Папки-передвижки

Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»

Светлана Косенко
Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа кружковой работы

Содержание

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Актуальность

1.3 Педагогическая целесообразность.

1.4 Цели и задачи программы.

1.5 Принципы, методы и приемы.

2. Планируемые результаты.

2.1 Формы подведения итогов реализации программы

3. Требования к уровню подготовки воспитанников

4. Учебно-тематический план

5. Материально-техническое обеспечение

6. Список литературы.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Веселая грамматика“» размещена в разделах

Рабочая программа «Веселая грамматика» разработана воспитателем МКДОУ детский сад комбинированного вида «Медвежонок» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) и Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Медвежонок» (далее ООП ДО МКДОУ – детский сад «Медвежонок»).

Программа дополнительного образования «Веселая грамматика» направлена на развитие познавательных способностей детей, психических процессов (памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей ребенка, расширение знаний об окружающем мире, обучение чтению и звуковому анализу. Программа разработана на основе авторских программ «От звука к букве» Е. В. Колесниковой. Образовательная программа направлена на подготовку руки ребенка к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Программа «Веселая грамматика» осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает сознательное чтение. В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Обучение первоначальному чтению закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук, слово, словарная работа, предложение и связное высказывание.

1.2 Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Переход от дошкольного детства характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего его образа жизни. Для ребенка учение – не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Для ее решения разработана программа «Веселая грамматика».

1.3 Педагогическая целесообразность.

Исходя из педагогического опыта многих учителей: одним из сложнейших предметов, вызывающим наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе – ещё и чтение. Данная программа поможет подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.

1.4 Цели и задачи программы.

Цель программы - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Программа помогает реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования.

В ходе занятий решаются следующие задачи :

• Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы и стимулировать желание учиться в школе, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность.

• Развивать у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.

• Подготовить детей к изучению предметов школе. Развивать фонематический слух и умение проводить звуковой анализ, совершенствовать все стороны речи, углублять представления об окружающей действительности.

• Развивать у ребенка наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться во времени и пространстве.

• Воспитывать умения сопереживать другим людям и животным; умения вести себя в группе во время работы, формировать чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

• Содействовать повышению уровня самооценки ребенка;

• Воспитывать у детей коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, стремление оказывать друг другу помощь

1.5 Принципы, методы и приемы

Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте. Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей,педагогов.

Изучение материала проходит поэтапно, задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму предлагаются в определенной системе и последовательности.

1. Ознакомление с тетрадью в линейку, с понятиями «широкая» и «узкая» строка и умение ориентироваться в них

2. Развитие умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве.

3. Закрепление умения штриховать, не выходя за контур.

4. Рисование в тетради в линейку сложных изображений предметов, требующих анализа и синтеза.

5. Написание букв.

6. Написание слов, предложений печатными буквами соответственно заданным условиям: писать в определенном порядке, не выходя за контур клетки, количество букв должно соответствовать количеству клеток.

Способы и формы работы с детьми.

• Дидактические игры;

• Практические занятия;

• Занятия - соревнования;

• Беседы;

Режим занятий:

Программа составлена для детей 5-6 лет,

занятия будут проходить 1 раз в неделю по 30 мин.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую и практические части. Для подготовки руки ребенка к письму в каждое занятие включены упражнения для развития пальцев и кистей рук, которые дети выполняют на физкультминутках.

Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

2. Планируемые результаты.

• Правильно произносить все звуки;

• Проводить классификацию звуков по их произношению;

• Производить классификацию печатных букв по их элементам;

• Соблюдать орфоэпические нормы произношения;

• Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения

; • Отчётливо и ясно произносить слова, предложения;

• Выделять из слов звуки, классифицировать их по месту нахождения в слове;

• Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

• Составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

2.1. Формы подведения итогов.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме :

-конкурсы;

-открытые занятия для родителей;

-домашние задания, письменные работы.

Механизм оценки результатов по программе- проводится входная диагностика, а затем в конце учебного года (май) – итоговая диагностика на знание букв, различение звуков (гласные, согласные, способ чтения.

3.1. Требования к уровню подготовки воспитанников:

Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате обучения в НОД по образовательной области «Речевое развитие» формируется конечная система знаний.

Знает: выразительные средства языка; формы речевого этикета; смысл слова;

Умеет: быть доброжелательными и корректными собеседниками; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах; согласовать слова в предложении; называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; высказывать предположения и делать простейшие выводы;

У ребенка развита: культура речевого общения; умение излагать свои мысли понятно для окружающих; умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; различать на слух и в произношении все звуки родного языка; внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;

Имеет представление: о предложении (без грамматического определения); составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

Проявляет интерес: проявляет инициативу с целью получения новых знаний; к самостоятельности суждений.

Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов,

Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).

Проводит сравнительный звуковой анализ слов.

Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.

4. Учебно-тематический план

занятия Тема занятия, задачи

октябрь

1 Мониторинг

- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания-

2 Речевые и неречевые звуки

-знакомство детей со звуками речи.

- знакомство с понятиями гласный, согласный

3 Звук и буква. Алфавит

- Дифференциация понятий звук и буква.

- Знакомство с алфавитом.

