Любовь Ивановна Шампарова
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)
Планируемые результаты освоения НРК:
1. У ребенка дошкольного возраста преобладает эмоционально положительное отношение к родному краю, к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружению, центральных улиц села, знает и стремится выполнять правила поведения в нем;
Публикация «Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: „Юный краевед“ на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)» размещена в разделах
2. Проявляет интерес, любознательность по отношению к родным местам, их истории, к народным традициям, необычным памятникам, использует местоимение «мое» по отношению к селу, району, краю;
3. С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием своего народа;
4. Проявляет начала социальной активности: участие в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям;
5. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, отражает свои впечатления о кабардинском народе в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает в рисунках, аппликации, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д. ;
6. Умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
7. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, владеет разными формами и видами игры, включая народные игры;
8. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, в том числе, природы родного края.
Критерии результативности обучения
1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям адыгского народа.
2. Использовать в активной речи фольклор.
3. Знать героев нартского эпоса и сказочных героев.
4. Уметь играть в адыгские народные игры.
5. Знать названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения города.
Моя программа отличается от уже существующих программ тем, что учитывает возрастные, психологические особенности и возможности среднего дошкольного возраста и строится по трем направлениям:
- народоведение»
- «мы – россияне»;
- эко - краеведение.
Направление народоведение включает в себя:
- приобщение детей к истокам адыгской народной культуры;
- широкое использование всех видов фольклора;
- расширение кругозора детей через музей быта, созданного своими силами в ДОУ;
- проведение фольклорных праздников;
- знакомство с народной игрушкой и национальным костюмом;
- воспитание нравственных качеств средствами театрализованной деятельности.
Направление «Мы – россияне» предусматривает:
- знакомство детей со столицей России – Москвой;
- формирование представлений о правах каждого гражданина о государстве;
- развитие осознания своей индивидуальности и неповторимости;
- раскрытие перед ребенком ценности окружающего мира.
Направление экокраеведение включает в себя:
- формирование чувства любви и привязанности к родному дому, семье, городу;
- формирование знаний о родном городе, природе и экологии области;
- знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.
Принципы, положенные в основу модели.
Модель национально-регионального компонента строилась на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
воспитание нравственного человека как основной смысл образования;
гуманизм как утверждение норм уважения к личности ребенка, доброжелательного и бережного отношения к каждому;
реальный учет самоценности каждого возраста, полнота реализации возможностей ребенка, неоправданность как инфантилизации развития, так и "забегания вперед", опора на достижения предыдущего этапа развития - условие успешности перехода ребенка на другую ступень образования.
При отборе содержания национально-регионального компонента в модели учитываются как общие принципы развития, социализации и воспитания личности:
Принцип гуманизма;
Принцип культуросообразности;
Принцип природосообразности;
Принцип целостности;
Принцип непрерывности;
Принцип включения воспитанников в родную этнокультурную традицию;
Принцип диалога культур как основа взаимного обогащения и саморазвития;
Принцип диалектического единства трех начал: национального, общероссийского и общемирового;
Принцип вариативного построения содержания и структуры с учетом влияния социально-педагогических и этнопсихолого - педагогических факторов.
Особенности организации образовательного процесса
кружка «Юный краевед».
Образовательный процесс осуществляется на всём протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации.
Процесс развития личности ребёнка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности.
Группы Количество занятий в неделю / в месяц / в год Количество минут в неделю
Средняя группа 1 / 4 / 36 20 минут
Содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей:
Содержание дошкольного образования Цели психолого-педагогической работы Задачи
1. Речевое развитие
«Развитие речи»
«Приобщение к художественной литературе» Научить детей правильно говорить на родном, кабардинском языке.
Дать знание доступных возрасту произведений родной литературы, знакомство с фольклором кабардинского народа. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям произведений кабардинских писателей.
Формировать необходимые моральные качества (гуманизм, честность, скромность, справедливость,трудолюбие, патриотизм, выраженные в адыгских традициях. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.
Содержательные линии:
знание (доступные для дошкольного возраста) о нартском эпосе;
знание произведений фольклора кабардинцев: сказки, сказания, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки и др.).
знание стихов, прозаичесих произведений современных детских литераторов КБР;
знание классиков адыгской национальной литературы (Ш. Ногмов, Б. Пачев);
знание народного фольклора об уме и знаниях.
