Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Обучение осуществляется в форме, организованной непрерывной образовательной деятельности; а также в нерегламентированной совместной деятельности взрослого и детей, в процессе организации различных видов деятельности игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Задачи образовательной деятельности
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Изобразительное искусство
Задачи образовательной деятельности:
• Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
• Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.
• Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
• Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
• Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.
• Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.
• Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Художественная литература
• воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
• обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.
• Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение, развивать литературную речь.
• обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия, о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.
• обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.
Музыка
• обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;
• накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
• обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
• развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
• развивать умения чистоты интонирования в пении; Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;
• стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;
• развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Программа предусматривает обучение детей от 6 до 7 лет.
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в подготовительной группе.
1. Рисование 36
2. Лепка 36
3. Аппликация 36
5. Музыка 72
6. Конструирование 36
7. Художественная литература 36
Всего 252
3.
Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
Подготовительная группа
Достижения ребенка 6-7 лет
(что нас радует)
• ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
• проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства;
• экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность;
• адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
Художественная литература
Достижения ребенка 6-7 лет
(что нас радует)
• ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать;
• интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен;
• ребенок с трудом называет знакомые
• обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения;
• называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся;
• знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества;
• воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к героям и идее;
• творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театральноигровой деятельности на основе художественных текстов.
Музыка
Достижения ребенка 6-7 лет
(что нас радует)
• развита культура слушательского восприятия;
• любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями;
• музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов;
• проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках;
• активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания;
• проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
4. Содержание рабочей программы по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
Изобразительное искусство.
Проявление интереса к проявлению красоты в окружающем мире, желание подмечать проявления красоты, задавать вопросы и высказывать собственные предпочтения, рассматривать произведения искусства, привлекательные предметы быта и природные объекты. Представления и опыт восприятия различных произведений изобразительного искусства, разных видов архитектурных объектов: представления о специфике видов искусства (скульптуры, живописи, графики, архитектуры, используемых изобразительных и строительных материалах и инструментах:
Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.
Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники, иллюстраторы «веселой» книги.
Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).
Скульптура: виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.
Архитектура: особенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве. Понимание типичного, обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий. Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. Известные архитектурные сооружения России и мира. Труд архитектора. Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривает произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике, используемым средствам выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения. Подведение к пониманию того, что автор-творец, целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов. Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержку детского интереса к «истории» народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирование, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.
Посещение музеев. Интерес к посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея. Понимание ценность музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в музее, отражать впечатления в деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, передавать своё отношение. Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств; умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, «дорабатывать» изображение. Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам. Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры. Изобразительно-выразительные умения Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры - типичные и характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов - признаки сказочности; в сюжетном изображении: изображать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близком, среднем и дальнем планах, передавать; в декоративном изображении: создавать нарядные стилизированные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображениям разными способами построения композиции; использовать некоторых способов стилизации образов реальных предметов.
Технические умения
Совершенствование моторных характеристик умений. Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.
В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.
В аппликации: самостоятельного использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.
В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительные материалы для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы. В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры. Применение некоторых правил создания прочных построек; проектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Конструирование из бумаги, природного и бросовых материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами. Освоение и применение способов плоского, объемного и объемнопространственного оформления. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону. Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качественное изготовление игрушек; безопасное использование ряда инструментов. Создание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фактуру, цвет ткани к создаваемому образу.
Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Интерес к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и инструментам, стремление заниматься изобразительной деятельностью по собственному желанию.
Развитие умений принимать замысел будущей работы, предложенный педагогом или поставленной самостоятельно.
Развитие умений выделять общие, типичные, характерные признаки предметов и явлений природы, человека; сенсорных, эстетический свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций; устанавливать ассоциативные связи между свойствами предметов, деталями конструктора и образами.
Развитие умений создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типичные и некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно-структурные особенности постройки. Освоения детьми обобщенных способов изображения (дугой, на основе овала и т. п.).
Художественная литература
Расширение читательских интересов детей. Проявление устойчивого стремления к постоянному общению с книгой, избирательности по отношению к произведениям определенного вида, жанра, тематики. Активное участие в общении по поводу литературных произведений со взрослыми и другими детьми.
Восприятие литературного текста. Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, устанавливать многообразные связи в тексте, понимать авторский замысел. Восприятие литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли, стремление давать оценку действиям и поступкам героя. Проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к содержанию произведения, его смысловому и эмоциональному подтексту, образам героев, художественной форме; эстетической чувствительности к красоте литературной речи, образности художественного языка. Понимание значения некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.).
Творческая деятельность на основе литературного текста. Освоение способов выражения своего отношения к произведению, его героям и событиям в разных видах творческой деятельности. Выразительное пересказывание вновь прочитанных литературных произведений близко к тексту и от лица литературного героя. Выразительное чтение поэтических произведений разного характера. Проявление творчества в придумывании своих вариантов продолжения произведения, сочинении сказки и истории по аналогии с фольклорным и литературным текстом. Понимание необходимости сохранения стилистических и жанровых особенностей литературных текстов в процессе рассказывания и придумывания.
Музыка.
Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, о элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности. Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные. Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений
5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Художественно - эстетического развития»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1).
6. Средства обучения
6.1. Оборудование подготовительная группа:
- Компьютер
- Принтер
- Сканер
- Интерактивная доска
- Песочная терапия
- Книжная полка
6.2. Учебно-наглядные пособия
1. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. – СПб: Детство – Пресс, 2007.
2. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб: Детство – Пресс, 2006.
3. Курочкина Н. А. О портретной живописи. – СПб: Детство – Пресс, 2006.
4. Курочкина Н. А. Знакомим со сказочно-былинной живописью: наглядно-дидактическое пособие. – СПб: Детство – Пресс, 2010.
6.3. УМК
Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.
ОО «Художественно-эстетическое развитие», ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.
Леонова Н. Н. Художественно - эстетическое развитие детей в подготовительной группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - СПб. : ООО "Издательство "Детство-пресс", 2016
Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб. : «Детство – пресс», 2002.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе "Умные пальчики", М. ИД "Цветной мир", 2016.-144с.
Леонова Н. Н Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство": планирование, конспекты. Подготовительная группа. - Волгоград: Учитель, 2016. - 289с.
Коваленко З. Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. - М. ; МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2016г
Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : «Мозаика- синтез», 2016г
Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная группа. М. - МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких». (М., 2010г)
7. Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».
7.1 Перспективное планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». Рисование подготовительная группа
7.2 Перспективное планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». Аппликация подготовительная группа
7.3 Перспективное планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие "лепка подготовительная группа
7.4. Перспективное планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие" конструирование подготовительная группа
7.5. Перспективное планирование по чтению художественной литературы
Приложение
мониторинг