верижникова татьяна
Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Весёлые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Весёлые пальчики»
Верижникова Татьяна Александровна
Нетрадиционная техника рисования
Пояснительная записка:
Публикация «Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе „Весёлые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Образовательная:
• расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
• знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
• многообразием художественных материалов и приёмами работы с
ними.
2. Развивающая:
• развивать художественный вкус, пространственное воображение,
• творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное
• мышление и любознательность, желание экспериментировать.
3. Воспитательная:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Материалы для работы :
• акварельные краски, гуашь;
• восковые мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктейльные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки, бумажные;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти; крупа; нитки.
• цветная бумага, ножницы;
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
Более трудные методы и техники:
• Рисование солью, крупой;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• ниткография
• по – сырому;
• набрызг
• по – оттиску.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, смело, непосредственно, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, веревочками, восковыми мелками, свечей и др.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые - словесные
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет:
• на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Принципы:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
3. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
4. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
5. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
6. Принцип доступности материала.
Программа рассчитана как дополнительная образовательная деятельность.
Старшая группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 64 занятия. Длительность занятия в старшей группе -25-30 мин. Форма занятий - тематическая деятельность и в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы :
- Проведение выставок детских работ. Участие в городских выставках и конкурсах в течение года. В мае 4 последних занятия – предлагается детям самостоятельный выбор нетрадиционных техник для мониторинга результатов освоения дополнительной программы «Веселые пальчики»
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
ОКТЯБРЬ
1.«Бабочки» Освоение техники монотипия (предметная)
2.«Осенний букет» Освоение техники кляксография
3.«Воздушные шары» Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных
4.«Волшебный лес» Освоение техники печатания листьями
5.«Красная смородина» Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями)
6.«Унылая пора! Очей очарованье» Рисование ладошками, пальцами
7.«Ветка рябины» Рисование пальчиками
8.«В нашем саду листопад» Примакивание
Ноябрь.
1 «Путешествие по радуге» (пальчиками)
«Дары осени» Оттиск (мятая бумага)
2 «Осенний пейзаж». Познакомить с техникой – по сырому.
(по сырому + манка)
3 «Осенний натюрморт в вазе» (печатание листьями + набрызг)
4 «Веточка рябины» (пальчиками)
5 «Компоты и варенье» Освоение техники печатание (оттиск)картошкой
6 Осеннее дерево Оттиск печатка листиками. Рисование кистью.
7 Рисование «Зачем человеку зонт» Работа с трафаретом
8 «Портрет моей мамы» (ватные палочки)
ДЕКАБРЬ
1 Рисование «Улетаем на юг» Кляксография
2 «Разноцветные рыбки» Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.
3 «Подводный мир» Освоение техники рисования мыльными пузырями.
4 «Снежинки».
(кляксография обычная + накладывать два цвета друг на друга)
5 Снежинки. Восковые мелки (свеча, акварель.
6 Рисование «Первый снег» Монотипия, рисование пальчиками.
7 «Зимние узоры» Продолжить освоение техники монотипия.
8 «Письмо для деда мороза» Самостоятельная работа детей.
Январь.
1 «В лесу родилась елочка» Рисование нитками
2 «Новогодняя ночь» Техника граттаж
3 «Волшебница зима» Техника рисования - набрызг
4 «Семья снеговиков» Освоение технике рисования (оттиск тканью)
5 «Снегири на ветке» (тычок полусухой жёсткой кистью + крупа)
6 «Зимний лес» (набрызг + ватные палочки + зубная паста)
7 «Воробушки зимой» Рисование по сырому
8 «Вьюга» Ниткография
Февраль.
1 «Зимняя ночь» Черно-белый граттаж
2 «Сказочный зимний лес» Освоение техники – оттиск (капустный лист)
3 «Северное сияние» Восковые мелки
4 «Необычный букет» Освоение техники «одного мазка»
5 «Мишка на севере» Техника «пуантилизм».
6 «Военные корабли» по-мокрому + отпечатывание (поролоном, + рисование ватными палочками)
7 «Северное сияние» Продолжать знакомить с техникой «ниткография»
8 «Пингвины в Артике» Освоение техники «тампонирование»
Март.
1 «Букет» Рисование по мокрой бумаге
2 «Ранняя весна» (по – мокрому)
3 «Нежные цветы» Продолжать знакомить с техникой (акварель + восковые мелки)
4 Абстракция (пробная работа) Освоение техники «зетангл»
5 «Весенние дерево» Использование двух техник (восковые мелки + акварель и набрызг)
6 «Сказочная рыбка» Освоение техники «мозаика»
7 «Подводное царство» (граттаж + восковые мелки)
8 «Ночной город» Рисование мелом на тонированной бумаге
Апрель.
1 «Город» Освоение техники рисования кусочками картона
2 «Рыжая лисичка» Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой, жесткой кистью»
3 «Семёновские матрёшки» (пальчиками + мятая бумага)
4 «Космос» (граттаж + набрызг + восковые мелки)
5 «Сакура» (по - мокрому+ набрызг+ватные палочки+пластиковая бутылка)
6 «Цветение яблони» Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм
7 «Верба» (тычком + набрызг + аппликация)
8 «Весенние дерево» Использование двух техник, восковые мелки + акварель и набрызг
Май.
1 Путешествие по народным промыслам Техника рисования по выбору детей
2 «Украсим теремок для зверей» (Тычком, оттиск пробкой, кисть)
3 «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Ватные палочки, кисть)
4 «Гжельские фигурки» Граттаж
5 «Жостовские цветы» Оттиск мятой бумагой
6 «Что за дивные узоры» Ниткография
7 Рисование + аппликация «Весёлая ярмарка» (коллективная работа) Техника рисования по выбору детей
8 По замыслу Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей
Используемая литература
1. Р. Г. Казакова Занятия по рисованию с дошкольниками-Москва,ТЦ «Сфера», 2009
2. Д. Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет-Москва «Мозайка-Синтез» 2010
3. Е. В. Саллинен Занятия по изобразительной деятельности-Санкт-Петербург, «Карапуз», 2010
4. Н. В,Ермолаева Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство-Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011
5. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа- Москва Издательский дом «Цветной мир»,«Карапуз», ТЦ «Сфера»,2010