Надежда Краковская
Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней логопедической группе №4
«Юные исследователи»
Руководители проекта : воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер Елена Сергеевна.
Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой. По характеру контактов: внутри одной группы. По количеству участников: коллективный. По продолжительности: краткосрочный (с 14 по 25 сентября 2020года).
Возраст: 4 года.
Публикация «Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность: В среднем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к исследовательской деятельности, задают огромное количество вопросов. Дети экспериментируют с различными предметами и веществами, которые находятся у них в доступе. При небольшой помощи взрослого могут научиться формулировать гипотезы до эксперимента и выводы после него. Экспериментальная деятельность способствует развитию любознательности и поисковой активности у ребёнка, расширяет его представления об окружающем мире, может способствовать обогащению словарного запаса ребёнка и развитию его связной речи.
Цель: развитие познавательной активности у детей через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, песка и других материалов.
2. Учить детей делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя формулировать гипотезы и выводы.
3. Развивать поисковую деятельность детей, связную речь, обогащать словарь.
4. Воспитывать познавательный интерес детей, бережное отношение к используемым материалам.
Ожидаемые результаты:
1) Дети проявляют познавательный интерес к экспериментированию, у них улучшается речевое развитие.
2) Детьми усваиваются основы целостного видения мира, они делают элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя, формулируют гипотезы и выводы.
3) Дети становятся более любознательными, бережно относятся к используемым материалам.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный
Изучение методической литературы по теме детского экспериментирования.
Создание картотеки экспериментов для детей среднего возраста.
Пополнение центра экспериментирования в группе.
Работа с родителями:
-консультации для родителей: «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром», «Изготовление цветного песка в домашних условиях»;
-оказание помощи в пополнении детской лаборатории;
-участие родителей в проведении опытов и экспериментов для детей.
-фотоотчёт «Опыты дома».
Выполнение проекта :
Реализация проекта :
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.
Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Дети пробуют четко формулировать цель эксперимента, описывать методику и ход опыта, подводить итог. Пополняется словарный запас.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью прослеживается в использовании нетрадиционных форм и методов.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Практическая деятельность проекта :
1. «Волшебный стакан» Формировать представления детей о том, что воздух везде. Он давит снизу на открытку и поэтому она плотно прижата и вода не выливается.
2. «Холодный и горячий воздух» Формировать представления детей о том, что при нагревании воздух расширяется. Шарик, одетый на горлышко бутылки, которая помещается в таз с горячей водой, надувается именно горячим воздухом.
3. «Какие особенности у тёплой и холодной воды?» Выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности.
4. «Песочная страна» Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить, познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
5. «Рисование мыльными пузырями» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, с использованием жидкого мыла и гуаши. Учить рисовать, прикладывая лист к мыльной шапке.
6. «Как покрасить песок?» ИЗО-песок Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к сверстникам.
7. «Воздух работает» Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары, вертушки). Изготовление «реактивной» машины, «реактивного шарика».
8. «Цветной дождь» Показать круговорот воды в природе. Познакомить с природным явлением – дождем.
9. «Цветные капли» Показать свойства воды и масла, то, что они не смешиваются.
10. «Цветок, распустившийся на воде» Показать, что вода помогает сгибам на бумаге распрямиться и цветок распускается.
11. «Что растворяется в воде?» Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
12. «Как поднимается вода» При нагревании воздуха в вакууме - вода втягивается, а свеча тухнет. Познакомить со свойствами кислорода и углекислого газа
13. «Все увидим, все узнаем» Познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
Выводы
Эксперименты были подобраны самые разнообразные, но самое главное – они интересные и привлекательные для детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
В ходе проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире, о свойствах неживой природы. Появился интерес и желание заниматься исследовательской работой. Активный словарь пополнился новыми словами.
Мини-лаборатория пополнилась новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.