Получи документы

Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

Анастасия Перелыгина
Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», а также в соответствии с:

1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании,

Публикация «Рабочая программа, Образовательная область „Познавательное развитие, Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах

2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года,

3. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»,

4. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;

5. «Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ N 2106 от 28.12. 2010 г.

- ориентирован на Концепцию дошкольного воспитания,

учитывает основные положения:

- инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»,

- инструктивного письма Минобразования России от 02.06.1998 №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»

- Устава.

Содержание Рабочей программы (далее – Программа) ориентировано на развитие математических способностей детей 3 – 4 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение и т. д.);

- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общения и самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

Цели Программы :

- раскрытие основных направлений математического развития детей 3 – 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;

- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;

- введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;

- формирование основ математической культуры.

Задачи:

- развить потребность активно мыслить;

- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;

- приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;

- обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях Отделения по дошкольному образованию;

- развивать логическое мышление;

- формировать инициативность и самостоятельность;

- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм её усвоения;

- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);

- формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);

- формировать простейшие графические умения и навыки;

- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении).

Все это позволяет обеспечить:

- равные возможности усвоения программы каждым ребенком;

- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;

- развития познавательной деятельности;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками взрослыми, игре, занятиях, познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлении с художественной литературой);

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- формирование математических зависимостей и отношений;

- овладение математической терминологией;

- комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях : социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Срок реализации Программы : один учебный год.

При разработке Программы использовались следующие принципы:

- соответствия развивающему образованию;

- сочетания научной обоснованности и практической преемственности;

- активности и самостоятельности;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы;

- создания условий для самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействия с семьей по реализации программы;

- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;

- поддержки индивидуальности и инициативы детей;

- развития умения работать в группе сверстников;

- построения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- формирования учебных действий;

- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на их интересы;

- личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей;

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;

- возможности освоения Программы на разных этапах её реализации;

- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;

- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы :

Ребенок умеет:

Количество и счет

- сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

- согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

- решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Геометрические фигуры

- приемам обследования зрительно-двигательным путем;

- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Величина

- сравнить предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, ширине, толщине;

- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Ориентировка в пространстве

- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

- обозначать словами положение предмета относительно себя : налево, направо, вперед, назад.

Логические задачи

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности

***

Целевые ориентиры

К концу года ребенок:

- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

- понимает значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечает на него;

- называет числительные по порядку в пределах пяти;

- относит последнее числительное к ко всей пересчитанной группе предметов;

- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

- понимает, что фигуры могут быть разного размера;

- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров, по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- использует в речи результаты сравнения;

- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

- правильно называет времена года: осень, зима, весна, лето;

- обозначает словами положение предмета относительно себя;

- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

Условия реализации рабочей программы

Материально-техническое оснащение :

компьютер;

проектор;

экран.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методическое пособие «Математика для детей 3 – 4 лет»

Рабочая тетрадь «Я начинаю считать»

Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 3 – 4 лет»

Список литературы:

Колесникова Е. В. Математика для детей 3 – 4 лет : Учебн. -метод. Пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». – 4-е изд., перераб. И доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 56с. (Математические ступеньки)

Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. М., 2012.

Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал 2-е изд. М., 2012.

Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». М., 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155// Российская Газета. 2013. 31 декабря.

Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. – М. : ТЦ Сфера, 2015.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

Публикации по теме:

Конспект НОД, образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Конспект НОД, образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) для слушателей курсов повышения.

Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Особое значение в последнее время приобретает проблема подготовки детей к школе. Учителя начальных классов открыто сетуют на то, что у детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 20:50
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Перелыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД