Светлана Рижко
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание раздела образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
№ Раздел
1 Пояснительная записка
2 Тематический план
3 Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
3.1 Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
3.2 Развиваем ценностное отношение к труду
3.3 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4 Содержание рабочей программы по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
4.1 Дошкольник входит в мир социальных отношений.
4.2 Развиваем ценностное отношение к труду
4.3 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
5 Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
6 Средства обучения
6.1 Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер
6.2 Учебно-наглядные пособия
6.3 УМК
7 Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
7.1 Перспективный план по ознакомлению с окружающим
7.2 Перспективное планирование в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». ОБЖ
8 Приложение
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для обеспечения разностороннего развития детей, в содержание обучения и воспитания детей включены темы в соответствии с реализуемой программой. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость.
Обучение осуществляется в форме бесед в совместной деятельности взрослого и детей, в процессе организации различных видов деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 6 до 7 лет по следующим разделам:
1. Дошкольник входит в мир социальных отношений.
2. Развиваем ценностное отношение к труду
3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план
№ Тема (раздел) Количество часов
1. Ознакомлению с окружающим 36
2. ОБЖ 36
итого 72
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
3.1 Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Достижения ребенка (Что нас радует)
• поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их.
• доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, вступает в общение, в совместную деятельность, стремится к взаимопониманию, случае затруднений апеллирует к правилам.
• имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм.
• внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках;
• имеет близких друзей (друга, с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями.
• имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению школьника, проявляет уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства
3.2 Развиваем ценностное отношение к труду
Достижения ребенка (Что нас радует)
• ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком.
• отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании.
• проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его.
• самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата.
• добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду, и в семье.
3.3 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Достижения ребенка (Что нас радует)
• ребенок имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
• Знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес, имена родителей, их
•контактную информацию;
• избегает контактов с незнакомыми людьми на улице;
• проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными, ядовитыми растениями, грибами.
• внимателен к соблюдению правил поведения на улице, умеет ориентироваться на сигналы светофора.
4. Содержание рабочей программы по
образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
4.1 Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Задачи образовательной деятельности
• Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
• Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
• Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.
• Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
• Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
• Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Различение и называние широкого круга эмоций (радость, грусть, любовь, удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение). Представление о богатстве эмоционального мира человека, средствах внешнего выражения эмоций (мимика, пантомимика, интонации голоса, движения, позы). Понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Разнообразие форм и способов проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Отражение эмоций в театрализованной деятельности, в рисовании, играх.
Взаимоотношения и сотрудничество. Мы самые старшие в детском саду. Представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценка поступков с позиции норм и правил. Жизнь человека как ценность.
Представления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей.
Развитие у детей чувства «единой семьи» в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения «Играли дружно, и получился красивый дворец». Умение использовать разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность). Готовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять справедливость.
Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость.
Представление о том, что шестилетки — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе. Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми (сверстники и малыши, норм этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.). Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения. Представления, конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями.
Семья. Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, семейный бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. Интерес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему.
Знание стихов, песен о школе, школьниках.
Школа. Представления о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширение представлений детей роли школы в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний, что люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических кораблей и пр.) учились в школе.
4.2 Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
• формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий
• формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире;
• развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
• обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.
• воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
Представления о личностных качествах представителей разных профессий. (пожарные, военные,– люди смелые и отважные, они должны быстро принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей).
Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. Культура потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Самообслуживание и детский труд. Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (Привычное самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков, освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной посуды и пр.). Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений.
Развитие взаимодействия со сверстниками в процессе самостоятельного выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы, подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы, планирования деятельности, распределения обязанностей по способу общего и совместного труда. Под контролем взрослого освоение обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер). В ручном труде и конструировании при поддержке взрослого самостоятельная постановка цели, планирование замысла, осуществление процесса труда, оценка результата, бережное обращение с инструментами, соблюдение порядка на рабочем месте. Развитие инициативы и творчества в ручном труде.
4.3 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи образовательной деятельности
Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе.
Содержание образовательной деятельности
Обогащение и закрепление правил и способов безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Освоение правил безопасного обращения с электроприборами. Представления о приемах элементарной первой помощи при травмах, ушибах, признаках недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номера телефона вызова экстренной помощи (скорая мед. помощь, пожар, полиция). Соблюдение правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности, подвижных игр, спортивных развлечений.
5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1).
6. Средства обучения
6.1 Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер
6.2 Учебно-наглядные пособия
Нищева Н. В. Все работы хороши. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях: наглядно – дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Мы едем, едем, едем…Виды транспорта. Предметные картинки. Игры. Конспекты занятий. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Четыре времени года: наглядно- дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Кем быть?.Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Наш детский сад 1. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Наш детский сад 2. Альбом. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
Нищева Н. В. Раз планета, два комета: наглядно – дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
6.3 УМК
Комплексные занятия по программе «Детство». Подготовительная группа/авт. -сост. Е. А. Ефанова, А. В. Елоева,О. В. Богданова. -Изд. 2-е, перераб. -Волгоград: Учитель, 2016.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.
Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Е. В. Марудова, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
Шорыгина Т. А. Беседы об изобретениях и открытиях – М. : ТЦ Сфера, 2017
Шорыгина. А. Беседы о хлебе. Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
«Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ Авдеева Н. Н. ; Детство-Пресс, 2010
«Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью» старшая группа Н. В. Алешина. - М. ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЕЙТДИНГ, 2002.
А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко., Е. Н. Жигаль, Г. В. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.
Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Автор – составитель О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
Л. Л. Масалова. «Я и мир». Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
Нищева Н. В. Раз планета, два комета: наглядно – дидактическое пособие. - СПб. : Детство – пресс, 2010.
7. Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
7.1 Перспективный план по ознакомлению с окружающим
7.2 Перспективное планирование в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Перспективное планирование в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». ОБЖ