Содержание дошкольного образования Цели психолого-педагогической работы Задачи
2. Физическое развитие
«Физическая культура»
«Здоровье» Знакомство с кабардинскими традициями физического воспитания подрастающих, с системой закаливания. Знание и умение играть в народные подвижные, настольные игры; знание образов и подвигов нартских богатырей и стремление им подражать; формирование культуры здоровья (режим, быт, питание, физическая культура) с опорой на кабардинские традиции физического воспитания. Продолжать развивать волевые качества.
Содержательные линии:
знакомство с фольклором кабардинцев о здоровье, физической красоте, силе, мужестве, храбрости;
физическое развитие (организация физической культуры с опорой на кабардинские традиции с учетом половозрастной дифференциации;
обучение народным средствам закаливания (обливание холодной водой стоп, далее до колена, кистей руки, далее всей руки и др.);
знакомство с доступными подвижными («подкинь шапку», «всадники», «поймай шапку» и др.) и настольными («адыгские шашки», «нарды») играми и обучение игре в них;
знакомство с нартскими героями, формирование стремления им подражать.
3. Социально-Комуникативное
«Социализация, развития общения, нравственное воспитание»
«Ребёнок в семье и обществе, патриотическое воспитание»
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
«Формирование основ безопасности» Формирование этнического самосознания принадлежности к определенному этносу; освоение подрастающими национальной культуры, вхождение в этнокультуру, знание основных принципов нравственно-личностного развития в соответствие с кодексами нравственности кабардинского народа. Наряду с этнокультурной идентификацией способствование формированию общероссийской и общемировой идентичности («от близкого к далекому, от родного порога — в общечеловеческий мир»). Уточнять и расширять знания детей о селе.
Формировать определенное отношение ребенка к родному краю.
Развивать искренние чувства любви к родным местам.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Содержательные линии:
знакомство с историей коренных народов КБР (на доступном уровне, элементарные знания);
знание (знакомство) с традициями, обычаями, обрядами кабардинского народа;
знание семьи как общественно-значимого института в системе социализации подрастающего. Род, родословная — первоначальное знакомство;
первичное знакомство с не писаным сводом нравственных правил адыгов («адыгэ хабзэ»);
умение действовать в соответствии с полоролевой социализацией (мальчик-девочка) по основным принципам нравственности, морали родного языка, умение соблюдать культуру поведения (общение, речь, манера, одежда);
сформированность культуры чувств, проявляющиеся в позитивных взаимоотношениях с другими людьми;
формирование культуры труда, организация рабочего места, участие в национальных видах труда;
знание обязанностей членов общества в зависимости от социального статуса (женщина-мужчина, взрослый-ребенок, старший-младший);
знание народного фольклора о нравственности, культуре общения, месте человека в социуме.
4. Познавательное развитие
«Развитие пзнавательно-исследовательской деятельности»
«Приобщение к социокультурным ценностям»
«Формирование элементарных математических представлений»
«Ознакомление с миром природы Желание знать о родном крае; формирование умения самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом «добывать» знания краеведческого характера; умение говорить на кабардинском языке. Знать и называть животных, обитающих в КБР (звери, птицы, рыбы); рептилии (змея, ящерица, лягушка).
Различать и называть растения по листьям, плодам, цветам.
Иметь представление о жизни и быте, истории и культуре адыгского народа.
Содержательные линии:
элементарные знания о географии КБР (местонахождение республики, карта КБР, столица, природно-климатические зоны);
этнографическая азбука (народы и национальности КБР, особенности традиционной национальной материальной культуры народов КБР (предметы быта, посуда, национальная кухня);
флора и фауна КБР (элементарные знания);
знание (доступные для дошкольного возраста) о нартском эпосе;
нание произведений фольклора кабардинцев: сказки, сказания, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки и др.).
знание стихов, прозаичесих произведений современных детских литераторов КБР;
знание классиков адыгской национальной литературы (Ш. Ногмов, Б. Пачев);
знание народного фольклора об уме и знаниях.
5. Художественно-эстетическое развитие
«Художественное творчество» Ознакомление с художественной культурой кабардинского народа, с декоративно-прикладным искусством.
Знакомство с современным изобразительным искусством КБР; умение делать изделия (киизы, адыгская тесьма, малая чеканка); отображать в изодеятельности знания и представления о родном крае. Знать народные орнаменты, использовать их в украшении предметов быта, одежды, обуви.
