Анастасия Попова
Рабочая программа по кружковой работе «Развивайка. Лепка» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение…
2. Пояснительная записка…
2.1. Актуальность….
2.2. Цель программы….
2.3. Задачи….
2.4. Принципы….
3. Список детей, посещающих кружок…
4. Расписание образовательной деятельности и режим работы…
5. Организационно-методическое обеспечение….
5.1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп…
5.2. Методы, используемые в работе кружка…
5.3. Форма проведения…
5.4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат….
5.5. Формы подведения итогов. ….
Публикация «Рабочая программа по кружковой работе „Развивайка, Лепка“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Программы
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
6. Учебно-тематическое планирование….
7. Список литературы….
Введение
«Истоки творческих способностей и
Дарования детей на кончике их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Чем больше уверенности в детской руке,
тем тоньше взаимодействие с орудием труда,
чем сложнее движения, необходимые для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную
жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. С. Сухомлинский.
Лепка тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непо-средственное знакомство со свойствами материалов (глиной, пластилином, тестом, познание связи действий с полученным результатом. В дальней-шем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обу-словлен стремлением передать в лепке свои мысли, впечатления от окру-жающего мира. У детей развитие наглядно – образного мышления проис-ходит в процессе обучения. Перед началом лепки дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Лепка тесно связана с решением задач нравствен-ного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских ра-бот, закрепляющих определённое отношение к окружающей действитель-ности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушать и выполнить задание, доводить начатую работу до конца. Ребенок приучается быть активным в наблюдении и выполнении работы. В процессе лепки у дошкольников вос-питывается чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображе-нием, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих поделок и поде-лок товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспи-тывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг к другу.
Пояснительная записка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ре-бенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов. Занятия лепкой способствуют развитию руки ре-бёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для даль-нейшего обучения письму в школе. Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе лепки, развивают руку и глаз ребёнка и могут быть ис-пользованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается пра-вильная учебная посадка, так как лепка почти всегда связана со статиче-ским положением и определённой позой.
Главной целью программы «Развивайка», является развитие мелкой моторики рук и художественного творчества детей второй младшей груп-пы «Божья коровка». В программе подчеркнута большая роль творческо-го мышления в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в художественное творчество, имел возмож-ность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ре-бёнка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображе-ние, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую мо-торику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психиче-ское здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализа-ции замысла, предвидеть результат и достигать его. Работа с пластилином положительно влияет развитие внимания. Яркий внешний вид материала и изделий из него привлекает, концентрирует внимание ребенка. Возмож-ность манипулировать, активно действовать с приятным на ощупь, теп-лым, пластичным тестом удерживает детей, не позволяет отвлекаться, про-длевает время занятий без усилий со стороны ребенка. Лепка позволяет расширить возможности ощущений и восприятия. Дети испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта. А в процессе лепки им приходится самим воспроизводить детали и соеди-нять их. Таким образом, развивается и пространственная ориентировка. Преодолеваются трудности в расположении фигуры, выборе пропорций, в право и ориентации, что в дальнейшем положительно скажется на форми-ровании графических навыков, письма, чтения.
Занятия лепкой вызывают массу положительных эмоций у детей, и проходят с высокой мотивацией. Выполнение обучающихся творческих работ по заданным темам содействует раскрытию индивидуальных воз-можностей каждого ребенка при условии бережного сохранения непосред-ственности детского творчества.
Актуальность состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует раз-витию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершен-ствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Деятельность работы с пластилином позволяет интегрировать раз-личные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жиз-нью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других за-нятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка ” Развивайка ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого де-ти:
– Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опи-рается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и пред-ставления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточ-нить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
– В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация дея-тельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
– Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
– Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с пластилином. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
– У детей воспитывается тактильные и термические чув-ства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончи-ками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ре-бенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материала-ми через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализа-ция впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобрази-тельном творчестве.
Цель программы : Развитие творческих способностей, воображения; развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
1. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества); художественного вку-са; усидчивости, целенаправленности.
2. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук.
3. Развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового воспри-ятия, памяти; развития речи детей.
4. Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного вос-приятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).
5. Развитие практических умений и навыков;
6. Обучение различным навыкам работы с пластилином, глиной.
Методологические принципы
В основу программы кружка «Развивайка» вложены следующие принципы:
- принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным осо-бенностям).
- Принцип наглядности (наличие дидактических материалов).
- Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ре-бенка, реализация творческих потребностей).
- Принцип научности (обоснованность, наличие методических рекоменда-ций и теоретической основы).
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку. -Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
- Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребён-ку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития.
Расписание образовательной деятельности и режим работы
Программа разработана для детей II младшей группы (3-4 года). Объём материала соответствует возрастным особенностям дошкольников. Занятия проводятся в группе наполняемостью 16 детей два раза в месяц (через неделю) по 15 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 9 месяцев (сентябрь – май).
Курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.
Организационно- методическое объединение
При организации этапов реализации кружковой программы учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическое развитие, по-знавательное и речевое развитие, социально – коммуникативное и художе-ственно – эстетическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для де-тей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познаватель-ной и исследовательской деятельности, при решении проблемных ситуа-ций, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержа-ния, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Пе-дагогам предоставляется право варьировать место осуществления непо-средственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.
Формы работы
- индивидуальная
- групповая
Дидактический материал
1. Аудиозаписи
2. Использование образцов (муляжи, игрушки, макеты)
3. Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.)
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подгото-вить к работе.
- Плохо убирается с поверхностей предметов.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим
рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком).
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой
салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
Ожидаемые результаты
-У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
-Усвоены основные приёмы работы с пластилином и глиной;
-Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Учебно-тематическое планирование кружка
по лепке «Развивайка»
№ п/п Тема Задачи Кол-во ча-сов Структура занятия Необходимые материалы
Сентябрь
1 «Знакомство с глиной и пластили-ном». Дать детям представ-ление о том, что глина (пластилин) мягкая, что из неё можно ле-пить, можно отщипы-вать от большого ком-ка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, рабо-тать аккуратно. Разви-вать желание лепить.
1 1. Показ глины (пла-стилина, рассказ о её свойствах.
2. Рассказ и показ воспитателя как нуж-но работать с глиной (пластилином).
3. Предложить детям взять глину (пласти-лин, помять её, от-щипнуть комочек, сплющивать.
4. Оценка результа-тов.
5. Обыгрывание дет-ских работ.
Глина, пласти-лин, доски (на каждого ребён-ка).
2 «Овощи с грядки» Обобщать представле-ния детей об овощах, об их характерных особенностях.
Развивать мелкую мо-торику рук; продол-жать обучать детей са-мостоятельно отщипы-вать маленькие кусоч-ки пластилина.
1 1. Рассматривание овощей, объединение в общее понятие «овощи».
2. Игра «Где овощи?»
3. Предложить в ме-шок «собрать» овощи (показ воспитателем приёмов скатывания и расплющивания).
4. Практическая часть.
5. Оценка результа-тов.
6. Обыгрывание дет-ских работ.
Муляж овощей, вырезанный шаблон мешка, пластилин, доски
Октябрь
3 «Бублики»» Продолжать знакомить детей с пластилином, учить свертывать гли-няную палочку в коль-цо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреп-лять умение раскаты-вать пластилин пря-мыми движениями, ле-пить аккуратно. Разви-вать образное восприя-тие. Вызывать чувство радости от созданных изображений. 1 1. Рассматривание бублика.
2. Показ воспитателя способа лепки.
3. Повтор движений в воздухе.
4. Практическая часть.
5. Оценка результа-тов.
6. Обыгрывание дет-ских работ.
Небольшие ко-мочки желтого пластилина, доски (на каж-дого ребёнка).
4 «Колобок» Вызывать у детей же-лание создавать в леп-ке образы сказочных персонажей. Закреп-лять умение лепить предметы круглой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движения-ми. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палоч-кой рисовать на вылеп-ленном изделии неко-торые детали. 1 1. Вспомнить рус-скую народную сказ-ку «Колобок». Беседа по содержанию.
2. Показ приёма вос-питателем, кем - либо из детей, всем вместе в воздухе.
3. Практическая часть.
4. Украшение изде-лия (обозначить гла-за, нос, рот с помо-щью палочки).
5. Выставка работ, оценка результатов.
6. Обыгрывание дет-ских работ.
Ноябрь
5 «Лепешки. Большие и маленькие» Продолжать учить де-тей отщипывать ко-мочки глины (пласти-лина, от большого куска; раскатывать ко-мочки круговыми дви-жениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ла-донями. Учить укра-шать вылепленные по-делки с помощью па-лочки. 1 Вспомнить приёмы лепки лепёшки и по-казать в воздухе, по-буждать называть производимые дей-ствия.
