Леус Юлия
Рабочая программа кружковой работы по экспериментальной деятельности «Отчего и почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы по экспериментальной деятельности „Отчего и почему?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста.
Рабочая образовательная программа разработана с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта, вступившего в силу 1 января 2014 года, и Примерной основной образовательной программой ДОО «От рождения до школы»
Цель программы : формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;
- воспитание самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Место проведения:
- групповая комната;
- участок;
-прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Формы работы :
- занятия – путешествия;
- занятия – эксперименты;
- целевые прогулки;
- циклические наблюдения;
- проектная деятельность;
-трудовая деятельность;
Ожидаемые результаты реализации Программы
• Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Взаимодействие с родителями
• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
• Буклеты для родителей.
• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы»
• Фоторепортажи о кружковой работе.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях
• Выступления на родительских собраниях.
• Открытый показ кружковой работы.
Тематическое планирование
№ Месяц Тема Занятия
1 Сентябрь Противоположность – превращение.
Задачи:
- познакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоить их значение;
- развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;
- учить детей находить и различать противоположности;
- развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «Был – стал (станет)»;
- познакомить со схемами «превращения».
• Наоборот.
• Большой – маленький.
• Превращение.
• Схема превращения.
2 Октябрь Песок и глина.
Задачи:
- познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, впитываемости, особенности взаимодействия с водой и т. д. • Посадим дерево.
• Где вода?
• Волшебный материал.
• Песочная страна
3 Ноябрь Человек.
Задачи:
- формировать представление о некоторых органах человека;
- развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. • Нос.
• Язычок помощник.
• Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.
• Чей глаз острее?
4 Декабрь Свойства воды.
Задачи:
- формировать представления о свойстве и качестве воды. • Окрашивание воды.
• Играем с красками.
• Водяные весы.
• Вода бывает теплой, холодной, горячей.
5 Январь Солнечный свет.
Задачи:
- расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;
- познакомить с тем, как образуется тень. • Солнечные часы.
• Солнечные зайчики.
• Свет повсюду.
• Свет и тень.
6 Февраль Свойства воды
Задачи:
- формировать представление о свойстве и качестве льда и воды. • Лёд – вода.
• Твёрдое – жидкое.
• Испарение.
• Лёд – вода – пар.
7 Март Жизнь растений.
Задачи:
- подвести к пониманию того, что растение живое, т. е. растет, изменяется, у него есть детки (семена, из которых вырастают новые растения;
- учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину. • Посадка лука.
• Как развивается растение?
• Нужен ли зимой растениям снег?
• Зачем деревьям корни?
8 Апрель Предметы.
Задачи:
- создать условия для формирования умения характеризовать предметы;
- способствовать определению материала, из которого сделан предмет;
- развивать умение определять признаки и свойства материалов. • Секретное письмо.
• Свойства веществ.
• Строение вещества.
• Плавание тел.
9 Май Воздух.
Задачи:
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. • Поиск воздуха.
• Сколько весит воздух?
• Можно ли лежать на воздушных шариках?
• Воздух повсюду.
Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. :
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. : пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)