Папки-передвижки

Рабочая программа по кружковой работе в подготовительной группе «Волшебные пальчики»

Евгения Баруткина
Рабочая программа по кружковой работе в подготовительной группе «Волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида

с приоритетным художественно-эстетическим направлением

Принято: Согласовано: Утверждено:

Совет педагогов Зам. зав. по УВР заведующая МБДОУ МБДОУ детский МБДОУ детский детский сад №11

сад№11 «Берёзка» сад №11 «Берёзка» «Берёзка»

Протокол №___ Тодоренко Е. В. Амерханова Г. Я.

От «___» ___ 20__г. ___ ___

Рабочая программа

по кружковой работе «Волшебные пальчики»

Публикация «Рабочая программа по кружковой работе в подготовительной группе „Волшебные пальчики“» размещена в разделах

подготовительная группа

Составитель: Баруткина

Евгения Алексеевна

воспитатель МБДОУ

детский сад №11 «Берёзка»

г. Гусиноозерск

2017г.

Структура программы

Содержание

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка…. 2-4

1.1. Цели и задачи деятельности по реализации программы …. 4

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы…. 4-6

1.3. Значимые для разработки Программы характеристика…. 6

2. Планируемые результаты освоения Программы 6-7

3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе…. 7-8

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Перспективный план работы 8-12

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Материально-техническое обеспечение Программы 13

2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса… 13

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ». При разработке программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

1. Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО

3. Федеральным образовательным стандартом от 14 ноября 2013 г.

4. Конвенция о правах ребенка

5. Приказом Минобразования и Науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования» (ФГОС ДО)

6. Устав ДОО

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Программа знакомства ребё нка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

  Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

1.1Цели и задачи по реализации программы

Целью программы является формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство

Программные задачи :

1. Познакомить детей с произведениями народно- прикладного искусства, с авторскими работами, иллюстрациями, образцами народно- прикладного искусства.

2. Воспитывать интерес к декоративному рисованию.

3. Развивать художественный вкус детей.

4. Развивать чувство цвета.

5. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, материалами.

6. Развивать все приемы рисования всей кистью и концом кисти.

7. Учить составлять самостоятельно узоры.

1.2Принципы и подходы к формированию программы.

Дети знакомятся с образцами народных художественных промыслов. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий. Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой один раз в неделю во второй половине дня.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Содержание работы : учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

Для развития творческих способностей рекомендуется использовать дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Этапы работы :

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов. Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла. Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства. Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи:

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в виде художественной деятельности: рисовании. Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть. Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей. Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

1.3 Значимая для разработки программы характеристика детей подготовительной группы (6-7 лет)

•Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, роспись и др.).

•Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

•Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

•Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

2. Планируемые результаты освоения программы :

Ожидаемый результат:

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий; умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях. Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе….

Методы оценки результативности программы :

Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Низкий уровень

Называет только один вид росписи. Описание неполное. Затрудняется в сравнении. Выражает необоснованное отношение к изделию. Часто полностью копирует роспись. Технические навыки средние.

Средний уровень

Ребенок называет оба вида росписи. Описывает только характерные признаки. Указывает только по одному признаку различия и сходства. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Вносит изменения в цвет и элементы узора. Высокая техника исполнения.

Высокий уровень

Называет оба вида росписи. Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Высокая техника исполнения.

Ф. И ребенка Умеет составлять композицию узоров на бумаге разной формы на объемных и плоскостных предметах Умеет гармонично объединять цвета и оттенки Владеет техническими приемами декоративного рисования Узнают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства Умение расписать изделие в соответствии с народной росписью

II. Содержательный раздел

Перспективный план работы кружка по декоративному рисованию.

Месяц Тема Задачи

Октябрь 1. Знакомство с искусством- рассматривание дымковских игрушек.

2. Рисование элементов дымковской росписи.

3. Рисование «Козлики и бараны».

4. Рисование «Фартук для дымковской куклы»

1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-дымковской игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус.

2. Учить детей сочетать в узоре крупный элемент-кольцо с мелкими точками, кружками, штрихами; учить равномерно располагать крупные элементы на вертикальной полосе.

3. Закреплять навыки построения композиции узора для украшения животных; закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.