«Музыка» Ознакомление с этномузыкой (народной и современной музыкальной культурой); обучение умению танцевать национальные танцы, петь песни на кабардинском языке. Расширять знания о музыке адыгов. Узнавать мелодия знакомых песен. Изображать в музыкальных играх характерные движения (бег лося, прыжки зайца, повадки собаки, белки, лисы).
Использовать народные игры с музыкальным сопровождением.
Содержательные линии:
знание декоративно-прикладного искусства кабардинского народа (вязание шерстяных
изделий, изготовление киизов, золотое шитье и плетение, чеканка); участие в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства кабардинцев;
умение рисовать на краеведческие темы;
знакомство с народными музыкальными инструментами: пшынэ, шикапшина, бжамий.
умение танцевать народные танцы в доступной для дошкольников хореографической постановке.
знание произведений для детей композиторов КБР (Хаупа, Карданов и др.);
пение народных и современных песен на родном языке;
знание исполнителей народной музыки (Пшихачев, Каширгова) и народных певцов (К. Кардангушев);
знакомство с театрами (кабардинский национальный, музыкальный); оперных и эстрадных певцов (О. Сокурова, Ч. Нахушев);
знакомство с произведениями местных художников: Б. Пачев и др.
знакомство со скульпторами и архитекторами памятников: Сосруко, Лашин.
ознакомление с народными определениями красоты и «некрасивости» (эстетичного и неэстетичного);
соблюдение эстетики во внешнем виде, поведении, общении, речи;
знание народного фольклора об эстетике, искусстве, гармонии.
Перспективный план кружка: «Юный краевед»
в средней группе №6 на 2018 – 2019 учебный год.
месяц тема цель совместная деятельность
Сентябрь Я и моя семья
Детский сад – моя вторая семья Сформировать понятие, что семья- это самое главное в жизни человека. Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге.
Вызвать положительные о д/с умение выражать в речи свои чувства Беседа с детьми о семье, её членах. Рассмотреть иллюстрации села и города
Беседа о детском саде.
Иллюстрации о жизни детского сада
Октябрь Мой город - Нарткала
Нальчик – столица КБР Познакомить детей с родным городом его историческим прошлым
Познакомить с улицами, парками, площадками Нальчика Беседа о родном городе рассматривание фотоальбома- «Моя Нарткала»
Беседа о КБР, гербе и флаге, стихи о КБР.
Ноябрь 1Москва – столица России
2 Знакомство с бытом и одеждой кабардинцев и балкарцев
Дать представление о том, что Москва самый главный город России СТОЛИЦА
Дать представление о быте и одежде кабардинцев и балкарцев их отличие от современного уклада жизни. Рассмотреть фотоальбом о Москве. Карта России.
Рассмотреть иллюстрации с предметами быта кабардинцев и балкарцев: домашняя утварь, ковры, одежда, пища. Коллективная работа «Украсим коврик»
Декабрь1 Природа КБР
Познакомить с природой родного края, познакомить с достопримечательностями КБР. Рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями КБР. Составить небольшой рассказ по картине.
Январь Орнамент
Знакомство с национальным орнаментом. Рассмотреть иллюстрации с национальным орнаментом. Коллективная работа «Кабардинская невеста»
Февраль Дары природы.
Познакомить детей с ценностью даров природы КБР и их значением в жизни человека. Дать детям понятие «Дары природы» с целью понимания их ценности, красоты и назначения. Рассмотреть плакат «Овощи и фрукты» с целью закрепления их названия, месте произрастания и важной роли в жизнедеятельности организма. Рассматривание иллюстраций с цветами луга и сада, вспомнить какие росли у нас на участке.
Март 1.
Архитектура родного края.
2. Эти мудрые кабардинские сказки
Познакомить детей с архитектурой КБР
Познакомить детей с кабардинскими народными сказками Рассматривание иллюстраций с постройками. Знакомство с героями кабардинских сказок (имена и подвиги).
Апрель Песенный фольклор
Познакомить детей с адыгским, кабардинским и русским фольклором. Вызвать интерес к народной музыке, ценностного отношения к её произведениям. Прослушивание песен. Выучить народные потешки. Выучить колыбельную песню
Май. Национальные праздники
Расширять представления дошкольников о национальных праздниках. Формировать ценностное отношение к национальным праздникам. Рассматривание иллюстраций с национальными праздниками. Заучивание стихов