Практическая часть.
Предложить детям украсить изделия.
Оценка результатов, обыгрывание. пластилин, доски для леп-ки, палочки для украшения.
6 «Башенка» Продолжать учить де-тей раскатывать ко-мочки пластилина между ладонями кру-говыми движениями; расплющивать шар между ладонями; со-ставлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить акку-ратно.
1 1. Рассмотреть ба-шенку.
2. Уточнить из каких деталей состоит.
3. Предложить пока-зать её в воздухе.
4. Практическая часть.
5. Оценка результа-тов, обыгрывание.
Башенка, со-стоящая из 4 -5 колец одного цвета. Пласти-лин, доски (на каждого ребен-ка).
Декабрь
7 «Мандарины и апельсины» Закреплять умение детей лепить предме-ты круглой формы, раскатывать пласти-лин кругообразными движениями между ладонями. Учить ле-пить предметы разной величины.
1 1. Рассмотреть ман-дарины и апельсины.
2. Определить их форму и величину.
3. Уточнить количе-ство пластилина для больших и маленьких предметов.
4. Предложить пока-зать жестом в возду-хе прием раскатыва-ния глины.
5. Практическая часть.
6. Оценка результа-тов, обыгрывание. Мандарины и апельсины, пластилин, доски (на каж-дого ребенка).
8 «Игрушка новогодняя» Формировать у детей обобщенное представ-ление о елочных иг-рушках; учить раска-тывать пластилин кру-гообразными движени-ями между ладонями; развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоя-тельно придумать узор для своего шарика
1 1. Рассмотреть ново-годние игрушки.
2. Определить их форму и величину.
3. Уточнить количе-ство пластилина для больших и маленьких предметов.
4. Практическая часть.
5. Оценка результа-тов, обыгрывание. Елочные иг-рушки, готовый образец изде-лия, пластилин, доски (на каж-дого ребенка).
Январь
9 «Вкусные гостинцы на день рожде-ния Мишки»
Развивать воображе-ние и творчество. Учить детей использо-вать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккурат-но обращаться с мате-риалом и оборудова-нием.
1 1. Сюрпризный мо-мент – появление Мишки.
2. Предложить детям слепить разные уго-щения.
3. Напомнить приемы лепки.
4. Практическая часть.
5. Оценка результа-тов, обыгрывание.
пластилин, доски (на каж-дого ребёнка)
10 «Маленькие куколки гу-ляют на снежной по-ляне» Учить создавать в леп-ке образ куклы. Учить лепить предмет, состо-ящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голо-ва). Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями пря-мыми и кругообразны-ми движениями, соеди-нять две части предме-та приемам прижима-ния. 1 1. Рассмотреть кукол-ку, состоящую из большого столбика и маленького шарика.
2. Определить их форму и величину.
3. Вспомнить и пока-зать руками в возду-хе, как надо лепить части кукол.
4. Практическая часть.
5. Оценка результа-тов, обыгрывание. Пластилин, палочки, доски (на каждого ре-бенка, под-ставка для кол-лективной ком-позиции – не-большой кар-тонный прямо-угольник, по-крытый ватой.
февраль
11 «Воробушки и кот» Продолжать формиро-вать умение отражать в лепке образы подвиж-ной игры. Развивать творчество. Закреплять полученные ранее навыки и умения в процессе создания об-разов игры в лепке и восприятии общего ре-зультата. 1 1. Вспомнить игру «Воробушки и кот».
2. Рассмотреть птич-ку, выделить её ча-сти.
3. Показ способов лепки.
4. Практическая часть.
5. Украшение подел-ки.
6. Обыгрывание по-делки Создание кол-лективной компози-ции.
Игрушечные кот и воробу-шек. Пласти-лин, доски, па-лочки для до-рисовывания деталей.
12 «Снеговик» Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. За-креплять умение дово-дить изделие до нуж-ного образа с помощью дополнительного ма-териала. 1 1. Рассматривание картины «Зимний пейзаж».
2. Предложить детям вылепить снеговиков.
3. Уточнение приё-мов лепки.
4. Практическая часть.
5. Выставка и обсуж-дение работ.
6. Обыгрывание по-делки.
Картина «Зим-ний пейзаж». Пластилин, спички, ма-ленькие крыш-ки от пузырь-ков, доски, кар-тонка – под-ставка.
Март
13 «Бусы для мамы» Приобщать детей к миру искусства, разви-вать фантазию творче-ства, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов; закреплять умение рас-катывать пластилин между ладонями пря-мыми и кругообразны-ми движениями,
1 1. Вспомнить про праздник «8 марта»
2. Предложить детям сделать украшение для мамы
3. Уточнение приё-мов лепки.
4. Практическая часть.
5. Выставка и обсуж-дение работ.
6. Обыгрывание по-делки. Бусы, пример готовой рабо-ты, пластилин, доска для леп-ки, силуэт лица и шеи.
14 «Большие и маленькие птицы на кормушке» Продолжать формиро-вать у детей желание передавать в лепке об-разы птиц, правильно передавая форму ча-стей тела, головы, хво-ста. Закрепить приемы лепки. Развивать уме-ние рассказывать о том, что слепили. Вос-питывать творчество, инициативу. Самостоя-тельность. Развивать воображение. 1 1. Предложить вспом-нить наблюдение за птицами на прогулке.
2. Предложить сле-пить птичек, которые прилетели и сели на кормушку.
3. Практическая часть.
4. Выставка и обсуж-дение работ.
5. Обыгрывание по-делки
Игрушечные птицы (разные большие и ма-ленькие, ил-люстрации с изображением птиц. пласти-лин, доски, па-лочки для изображения деталей (на каждого ребен-ка, подставка – кормушка.
Апрель
15 «Миски трех медведей» Закреплять умения детей лепить мисочки разного размера, ис-пользуя приём раска-тывания глины круго-образными движения-ми. Закреплять приемы сплющивания и оттяги-вания краёв мисочки вверх. Закреплять уме-ние лепить аккуратно. 1 1. Сюрпризный мо-мент – приход трёх медведей.
2. напоминания при-емов лепки.
3. Практическая часть.
4. Дети самостоя-тельно ставят миски возле медведей и оценивают свою ра-боту.
Три игрушеч-ных медведя разной величи-ны, готовые образцы, пла-стилин, доски.
16 «День рожде-ние куклы Даши» Выявить умения детей лепить и украшать вы-лепленный предмет, доводить предмет до нужного образа по собственному замыслу 1 1. Сюрпризный мо-мент – «У куклы Даши – день рожде-ния».
2. Выбор детьми предмета для лепки.
3. Практическая часть.
4. Украшение поде-лок дополнительным материалом и с по-мощью палочки, оценка детских ра-бот.
5. Обыгрывание: вру-чение подарков кукле Даше.
Хоровод «Как на Да-шины именины…».
Кукла. Пласти-лин, разнооб-разный допол-нительный ма-териал. Палоч-ки, доски, кар-тонка – под-ставка.
17 "Проснулись жуки, червяч-ки и другие насекомые" Обобщить представле-ние о насекомых. Раз-вивать умение рабо-тать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. По-ощрять инициативу детей и желание до-полнить композицию 1. Рассмотреть изоб-ражения насекомых
2. Предложить сле-пить жука
3. Практическая часть.
4. Выставка и обсуж-дение работ.
5. Обыгрывание по-делки Изображения жуков, готовая поделка, пла-стилин, доска для лепки.
18 «Гусеница» Продолжать учить де-тей лепить предметы, состоящие из несколь-ких деталей. Учить об-разовывать имена су-ществительные множе-ственного числа. 1. Просмотр карти-нок с изображением насекомых.
2. Игра «Один – мно-го».
3. Практическая часть.
4. Довести поделку до полного образа с помощью мелких де-талей.
5. Игра «Какая полу-чилась?».
6. Обыгрывание по-делки.
Предметные картинки с насекомыми, мяч. Пласти-лин, вырезан-ный из картона лист дерева, доски.
Список литературы
1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возрас-та. М. : Мозаика-Синтез,2007.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Ав-торская программа «Цветные ладошки».
3. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
4. И. В. Штанько “Воспитание искусством в детском саду” - Москва, Творческий центр “Сфера”, 2007 г.
5. Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
6. Волшебный пластилин (Академия дошколят) - 2012.pdf
7. Больгерт Н., Больгерт С. Г. «Пластилиновая энциклопедия для ма-лышей»
8. И. А, Лыкова «Я леплю свою лошадку…азбука лепки»
9. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет»
10. Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий -М. : Мозаика-Синтез,2007
11. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез,2005.
12. Интернет-ресурсы.