4. Учить самостоятельно составлять узор на изделии; располагать его в соответствии с формой фартука.

Ноябрь 1. Знакомство с городецкой росписью. Искусствоведческий рассказ.

2. Рисование «Узор на полосе».

3. Рисование "Городецкие узоры - сколько радости для глаз"

4. Рисование «Узор для шкатулки»

1. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

2. Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.

3. Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи.

4. Учить детей рисовать изогнутую цветочную гирлянду с новыми элементами: розаном и купавкой.

Декабрь 1. Знакомство с искусством - рассматривание золотой хохломы.

2. Рисование "Золотые травы хохломы"

3. Рисование "Хохломские ложки"

4. Рисование "Салфетница"

1. Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

2. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

3. Учить самостоятельно расписывать ложку элементами травного орнамента, используя два цвета - черный и красный.

4. Учить детей импровизировать, применяя хохломскую политру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.

Январь 1. Знакомство с Семеновской матрешкой

2. Самостоятельное выполнение росписи матрешки

3. Рисование "Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки".

1. Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Учить детей самостоятельно выполнять узоры.

3. Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

Февраль 1. Знакомство с Полхов - Майданской матрешкой

2. Самостоятельное выполнение росписи матрешки

3. Рисование «Сарафан для Матрешки» 1. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Учить детей самостоятельно выполнять узоры.

3. Учить рисовать полхов - майданские цветы. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Март 1. Знакомство с сине -белым чудом гжели.

2. Рисование "Мазковая роспись. Цветочек"

3. Рисование "Праздничное блюдо"

4. Рисование "Расцветай гжель - васильковая"

1. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

2. Учить детей освоению мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.

3. Учить детей освоению простого гжельского орнамента - сеточки.

4. Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего, рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.

Апрель 1. Знакомство с росписью нашего края. Вологодская роспись.

2. Рисование "Создадим кружевное изделие"

3. Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»

1. Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.

2. Учить детей самостоятельно украшать изделие кружевом.

3. Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой.

III. Организационный раздел

В течение года кружковая работа с воспитанниками проводится 1 раз в неделю 25 минут в четверг во второй половине дня по скользящему графику, вне основного времени работы.

1. Материально-техническое обеспечение Программы…

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, DVD.

Оборудование: альбомные листы, кисти, акварельные краски, гуашь.

2. Программно-методическое обеспечение

1. О. А. Белобрыкина «Маленькие волшебники или на пути к творчеству». Новосибирск 1999г.

2. Дошкольное воспитание №8 1998г. Статья К. Утробиной (воспитатель детского сада №526 г. Москва).

3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

5. Сказочная гжель. Мозайка - синтез. Москва 2012г, под редакцией Ю. Дорожина.

6. Хохломская роспись. Мозайка - синтез. Москва 2013г, под редакцией Ю. Дорожина.

7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва 2001г.

Публикации по теме:

Отчет по кружковой работе «Говорящие пальчики» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Рабочая программа кружка по интеллектуальному развитию детей подготовительной к школе группы «Волшебные блоки Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Рабочая программа кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» Кружок по изобразительной деятельности в старшей группе «Разноцветные ладошки» (срок реализации 1 год) Возраст с 5 до 6 лет Воспитатель:.

Рабочая программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Отчего и почему?» Пояснительная записка Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является.

Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика» Содержание 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка. 1.2 Актуальность 1.3 Педагогическая целесообразность. 1.4 Цели и задачи программы.

Рабочая программа по дополнительной кружковой деятельности «Волшебная кисточка» Паспорт программы Название программы Программа «Волшебная кисточка» Руководитель программы Кравец В. А. Составитель программы Воспитатель.

Рабочая программа по кружковой работе «Развивайка. Лепка» (вторая младшая группа) Содержание 1. Введение… 2. Пояснительная записка… 2.1. Актуальность…. 2.2.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Весёлые пальчики» Программа кружка «Весёлые пальчики» Верижникова Татьяна Александровна Нетрадиционная техника рисования Пояснительная записка: Художественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по кружковой работе в подготовительной группе «Волшебные пальчики»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 15:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по кружковой работе в подготовительной группе «Волшебные пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Баруткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД