Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
на 2018-2019 учебный год
(на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»,
авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., 2014 год).
Составила: воспитатель Абдулова Д. С.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ вторая младшая группа» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Обучение осуществляется в форме, организованной непрерывной образовательной деятельности; а также в нерегламентированной совместной деятельности взрослого и детей, в процессе организации различных видов деятельности игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи образовательной деятельности
1. Изобразительное искусство
Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
2. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.
Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.
Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
3. Художественная литература
- Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток, простых народных и авторских сказок (в основном о животных, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
- Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
- Развивать умения воспринимать текста, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
- Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
- Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.
4. Музыка
- Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
- Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.
Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 3 до 4 лет по следующим разделам:
1. Рисование
2. Лепка
3. Аппликация
4. Музыка
5. Конструирование
6. Художественная литература
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во 2-ой младшей группе.
№ Тема Количество часов
1. Рисование 18
2. Лепка 18
3. Аппликация 18
5. Музыка 36
6. Конструирование 18
7. Художественная литература 36
итого 146
Примечание: имеется отдельно разработанная музыкальным руководителем рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
2-я младшая группа
Изобразительно-выразительные умения.
Достижения ребенка 3-4 лет
(что нас радует)
Охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы;
эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации;
создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами;
принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.
Художественная литература
Достижения ребенка 3-4 лет
(что нас радует)
-Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку;
- узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг;
- активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного;
- активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, в играх-драматизациях).
Музыка
Достижения ребенка 3-4 лет
(что нас радует)
- С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
- проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки;
- различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, - передает их в движении;
- эмоционально откликается на характер песни, пляски;
- активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.
4. Содержание рабочей программы образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Изобразительное искусство.
Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений.
Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека – мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.
Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлый и вытянутых форм.
В предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изображении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми.
Умения подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием 1, 2 и нескольких цветов.
Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.
В аппликации: знакомство со свойства бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, декоративные композиции, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг, предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов.
Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой.
В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска, их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы.
В конструировании: формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. Использование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Постройка предметов мебели, горок, грузовых машин, домов. Знакомство со свойства песка, снега, сооружая из них постройки. Нанесение на постройки из этих материалов деталей, декора.
Желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и совместных со взрослым и детьми композиций в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру.
Художественная литература
Расширение читательских интересов детей. Проявление радости и удовольствия от слушания и рассказывания литературных произведений, стремление к повторной встрече с книгой
Восприятие литературного текста. Сосредоточенное слушание чтения и рассказывания взрослого до конца, не отвлекаясь. Проявление эмоционального отклика на чтение и рассказывание взрослого, активного сопереживания изображенным героям и событиям. Понимание содержания произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку. Проявление интереса к иллюстрациям в детской книге. Представление в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.
Творческая деятельность на основе литературного текста. Выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театра.
Музыка
Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.
5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Художественно – эстетического развития»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1).
6. Средства обучения
6.1. Оборудование
6.2. Учебно-наглядные пособия
6.3. УМК
7. Перспективное планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
7.1 Перспективное планирование «Рисование», «Аппликация», «Лепка»
8. Приложение 1.