ноябрь

1 Буква А

- Познакомить с гласной буквой Аа.

2 Буква О

- Познакомить с гласной буквой Оо

3 Буква У

- Познакомить с гласной буквой Уу

4 Буква И

- Познакомить с гласной буквой Ии

5 Повторение пройденных букв

-анализ сочетаний ау, ау

декабрь

1 Буква ы

- Познакомить с гласной буквой ы.

2 Буква Ээ

- Познакомить с гласной буквой Ээ;

-учить детей словоизменению.

3 Буква Мм

- Познакомить с согласной буквой Мм;

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой М.

4 Буква Нн

-Познакомить с согласной буквой Нн

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н

январь

1 Буква Хх

-Познакомить с согласной буквой Хх

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х

2 Повторение пройденных букв.

-Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х

-Чтение закрытых слогов с буквой М

3 Буква Кк

- Познакомить с согласной буквой Кк

- Анализ и чтение слогов и слова мак с буквой К

№ занятия Тема занятия, задачи

февраль

ь

1 Буква Пп

Познакомить с согласной буквой Пп

- Анализ и чтение слогов с буквой П

2 Буква Сс

Познакомить с согласной буквой Сс

- Чтение и анализ слогов и слов сок, сом, нос, сын, суп

3 Буква Дд

-Познакомить с согласной буквой Дд

- Чтение и анализ слогов и слов дом, дым

4 Буква Тт

-Познакомить с согласной буквой Тт

- Чтение слогов и слов кот, туман. Анализ слова вата.

март

1 Буква Вв

-Познакомить с согласной буквой Вв

- Чтение слогов и слов вода, сова, совок, сумка. Анализ слова совы.

2 Буква Бб

-Познакомить с согласной буквой Бб

- Чтение слогов и слов типа собака. Анализ слова быки.

3 Буква Зз

-Познакомить с согласной буквой Зз

- Чтение слогов и слов типа замок. Анализ слова зима.

4 Буква Фф

-Познакомить с согласной буквой Фф

- Чтение слогов и слов типа кофта. Анализ слова фото.

5 Повторение пройденных букв.

-Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.

апрель

1 Буква Гг

-Познакомить с согласной буквой Гг

- Чтение слогов и слов типа погода; Гуси сыты. Анализ слова гуси.

2 Буква Шш

-Познакомить с согласной буквой Шш

- Чтение слогов и слов типа машина, кошка; У Маши мишка. Анализ слова мышка.

3 Буква Лл

-Познакомить с согласной буквой Лл

- Чтение слогов и слов типа лодка; Лида мыла окно. Анализ слова мышка.

4 Буква Жж

- Познакомить с согласной буквой Жж;

- Чтение слогов и слов типа ложка; Даша ловит жука. Анализ слова пижама.

-

май

1 Буква Рр

-Познакомить с согласной буквой Рр

- Чтение слогов и слов типа горка, радуга; Рома варит суп. Анализ слова рыжик.

2 Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

3 Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

4 Мониторинг

5. Материально-техническое обеспечение

Магнитная доска - 1 шт. ;

Столы детские - 7шт. ;

Стулья детские на каждого ребенка - 14 шт. ;

Атрибуты и используемый инвентарь: -Л. В. Игнатьева Е. В. Колесникова «Азбука»;

-рабочие тетради «Читаю и пишу» Л. В. Игнатьева Е. В. Колесникова.

- цветная бумага, картон;

- пластин, стеки;

- стаканы пластмассовые для воды;

-альбомы, кисти для рисования, акварель;

-цветные и простые карандаши, линейка 15 см, ножницы

6. Список литературы.

Литература педагога для реализации программы.

1. Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.

2. М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.

3. М. М. Безруких. Обучение письму. Методическое пособие. Издательство Рама Паблишинг. Новосибирск. 2009 г.

4. С. О. Филиппова. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. Издательство Детство-Пресс. Москва. 2008 г.

Литература для детей и родителей.

1. Е. В. Колесникова, Л. В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

2. Е. В. Колесникова «Веселая грамматика» Рабочая тетрадь. Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» Кружок по изобразительной деятельности в старшей группе «Разноцветные ладошки» (срок реализации 1 год) Возраст с 5 до 6 лет Воспитатель:.

Рабочая программа кружковой работы по театральной деятельности «Аптаах холбуйачаан» для детей 4–7 лет Пояснительная записка. Настоящая программа описывает курс подготовки по театральной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя,.

Рабочая программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Отчего и почему?» Пояснительная записка Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика» Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии.

Рабочая программа по дополнительной кружковой деятельности «Волшебная кисточка» Паспорт программы Название программы Программа «Волшебная кисточка» Руководитель программы Кравец В. А. Составитель программы Воспитатель.

Рабочая программа по кружковой деятельности познавательно-экологической направленности «Юный эколог» Введение Все науки о природе тесно связаны между собой. Объединяет их экология - наука комплексная, развивающаяся, помогающая в формировании.

Рабочая программа по кружковой работе «Развивайка. Лепка» (вторая младшая группа) Содержание 1. Введение… 2. Пояснительная записка… 2.1. Актуальность…. 2.2.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Весёлая грамматика» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Автор публикации:
Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 07:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Косенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД