Елена Мухановская
Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная деятельность.
Образовательные задачи:
Закреплять и расширять представления детей о способах выращивания, хранения и использования картофеля. Познакомить детей с новым пищевым продуктом – крахмалом. Экспериментальным путём получить из картофеля крахмал, исследовать его свойства, способы применения.
Учить определять свойства продукта через взаимодействие веществ.
Публикация «Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности „Секрет картофеля“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2018
Развивать любознательность, познавательный интерес детей к экспериментальной деятельности, умению сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Материал и оборудование:
Корзинка с целым сырым картофелем, потертый картофель в стаканчиках и ложечка пластмассовая на каждого ребенка, тёрка, дуршлаг, марля, ложка большая и маленькая, вода в кувшине, две миски, банка, крахмал, мука. Прозрачные стеклянные сосуды емкости, стаканы, кастрюлька.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Эта тема о том как в обычном найти необычное как в известном найти неизвестное](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804246.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Открыть необычное неизвестное нам поможет опытно экспериментальная деятельность](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804277.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Образовательные задачи Закреплять и расширять представления детей о способах выращивания хранения и использования картофеля](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804329.jpg)
Ход опытно-экспериментальной деятельности:
Вниманию детей предложила корзинку, внутри которой лежат клубни картофеля, прикрытый салфеткой : «Ребята, в этой корзинке что-то лежит. Хотите узнать, что в ней? Корзинку можно будет открыть только тогда, когда вы отгадаете мою загадку:
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Познакомить детей с новым пищевым продуктом крахмалом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804417.jpg)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная…»
(картошка)
Показала клубень картофеля, спрятанный в корзинке - подтвердила отгадку.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Экспериментальным путём получить из картофеля крахмал исследовать его свойства способы применения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804489.jpg)
Дети с интересом рассматривали клубни картофеля, рассказали о том, чем полезна картошка, какие блюда можно из неё приготовить.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Учить определять свойства продукта через взаимодействие веществ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804565.jpg)
- А можно из картофеля приготовить кисель?
- Можно! Кисель мы часто пьём в детском саду. Этот напиток, не похож не на какой другой. Кисель не похож на чай, не похож на компот, не похож на сок. Он может быть густым и менее густым. А делает его густым картофельный крахмал.
- А что такое крахмал и как его получают из картофеля?
Я предложила детям в лаборатории «Почемучка» провести научную работу и с помощью опытов узнать, как же из картофеля делают крахмал и готовят кисель.
Опыт № 1
Получение крахмала из картофеля.
- Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают, затем трут или перемалывают. (Показала детям терку, сказала о технике безопасности при работе, протерла картофель).
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Публикация Фотоотчет об опытно экспериментальной деятельности Секрет картофеля для детей старшей группы размещена в разделах Овощи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804830.jpg)
- Перед вами стаканчики с тертым картофелем. Посмотрите, на что похож картофель? (на кашицу)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Развивать способности к поисковой деятельности выдвижению простейших гипотез определению задач эксперимента планированию этапов своих действий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521804947.jpg)
- Нам нужно взять кувшин с чистой, прозрачной водой и добавить в тертый картофель (кашицу) и размешать его в воде.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Прозрачные стеклянные сосуды емкости стаканы кастрюлька](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805046.jpg)
Разлила воду в стаканчики, дети ложками размешивали.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Ход опытно экспериментальной деятельности Вниманию детей предложила корзинку внутри которой лежат клубни картофеля прикрытый салфеткой Ребята в этой корзинке что то лежит](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805221.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Хотите узнать что в ней Корзинку можно будет открыть только тогда когда вы отгадаете мою загадку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805268.jpg)
Слили воду из стаканчиков через сито в стеклянную, прозрачную посуду.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Кругла рассыпчата бела На стол она с полей пришла](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805363.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Ты посоли её немножко Ведь правда вкусная картошка Показала клубень картофеля спрятанный в корзинке подтвердила отгадку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805401.jpg)
Картофельную кашицу стряхнули в марлю, отжали её, слив жидкость в посуду
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Дети с интересом рассматривали клубни картофеля рассказали о том чем полезна картошка какие блюда можно из неё приготовить](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805494.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 А можно из картофеля приготовить кисель Можно Кисель мы часто пьём в детском саду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805537.jpg)
Рассматривали процеженную воду. Что получилось? (жидкость). Какого она цвета?
- Вода стала светло-коричневой, мутной. Почему?
Сделали вывод: в картофеле (в воде) содержится крахмал.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Этот напиток не похож не на какой другой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805719.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Кисель не похож на чай не похож на компот не похож на сок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805758.jpg)
Через некоторое время на дне посуды образовался белый осадок. О чудо! Это и есть выделенный крахмал.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Он может быть густым и менее густым](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521805890.jpg)
Слили лишнюю жидкость.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 А делает его густым картофельный крахмал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806110.jpg)
Получили крахмал в осадке
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 А что такое крахмал и как его получают из картофеля Я предложила детям в лаборатории Почемучка провести научную работу и с помощью опытов узнать как же из картофеля делают крахмал и готовят кисель](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806222.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Опыт Получение крахмала из картофеля](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806273.jpg)
Провели
игру «Что сначала, что потом»
на закрепление этапов роста картофеля.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют очищают затем трут или перемалывают](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806393.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Показала детям терку сказала о технике безопасности при работе протерла картофель](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806422.jpg)
Опыт № 2
. Сравнение муки и крахмала зрительно и на ощупь
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Перед вами стаканчики с тертым картофелем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806595.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Посмотрите на что похож картофель на кашицу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806629.jpg)
Рассказали о своих ощущениях: крахмал хрустит, скрипит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Нам нужно взять кувшин с чистой прозрачной водой и добавить в тертый картофель кашицу и размешать его в воде](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806699.jpg)
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Разлила воду в стаканчики дети ложками размешивали](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806736.jpg)
Далее мы провели эксперименты.
Эксперимент № 1
. Взаимодействие крахмала с холодной водой.
В стакан положила крахмал и залила его холодной водой. Что мы увидели?
Вывод: в холодной воде крахмал не растворяется…
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Слили воду из стаканчиков через сито в стеклянную прозрачную посуду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521806960.jpg)
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Картофельную кашицу стряхнули в марлю отжали её слив жидкость в посуду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807008.jpg)
Эксперимент № 2.
Взаимодействие крахмала с горячей водой.
В другом стакане тоже положила крахмал, но залила кипятком. Что вы видите?
Ответ детей: Он превратился в густую массу, набух, стал клейким.
- Правильно, он превратился в клейстер. С этим клейстером мы можем работать с бумагой, так как крахмал превратился в клей.
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Рассматривали процеженную воду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807191.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Что получилось жидкость](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807281.jpg)
Эксперимент № 3.
Получение киселя на основе крахмала.
Я положила в стакан крахмал и добавила в него фруктовый сироп, перемешала его с крахмалом и залила горячей водой в кастрюле. Как вы думаете, во что превратилась наша масса? На что он стал похож? Дети: получился кисель.
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Какого она цвета Вода стала светло коричневой мутной](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807488.jpg)
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Почему Сделали вывод в картофеле в воде содержится крахмал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807544.jpg)
Дети с желанием размешивали кисель ложкой
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Через некоторое время на дне посуды образовался белый осадок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807659.jpg)
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 О чудо Это и есть выделенный крахмал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807711.jpg)
Мы отнесли наш кисель на кухню и повара его доварили.
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 Слили лишнюю жидкость](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521807805.jpg)
После проведенных опытов сказала детям о том, что крахмал – это ценный пищевой продукт. Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна?
- Чтобы бегать, ходить, играть, думать.
- Вот почему кисель такой полезный.
Детям очень понравилось работать в лаборатории. Они отметили те опыты и эксперименты, которые понравились им больше всего.
Дети порадовали своими знаниями и умениями, хорошо справились со всеми заданиями! В качестве призов вручила им книги «Удивительные превращения», которые расскажут о жизни растений в природе.
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Получили крахмал в осадке](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-884658-1521808364.jpg)