своего организма; развивать любопытство. Воспитывать желание заботится о своём организме.
Материал: погремушки, бубен, аудиазапись с различными звуками (журчание ручья, громовые раскаты и т. д.)
Тема: «Тает снежок»
Задачи: познакомить детей с превращением снега в воду, развивать логическое мышление; воспитывать желание наблюдать за происходящим.
Материал: прозрачная ёмкость, снег, взятый с разных участков территории детского сада (ближе к котельной, дороге, в центре)
Март
Тема: «Посадили семечко»
Задачи: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; развивать любознательность; воспитывать интерес к деятельности.
Материл: прозрачные ёмкости с землёй, семена.
Тема: «Высушим платочек»
Задачи: познакомить детей с температурой, развивать умение детей устанавливать взаимосвязь между температурой и скоростью высыхания; воспитывать желание наблюдать за происходящим.
Материал: мокрые платочки.
Тема: «Тёплый камешек»
Задачи: продолжать экспериментировать с неживой природой; развивать тактильное восприятие; воспитывать самостоятельность.
Материл: гладкие камешки разных размеров.
Тема: «Где живёт ветер»
Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между силой ветра и особенностью местности; воспитывать интерес к деятельности.
Материал: ветродуи.
Апрель
Тема: «Солнечные зайчики»
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать пространственную ориентацию; воспитывать желание участвовать в деятельности.
Материал: зеркала.
Тема: «Сила ветра»
Задачи: продолжать знакомить детей с силой ветра и со свойствами предметов; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.
Материал: стол, предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик, фен.
Тема: «Электричество притягивает»
Задачи: познакомить детей с физическим явлением; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи; воспитывать интерес к деятельности.
Материал: синтетическая одежда, волосы, расчёска, бумажные фигурки, шерстяная материя.
Тема: «Почва»
Задачи: познакомить детей с составом почвы, её качествами; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.
Материал: лупа, почва, перегной.
Май
Тема: «Куда исчезла вода?»
Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.
Материал: стакан с водой.
Тема: «Как вырастить кристалл?»
Задачи: дать детям представление о растворе и способе его получения; развивать умение делать простейшие умозаключения; воспитывать интерес к деятельности.
Материал: посуда, соль, вода. спиртовка.
Тема: «Чудо природы – магнит»
Задачи: познакомить детей со свойствами магнита, его использованием; развивать логическое мышление; способствовать становлению дружеских отношений.
Материал: магнит, металлические предметы, фанерная доска, емкость с водой.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Огромное значение в работе дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно -игровую деятельность, подготавливают материалы для опытов и экспериментов.
Помогают создавать мини-выставки.
Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников
Сентябрь
1. Консультация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка».
2. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Октябрь
1. Консультация «Родители гиды на пути к познанию»
2. Памятка «Несколько золотых правил для родителей»
Ноябрь
1. Консультация «Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования»
2. Выставка литературы «Литература в помощь»
Декабрь
1. Консультация «Познавательный интерес и познавательная активность детей старшего дошкольного возраста»
Январь
1. Памятка «Система упражнений и проблемных ситуаций»
Февраль
1. Фото репортаж: «Наши опыты»
2. Папка – ширма «Занимательные эксперименты»
Март
1. «Связь экспериментирования с развитием речи и мышлением» Наглядная модель.
2. Консультация «Обучение и познание мира через игру»
Апрель
1. Анкетирование родителей «Экспериментирование дома»
2. Практикум за круглым столом «Семейный опыт детского экспериментирования».
Май
1. Презентация РП «Юные исследователи»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия и средства реализации Рабочей программы
3.1.1. Материально-техническое обеспечение Рабочей программы
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
• колонка (1 шт. ,
• интерактивная доска (1 шт)
• телевизор (1шт)
Игровые центры ППРС Центр природы и краеведения (для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями, экспериментальная лаборатория, календарь природы)
3.1.2. Оснащение учебно-методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методические пособия
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
2. Методические рекомендации Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
3. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика
5. Дж. Андруз «100 полезных экспериментов»
6. О. В. Дыбина, «Неизведанное рядом»
7. Энциклопедия для дошкольников
Наглядные пособия
Обучающие карточки :«Кем быть?», «Времена года», «Деревья».
Оборудование для детского экспериментирования: микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы “Лего”, предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов : штатив, спиртовка, пипетки, ложки.
Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.