Получи документы

Рабочая программа педагога по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей от 3 до 4 лет

Анна Саморукова
Рабочая программа педагога по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей от 3 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок»

г. Мичуринска Тамбовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ОТ 3 до 4 лет

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Срок обучения: 1 год

Воспитатель:

Саморукова А. В.

Публикация «Рабочая программа педагога по реализации образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ для детей от 3 до 4 лет» размещена в разделах

2017 - 2018гг.

Содержание

Пояснительная записка …. ….…. 3

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цель и задачи реализации Программы …. 4

1.2 Список литературы и материально-технического обеспечения …. ….….… 5

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Методика работы с детьми 3-4 лет … 6

2.2 Тематическое планирование работы с детьми по художественно-эстетическому развитию …. …. 10

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Режим организации Программы … 13

Пояснительная записка

Рабочая программа приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей от 3 до 4 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринска.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ;

-Приказом Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольника, на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Данная рабочая программа является стратегической основой действий педагога и выступает в качестве перспективного плана работы в режиме развития и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цель и задачи реализации Программы

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Основные цели и задачи.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

1.2Список литературы и материально-технического обеспечения

Пособия для воспитателей:

- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

- Комарова Т. С.

Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с. : цв. вкл.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Методика работы с детьми 3-4 лет

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности.

Однако педагог должен иметь в виду, что далеко не все малыши посещали первую младшую группу, поэтому даже элементарные навыки изобразительной деятельности у большинства детей могут быть не сформированы. Поэтому необходимо развивать у детей психические процессы, которые важны для овладения рисованием, лепкой, аппликацией, формировать образные представления, воображение, эмоционально положительное отношение к действительности, к произведениям искусства, как классического, так и народного. Необходимо учить детей действиям восприятия предметов – обследованию (обведению то одной, то другой рукой) предметов по контуру при их рассматривании. Дети этого возраста учатся передавать в рисунке, лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины.

В этой группе вводится аппликация. Дети учатся создавать изображения, наклеивая готовые фигуры, вырезанные педагогом.

Рисование.

Воспитатель знакомит детей с формой предмета перед его изображением в процессе наблюдений, игр, путем обследования. В этот процесс включается движение обеих рук по контуру предмета. Характер движения рук зависит от особенностей формы предмета. Движение, необходимое для начертания формы того или иного предмета в рисунке, передачи его в лепке, в известной степени схоже с движением, применяемым в процессе его обследования. Так, обведение предметов круглой формы требует плавного, неотрывного движения, постепенно, равномерно поворачивающегося по кругу. Обведение предметов прямоугольного контура производится по сторонам предмета, с остановкой движения на углах и с изменением направления. Длительность движения в одном направлении зависит от длины сторон предмета.

Осваивая движения, направленные на изображение того или иного предмета, дети начинают понимать, что они схожи с движениями при обследовании этих предметов. У них формируется обобщенное представление о движении при обследовании и движении при изображении предметов одинаковой формы.

Круг – первая и наиболее естественно образующаяся при свободном непрерывном движении руки форма, с которой сталкивается малыш. Перед тем как впервые предложить детям нарисовать предметы круглой формы, необходимо познакомить их с такими предметами в жизни, в играх. В дидактических играх «Прокати шарики в ворота», «Собери пирамидку» (из шаров, колесиков, «Чудесный мешочек» эти представления закрепляются. В процесс знакомства с предметами в жизни и в играх следует включать движения обеих рук по контуру предмета (оно может осуществляться в разных направлениях – сверху вниз, слева направо, чтобы рука ребенка почувствовала движение по форме). Педагог говорит детям : «Как обводили одним и другим пальчиком, так и будете рисовать. Возьмите карандаш и покажите им в воздухе, как вы будете рисовать». Малыши показывают движение, а воспитатель следит, чтобы рука двигалась правильно. Опыт показывает, что некоторые дети после этого могут рисовать, не нуждаясь в показе воспитателя.

В младшей группе следует учить детей изображать предметы прямоугольной и квадратной формы не отдельными линиями, а слитным формообразующим движением с остановкой движения руки и поворотом под углом. Это сложное движение, но, когда дети овладевают им, у них появляется свобода действия и уверенность; практически малыши приобретают умение рисовать любые предметы и объекты окружающей жизни.

Рисование предметов прямоугольной формы дети легче освоят, если оно будет тесно связано с изображением таких предметов в аппликации, потому что для наклеивания они получают готовую форму.

Освоение простых формообразующих движений позволяет детям изображать любые предметы, состоящие из деталей, способ изображения которых усвоен. Поэтому педагог должен не показывать детям, как рисовать предмет, а после его обследования с включением движения рук по его форме и направлению положения частей предложить подумать, как данный предмет можно нарисовать; затем показать нужное движение рукой в воздухе.

Необходимо продолжать учить детей правильно держать карандаш и кисть. Правильное положение карандаша обеспечивает свободу и легкость действия, необходимые для решения изобразительных задач.

Важно научить детей правильно обмакивать кисть всем ворсом в краску, отжав одним движением о край баночки лишнюю каплю, чтобы она не упала на лист.

В младших группах не ставится задача научить детей регулировать силу нажима на карандаш и кисть, однако следует предостерегать их от слишком сильного нажима, так как при этом рвется бумага, ломаются карандаши, портятся кисти; при слишком слабом нажиме рисунок виден неясно.

В младшей группе проводится в основном предметное рисование, но когда дети изображают не один предмет, а несколько, в результате у них получаются сюжетные изображения : «Неваляшки гуляют», «В траве ползают разные жучки», «Самолеты летят в небе».

Дети данного возраста могут создавать индивидуальные и коллективные композиции. Такие композиции могут получиться в результате соединения рисунков.

Лепка.

На занятиях лепкой детей сначала учат раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, в результате чего получаются предметы удлиненной формы (палочки, колбаски, конфетки и т. д.); затем – свертывать палочки в кольцо, в завиток (бублики, колесики, булочки и т. п.); соединять палочки (лесенки, самолеты и др.). На освоение приема лепки предметов раскатыванием прямыми движениями можно отвести около 10-15 занятий. Остальные занятия следует отвести обучению детей изображению предметов округлой формы, предметов, состоящих из частей округлой формы и палочек, а также предметов, состоящих из частей округлой и дискообразной формы : ягодки, шарики, орешки, лепешки и др., а также на занятия по замыслу детей.

Для того чтобы получить дискообразную форму, нужно сплющить скатанный круговыми движениями шарик, сдавив его ладонями.

Необходимо формировать у детей умение аккуратно пользоваться пластилином: класть комочки только на дощечку или клеенку, перед началом лепки завернуть рукава; после лепки аккуратно сложить все изделия на доску или общую подставку на столе воспитателя; вымыть руки.

Аппликация.

Обучая детей этого возраста аппликации, воспитатель обращает основное внимание на освоение формы предметов или их частей, которые даются для наклеивания.

Используя бумагу разных цветов, педагог учит детей различать и правильно называть эти цвета. Очень важно продуманно подбирать цвета для аппликации: уже в этом возрасте нужно развивать эстетическое восприятие, воспитывать у детей хороший вкус.

Детей знакомят с элементами (деталями, простыми по форме, которые даются уже вырезанными (круг, квадрат); учат наклеивать их, предварительно правильно разложив на бумаге; чередовать по цвету.

Следует учить детей по-разному располагать детали на полосе, круге квадрате. С этой целью им предлагают украсить дорожку, платочек, тарелочку, чередуя по цвету, форме, величине.

Во всех случаях, когда детям предлагается изобразить тот или иной предмет, нужно предварительно обследовать его, уточнив строение, форму и величину частей; затем попросить назвать порядок расположения частей и предложить сначала выложить изображение на бумаге, а потом уже наклеивать. Нет необходимости каждый раз показывать весь процесс наклеивания. Если что-то ребенок забыл и передает неточно, можно снова привлечь его внимание к предмету. Способами наклеивания (намазывание частей клеем, прикладывание к бумаге и прижимание тряпочкой) дети овладели на первых занятиях, где показ воспитателя был необходим. На последующих же занятиях нужен не показ, а напоминание.

Лето дает широкие возможности для развития наблюдательности, обогащения детей впечатлениями. Из разнообразия впечатлений воспитатель всегда может выбрать то, что больше всего захватило детей и что они смогут отразить в рисунках, лепке и аппликации. Важно пробуждать их активность, предоставлять большую самостоятельность в выполнении изображений, а прямые указания, показ приемов изображения использовать только в тех случаях, когда ребенок не включается в работу, впервые пришел в группу.

Важным условием решения воспитательно-образовательных задач в процессе изобразительной деятельности является ее связь со всей работой детского сада.

2.2 Тематическое планирование работы с детьми по художественно-эстетическому развитию

месяц Непосредственно-образовательная деятельность Сроки проведения

Лепка Аппликация Рисование

Сентябрь «Знакомство с глиной, пластилином» «Знакомство с карандашом и бумагой» 1 неделя

«Большие и маленькие мячи» «Идет дождь» 2 неделя

«Разные цветные мелки» («Хлебная соломка») «Привяжем к шарикам цветные ниточки» 3 неделя

«Шарики катятся по дорожке» «Красивые лесенки» (вариант «Красивый полосатый коврик») 4 неделя

Октябрь «Колобок» «Разноцветный ковер из листьев» 1 неделя

«Большие и маленькие яблоки на тарелке» «Колечки» («разноцветные мыльные пузыри») 2 неделя

