Ефимова Алла Петровна
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для обеспечения разностороннего развития детей, в содержание обучения и воспитания детей включены темы в соответствии с реализуемой программой. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость.
Обучение осуществляется в форме бесед в совместной деятельности взрослого и детей, в процессе организации различных видов деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Краткая характеристика программы : программа предусматривает обучение детей от 4 до 5 лет по следующим разделам:
1. Дошкольник входит в мир социальных отношений.
2. Развиваем ценностное отношение к труду
3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план
№ Тема (раздел) Количество часов
1. Социально-коммуникативное развитие
36
2. ОБЖ
34
итого 70
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
3.1 Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Достижения ребенка (Что нас радует)
-Ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен;
-внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения;
-В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми
(здороваться, прощаться, обращаться на «вы»);
-общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог.
-Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.
-Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю
3.2 Развиваем ценностное отношение к труду
Достижения ребенка (Что нас радует)
-Ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; охотно отражает эти представления в играх.
-Способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов; рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан.
-Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата.
-Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.
3.3 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Достижения ребенка (Что нас радует)
-Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки.
-в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения.
-Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.
4. Содержание рабочей программы по
образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
4.1 Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Задачи образовательной деятельности
-Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
-Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.
-Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
-Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
-Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Понимание и различение ярко выраженных эмоциональных состояний, их проявление в мимике, жестах, в интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие, связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу. Освоение способов проявления сочувствия, отзывчивости на эмоциональное состояние детей и взрослых. Отражение эмоций в имитационных играх, театрализации, этюдах.
Взаимоотношения и сотрудничество. Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений. Освоение умений вступать в общение, совместную деятельность с сверстниками в подгрупповой игре, продуктивной деятельности: элементарно согласовывать замысел, вести диалог, использовать приемы справедливого распределения ролей и материалов (считалки, жребий, проявлять внимание к действиям партнеров, пояснять для других свои намерения и действия.
Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени отчеству, благодарить. Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.
Семья. Представление о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях «добрых дел», направленных на членов семьи.
4.2 Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
-Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
-Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).
-Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир. Обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении: сервировка стола; мытье посуды; поддержание чистоты и порядка в групповой комнате; стирка белья; приготовление пищи, о труде взрослых в ближайшем окружении ( профессии: продавец, шофер, врач и др.).
Формирование представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужны для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению). Понимание направленности трудовых процессов на результат (например, повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены). Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. Развитие интереса к предметам бытовой техники, которые широко используются дома и в детском саду: пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машин и пр.
Самообслуживание и детский труд. Отчетливое представление о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения. Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда.
4.3 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи образовательной деятельности
-Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
-Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
-Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Содержание образовательной деятельности
Ознакомление с помощью картинок, инсценировок с игрушками, ситуаций с возможными опасностями в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; с правилами поведения: как позвать взрослого на помощь. Типичные ошибки ребенка в опасной ситуации (нельзя близко подходить к огню, к краю ямы или высокого берега, высовываться из окна, зажигать спички и пр.). Освоение способов безопасного обращения с предметами (ножницы, стеклянные, колющие предметы). Правила спокойной игры: не ломать постройки детей, не кидаться песком, соблюдать осторожность в подвижных играх. Знакомство со светофором, знание о значении его сигналов и правилах перехода улицы только на зеленый сигнал.
5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1).
6. Средства обучения
6. 1 Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер
6.2 Учебно-наглядные пособия
Перечень наглядно-дидактических пособий Нищева Н. В. Все работы хороши. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях: наглядно – дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Мы едем, едем, едем…Виды транспорта. Предметные картинки. Игры. Конспекты занятий. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Четыре времени года: наглядно- дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Кем быть?.Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
. Нищева Н. В. Наш детский сад 1. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Наш детский сад 2. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
. Нищева Н. В. Раз планета, два комета: наглядно – дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
6.3 УМК
Перечень программ, методических пособий Комплексные занятия по программе «Детство».Средняя группа/авт. -сост. Е. А. Ефанова, А. В. Елоева,О. В. Богданова. -Изд. 2-е, перераб. -Волгоград: Учитель, 2016.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.
Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Е. В. Марудова, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
Шорыгина Т. А. Беседы об изобретениях и открытиях – М. : ТЦ Сфера, 2017
Шорыгина. А. Беседы о хлебе. Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
«Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ Авдеева Н. Н. ; Детство-Пресс, 2010
«Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью» старшая группа Н. В. Алешина. - М. ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЕЙТДИНГ, 2002.
А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко., Е. Н. Жигаль, Г. В. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.
Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Автор – составитель О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
Л. Л. Масалова. «Я и мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
. Нищева Н. В. Раз планета, два комета: наглядно – дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
7.2 Перспективное планирование в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». ОБЖ
7. Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
7.1 Перспективный план по ознакомлению с окружающим
Приложение 1.
Мониторинг.
«Лист педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей младшего возраста (4-5 года)»