Светлана Косенко
Рабочая программа кружковой работы «Веселая грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружковой работы
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Актуальность
1.3 Педагогическая целесообразность.
1.4 Цели и задачи программы.
1.5 Принципы, методы и приемы.
2. Планируемые результаты.
2.1 Формы подведения итогов реализации программы
3. Требования к уровню подготовки воспитанников
4. Учебно-тематический план
5. Материально-техническое обеспечение
6. Список литературы.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Веселая грамматика“» размещена в разделах
Рабочая программа «Веселая грамматика» разработана воспитателем МКДОУ детский сад комбинированного вида «Медвежонок» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) и Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Медвежонок» (далее ООП ДО МКДОУ – детский сад «Медвежонок»).
Программа дополнительного образования «Веселая грамматика» направлена на развитие познавательных способностей детей, психических процессов (памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей ребенка, расширение знаний об окружающем мире, обучение чтению и звуковому анализу. Программа разработана на основе авторских программ «От звука к букве» Е. В. Колесниковой. Образовательная программа направлена на подготовку руки ребенка к письму- овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Программа «Веселая грамматика» осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает сознательное чтение. В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Обучение первоначальному чтению закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук, слово, словарная работа, предложение и связное высказывание.
1.2 Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Переход от дошкольного детства характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего его образа жизни. Для ребенка учение – не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Для ее решения разработана программа «Веселая грамматика».
1.3 Педагогическая целесообразность.
Исходя из педагогического опыта многих учителей: одним из сложнейших предметов, вызывающим наибольшие трудности, является русский язык, а на первом году обучения в школе – ещё и чтение. Данная программа поможет подготовить дошкольников к изучению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и проблемы.
1.4 Цели и задачи программы.
Цель программы - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Программа помогает реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования.
В ходе занятий решаются следующие задачи :
• Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы и стимулировать желание учиться в школе, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность.
• Развивать у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.
• Подготовить детей к изучению предметов школе. Развивать фонематический слух и умение проводить звуковой анализ, совершенствовать все стороны речи, углублять представления об окружающей действительности.
• Развивать у ребенка наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться во времени и пространстве.
• Воспитывать умения сопереживать другим людям и животным; умения вести себя в группе во время работы, формировать чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
• Содействовать повышению уровня самооценки ребенка;
• Воспитывать у детей коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, стремление оказывать друг другу помощь
1.5 Принципы, методы и приемы
Отличительной особенностью программы является то, что содержание предусматривает аналитико — синтетический метод обучения грамоте. Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо прежде всего является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей,педагогов.
Изучение материала проходит поэтапно, задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму предлагаются в определенной системе и последовательности.
1. Ознакомление с тетрадью в линейку, с понятиями «широкая» и «узкая» строка и умение ориентироваться в них
2. Развитие умения проводить прямые и замкнутые линии в ограниченном пространстве.
3. Закрепление умения штриховать, не выходя за контур.
4. Рисование в тетради в линейку сложных изображений предметов, требующих анализа и синтеза.
5. Написание букв.
6. Написание слов, предложений печатными буквами соответственно заданным условиям: писать в определенном порядке, не выходя за контур клетки, количество букв должно соответствовать количеству клеток.
Способы и формы работы с детьми.
• Дидактические игры;
• Практические занятия;
• Занятия - соревнования;
• Беседы;
•
Режим занятий:
Программа составлена для детей 5-6 лет,
занятия будут проходить 1 раз в неделю по 30 мин.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую и практические части. Для подготовки руки ребенка к письму в каждое занятие включены упражнения для развития пальцев и кистей рук, которые дети выполняют на физкультминутках.
Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
2. Планируемые результаты.
• Правильно произносить все звуки;
• Проводить классификацию звуков по их произношению;
• Производить классификацию печатных букв по их элементам;
• Соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения
; • Отчётливо и ясно произносить слова, предложения;
• Выделять из слов звуки, классифицировать их по месту нахождения в слове;
• Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
• Составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
2.1. Формы подведения итогов.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме :
-конкурсы;
-открытые занятия для родителей;
-домашние задания, письменные работы.
Механизм оценки результатов по программе- проводится входная диагностика, а затем в конце учебного года (май) – итоговая диагностика на знание букв, различение звуков (гласные, согласные, способ чтения.
3.1. Требования к уровню подготовки воспитанников:
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате обучения в НОД по образовательной области «Речевое развитие» формируется конечная система знаний.
Знает: выразительные средства языка; формы речевого этикета; смысл слова;
Умеет: быть доброжелательными и корректными собеседниками; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах; согласовать слова в предложении; называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; высказывать предположения и делать простейшие выводы;
У ребенка развита: культура речевого общения; умение излагать свои мысли понятно для окружающих; умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; различать на слух и в произношении все звуки родного языка; внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
Имеет представление: о предложении (без грамматического определения); составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
Проявляет интерес: проявляет инициативу с целью получения новых знаний; к самостоятельности суждений.
Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов,
Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).
Проводит сравнительный звуковой анализ слов.
Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
4. Учебно-тематический план
№
занятия Тема занятия, задачи
октябрь
1 Мониторинг
- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания-
2 Речевые и неречевые звуки
-знакомство детей со звуками речи.
- знакомство с понятиями гласный, согласный
3 Звук и буква. Алфавит
- Дифференциация понятий звук и буква.
- Знакомство с алфавитом.
ноябрь
1 Буква А
- Познакомить с гласной буквой Аа.
2 Буква О
- Познакомить с гласной буквой Оо
3 Буква У
- Познакомить с гласной буквой Уу
4 Буква И
- Познакомить с гласной буквой Ии
5 Повторение пройденных букв
-анализ сочетаний ау, ау
декабрь
1 Буква ы
- Познакомить с гласной буквой ы.
2 Буква Ээ
- Познакомить с гласной буквой Ээ;
-учить детей словоизменению.
3 Буква Мм
- Познакомить с согласной буквой Мм;
- Анализ и чтение открытых слогов с буквой М.
4 Буква Нн
-Познакомить с согласной буквой Нн
- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н
январь
1 Буква Хх
-Познакомить с согласной буквой Хх
- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х
2 Повторение пройденных букв.
-Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х
-Чтение закрытых слогов с буквой М
3 Буква Кк
- Познакомить с согласной буквой Кк
- Анализ и чтение слогов и слова мак с буквой К
№ занятия Тема занятия, задачи
февраль
ь
1 Буква Пп
Познакомить с согласной буквой Пп
- Анализ и чтение слогов с буквой П
2 Буква Сс
Познакомить с согласной буквой Сс
- Чтение и анализ слогов и слов сок, сом, нос, сын, суп
3 Буква Дд
-Познакомить с согласной буквой Дд
- Чтение и анализ слогов и слов дом, дым
4 Буква Тт
-Познакомить с согласной буквой Тт
- Чтение слогов и слов кот, туман. Анализ слова вата.
март
1 Буква Вв
-Познакомить с согласной буквой Вв
- Чтение слогов и слов вода, сова, совок, сумка. Анализ слова совы.
2 Буква Бб
-Познакомить с согласной буквой Бб
- Чтение слогов и слов типа собака. Анализ слова быки.
3 Буква Зз
-Познакомить с согласной буквой Зз
- Чтение слогов и слов типа замок. Анализ слова зима.
4 Буква Фф
-Познакомить с согласной буквой Фф
- Чтение слогов и слов типа кофта. Анализ слова фото.
5 Повторение пройденных букв.
-Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.
апрель
1 Буква Гг
-Познакомить с согласной буквой Гг
- Чтение слогов и слов типа погода; Гуси сыты. Анализ слова гуси.
2 Буква Шш
-Познакомить с согласной буквой Шш
- Чтение слогов и слов типа машина, кошка; У Маши мишка. Анализ слова мышка.
3 Буква Лл
-Познакомить с согласной буквой Лл
- Чтение слогов и слов типа лодка; Лида мыла окно. Анализ слова мышка.
4 Буква Жж
- Познакомить с согласной буквой Жж;
- Чтение слогов и слов типа ложка; Даша ловит жука. Анализ слова пижама.
-
май
1 Буква Рр
-Познакомить с согласной буквой Рр
- Чтение слогов и слов типа горка, радуга; Рома варит суп. Анализ слова рыжик.
2 Повторение пройденных букв.
-Чтение предложений с изученными буквами.
3 Повторение пройденных букв.
-Чтение предложений с изученными буквами.
4 Мониторинг
5. Материально-техническое обеспечение
Магнитная доска - 1 шт. ;
Столы детские - 7шт. ;
Стулья детские на каждого ребенка - 14 шт. ;
Атрибуты и используемый инвентарь: -Л. В. Игнатьева Е. В. Колесникова «Азбука»;
-рабочие тетради «Читаю и пишу» Л. В. Игнатьева Е. В. Колесникова.
- цветная бумага, картон;
- пластин, стеки;
- стаканы пластмассовые для воды;
-альбомы, кисти для рисования, акварель;
-цветные и простые карандаши, линейка 15 см, ножницы
6. Список литературы.
Литература педагога для реализации программы.
1. Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
2. М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.
3. М. М. Безруких. Обучение письму. Методическое пособие. Издательство Рама Паблишинг. Новосибирск. 2009 г.
4. С. О. Филиппова. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. Издательство Детство-Пресс. Москва. 2008 г.
Литература для детей и родителей.
1. Е. В. Колесникова, Л. В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
2. Е. В. Колесникова «Веселая грамматика» Рабочая тетрадь. Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.