«Подарок любимому щенку (котенку)» «Цветные клубочки» 3 неделя

«Ягоды и яблоки лежат на блюдечке» Рисование по замыслу 4 неделя

Ноябрь «Крендельки» «Красивые мячи» 1 неделя

«Разноцветные огоньки в домиках» «Разноцветные колеса» 2 неделя

Лека по замыслу «Нарисуй что-то круглое» 3 неделя

«Шарики и кубики» «Нарисуй, что хочешь красивое» 4 неделя

Декабрь «Погремушка» «Снежные комочки, большие и маленькие» 1 неделя

«Пирамидка» «Елочка» 2 неделя

«Башенка» («Пирамидка из дисков (колец)») «Деревья на нашем участке» 3 неделя

«Наклей какую хочешь игрушку» «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» 4 неделя

Январь «Мандарины и апельсины» «Новогодняя елка с огоньками и шариками» 1 неделя

«Красивая салфеточка» «Украсим рукавичку» 2 неделя

«Вкусные гостинцы на день рождения Мишки» «Украсим дымковскую уточку» 3 неделя

«Снеговик» Рисование по замыслу 4 неделя

Февраль «Воробушки и кот» (по мотивам подвижной игры) «Мы слепили на прогулке снеговиков» 1 неделя

«Узор на круге» «Деревья в снегу» 2 неделя

Лепка по замыслу «Самолеты летят» 3 неделя

«Флажки» «Красивые флажки на ниточке» 4 неделя

Март «Неваляшка» «Цветы в подарок маме» 1 неделя

«Цветы в подарок маме» «Книжки-малышки» 2 неделя

«Угощение для кукол, мишек, зайчиков» «Нарисуйте, кто что хочет красивое» 3 неделя

«Салфетка» «Нарисуй что-то прямоугольной формы» 4 неделя

Апрель «Зайчик» «Разноцветные платочки» 1 неделя

«Скворечник» «Скворечник» 2 неделя

«Красивая птичка» «Красивый коврик» 3 неделя

«Скоро праздник придет» Рисование по замыслу 4 неделя

Май «Утенок» «Картинка о празднике» 1 неделя

«День победы» «Одуванчики в траве» 2 неделя

«Вылепи какое хочешь животное» Рисование красками по замыслу 3 неделя

«Домик» «Высокий новый дом» 4 неделя

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Режим организации Программы

Рисование

Возраст детей Длительность непосредственно образовательной ситуации Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Количество непосредственно образовательных ситуаций в месяц Общее количество образовательных ситуаций в год Форма организации образовательного процесса

3-4 года 15 минут 1 4 36 групповая

Аппликация

Возраст детей Длительность непосредственно образовательной ситуации Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Количество непосредственно образовательных ситуаций в месяц Общее количество образовательных ситуаций в год Форма организации образовательного процесса

3-4 года 15 минут 0,5 2 18 групповая

Лепка

Возраст детей Длительность непосредственно образовательной ситуации Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Количество непосредственно образовательных ситуаций в месяц Общее количество образовательных ситуаций в год Форма организации образовательного процесса

3-4 года 15 минут 0,5 2 18 групповая

Временная продолжительность реализации программы – 2017-2018 учебный год.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе №7 (3-4 года)

Понедельник

1. Физкультура – 9.00

2. Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) – 9.30

Вторник

1. Музыка – 9.00

2. Познавательное развитие (ФЭМП) – 9.30

Среда

1. Музыка – 9.00

2. Речевое развитие (Развитие речи) – 9.30

Четверг

1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) – 9.00

2. Физкультура на воздухе – 10.00

Пятница

1. Художественно-эстетическое развитие (Лепка/Аппликация) – 9.00

2. Физкультура – 9.30

3.2 Распорядок дня в группе №7 (от 3 до 4 лет)

Время Режимные моменты

7.00 – 8.20 Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

8.20 – 8.55 Подготовка к завтраку, завтрак

8.55 – 9.20 Игры, самостоятельная деятельность детей

9.20 – 10.00 Организованная детская деятельность

10.00 – 10.10 Второй завтрак

10.10 – 12.05 Подготовка к прогулке, прогулка

12.05 – 12.20 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.20 – 12.50 Подготовка к обеду, обед

12.50 – 15.00 Подготовка ко сну, дневной сон

15.00 – 15.25 Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.25 – 15.50 Полдник

15.50 – 16.30 Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

16.30 – 17.30 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

Публикации по теме:

Национально-региональный компонент в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучение использованию национально-регионального компонента для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Формы и методы организации детей при реализации образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» Содержание образовательной области «Художественное –эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической.

Интегрированная НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветы для бабочки» с элементами ТРИЗ Интегрированная НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» «Цветы для бабочки» с элементами ТРИЗ во 2 младшей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Музыкальный номер для Лизы» .

«Разноцветные шары». Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Задачи: ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОН РАЗВИТИЕ: Развивать у детей творческую индивидуальность. Формировать.

Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по реализации курса «Развитие речи» по программе «От рождения до школы» для детей 3–4 лет Принято от УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом заведующий МАДОУ № МАДОУ № ___ ___ приказ № от протокол № Рабочая.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей от 3 до 4 лет
Опубликовано: 16 января 2018 в 15:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа педагога по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей от 3 до 4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Саморукова (УИ 859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД