Анастасия Перелыгина
Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», а также в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании,
Публикация «Рабочая программа, Образовательная область „Познавательное развитие, Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года,
3. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»,
4. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;
5. «Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ N 2106 от 28.12. 2010 г.
- ориентирован на Концепцию дошкольного воспитания,
учитывает основные положения:
- инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»,
- инструктивного письма Минобразования России от 02.06.1998 №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»
- Устава.
Содержание Рабочей программы (далее – Программа) ориентировано на развитие математических способностей детей 3 – 4 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общения и самостоятельной деятельности детей.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Цели Программы :
- раскрытие основных направлений математического развития детей 3 – 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
- введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;
- формирование основ математической культуры.
Задачи:
- развить потребность активно мыслить;
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
- приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях Отделения по дошкольному образованию;
- развивать логическое мышление;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм её усвоения;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении).
Все это позволяет обеспечить:
- равные возможности усвоения программы каждым ребенком;
- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
- развития познавательной деятельности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками взрослыми, игре, занятиях, познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлении с художественной литературой);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование математических зависимостей и отношений;
- овладение математической терминологией;
- комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях : социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Срок реализации Программы : один учебный год.
При разработке Программы использовались следующие принципы:
- соответствия развивающему образованию;
- сочетания научной обоснованности и практической преемственности;
- активности и самостоятельности;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы;
- создания условий для самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьей по реализации программы;
- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
- поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- развития умения работать в группе сверстников;
- построения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- формирования учебных действий;
- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на их интересы;
- личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
- возможности освоения Программы на разных этапах её реализации;
- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Ребенок умеет:
Количество и счет
- сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
- согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
- решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Геометрические фигуры
- приемам обследования зрительно-двигательным путем;
- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Величина
- сравнить предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, ширине, толщине;
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Ориентировка во времени
- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Ориентировка в пространстве
- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя : налево, направо, вперед, назад.
Логические задачи
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности
***
Целевые ориентиры
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное к ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров, по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: осень, зима, весна, лето;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
Условия реализации рабочей программы
Материально-техническое оснащение :
компьютер;
проектор;
экран.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методическое пособие «Математика для детей 3 – 4 лет»
Рабочая тетрадь «Я начинаю считать»
Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 3 – 4 лет»
Список литературы:
Колесникова Е. В. Математика для детей 3 – 4 лет : Учебн. -метод. Пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». – 4-е изд., перераб. И доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 56с. (Математические ступеньки)
Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. М., 2012.
Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал 2-е изд. М., 2012.
Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». М., 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155// Российская Газета. 2013. 31 декабря.
Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.