Светлана Шардина
Рабочая программа по поликультурному образованию детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
«ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
ПРОГРАММА
ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Автор:
Шардина С. В.
воспитатель
НДОУ «Детский сад № 136»
ОАО «РЖД»
«Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается
формирование этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
Публикация «Рабочая программа по поликультурному образованию детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Пояснительная записка
Меняется современный мир. Реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях, поэтому педагогу приходится учитывать их национальные интересы, культуру и традиции. Отечественный исследователь
Л. Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа
«этнического эгоцентризма» - тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам.
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Настоящая программа разработана на основе Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД».
Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе её использования обеспечивается интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.
Реализация программы рассчитана на детей подготовительной к школе группы, работа дифференцирована по 9 блокам:
• Родной город.
• Пермский край.
• Культура народов Пермского края.
• Родная страна.
• Россияне. Государственные символы.
• Англия.
• Индия.
• Япония.
• Моя Земля. Праздники.
Основные занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня по 25-30 минут. Все остальные формы и методы работы могут быть представлены в совместной с воспитателем самостоятельной деятельности детей.
Цель:
Воспитание толерантного уважительного отношения детей к людям разных национальностей на основе формирования представлений о культурах стран: России, Англии, Индии, Японии (государственность, экология, культура, традиции, обычаи, национальная одежда).
Задачи:
1. Расширить знания детей о Пермском крае : достопримечательности региона, культура народов Пермского края, декоративно- прикладное искусство (обвинская роспись).
2. Закрепить представления детей о государственности России: элементарные сведения об истории, символах; о Москве – столице России, традициях, разнообразии народного искусства.
3. Познакомить детей с особенностями государственности, экологии, культуры, традиций, обычаев, современных достижений в музыке, литературе других стран: Англией, Индией, Японией (в сравнении с Россией).
4. Развивать способность детей находить данные о культурах разных стран в информационном пространстве с помощью взрослых и самостоятельно.
5. Воспитывать любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе и гордость за достижения своего края.
Ожидаемый результат:
1. У детей сформированы представления о родном городе (история, символика, культура, известные люди).
2. У детей сформированы представления о культуре народов Пермского края: русских, татар, башкир, удмуртов, коми-пермяков, марийцев (национальный костюм, традиции, обычаи, фольклор).
3. Дети знают историю России, называют геральдику, столицу. Знают
прикладное искусство России (дымка, хохлома, гжель, филимоновская игрушка).
4. Дети знают и называют народы,
проживающие на Юге и Севере
России; могут рассказать, чем
отличается культура народов Севера
и Юга России: чукчи, эскимосы,
чеченцы, абхазцы (национальный
костюм, жилище, занятия).
5. Дети знают народы и культуру
других стран: Англии, Японии, Индии (государственность, национальный костюм, традиции).
6. У детей развита способность
находить данные о культурах разных стран в информационном пространстве с помощью взрослых и самостоятельно.
Тематическое планирование
Сентябрь БЛОК «РОДНОЙ ГОРОД»
1. Интегрированное занятие «Кто управляет городом» (познание + рисование).
2. Интегрированное занятие «Наши знаменитые земляки» (познание + коллаж «Изобретения Пермского края).
3. Конструирование на тему «Город».
Работа с родителями :
1. Оформление альбома «Наши знаменитые земляки».
2. Аппликация «Герб своей семьи».
Октябрь БЛОК «ПЕРМСКИЙ КРАЙ»
1. Интегрированное занятие «Города Пермского края. Богатства земли русской (полезные ископаемые)» (познание + МУЗО).
2. Интегрированное занятие «Путешествие в заповедник Басеги и в Вишерский заповедник». Изготовление «Красной книги Пермского края» (познание +).
3.
Совместная деятельность:
• Беседа воспитателя о Кунгурской ледяной пещере.
• Чтение Сказок П. Бажова (по выбору).
• Чтение книги «О чёрном аисте и белом подснежнике».
Работа с родителями :
Перечень пермских сказок для чтения.
Ноябрь БЛОК «КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ»
1. НОД «Национальные костюмы народов Пермского края».
2. Интегрированное занятие «Декоративно-прикладное искусство на примере Обвинской росписи (познание + рисование).
Совместная деятельность:
• Народные игры.
Работа с родителями :
• Оформление альбома «Народы Пермского края».
• Куклы в национальных костюмах (удмуртский, татарский, башкирский и т. д.)
Декабрь БЛОК «РОДНАЯ СТРАНА»
1. Интегрированное занятие «Как жили люди на Руси. Украшение русского костюма» (познание + аппликация).
2. Интегрированное занятие «Русские народные промыслы» (познание + рисование).
3. Интегрированное занятие «Защитники земли русской» (познание + лепка).
Совместная деятельность:
• Чтение произведений художественной литературы. Русские богатыри (былины в перессказе Н. Карнауховой) «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей».
• Инсценирование фрагментов былин.
• Драматизация русской народной сказки «Лиса и Журавль».
• Народные игры «Серый волк», «Краски», «Зевака».
Работа с родителями :
• Оформление тематического альбома «Славные люди России».
• Праздник «Русские посиделки».
Январь БЛОК «РОССИЯНЕ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ».
1. НОД «Государственность России» (символы государства)
2. Интегрированное занятие «Культура России» (познание + создание коллажа).
3. Интегрированное занятие «Москва. Герб Москвы» (познание + конструирование из бумаги).
4. Интегрированное занятие «Достопримечательности Москвы» (познание + конструирование Кремля).
Совместная деятельность:
• Беседа «Слава Великих Городов-Героев России».
• Народная игра «Чижик», «Гуси-Лебеди».
Февраль БЛОК «АНГЛИЯ»
1. Интегрированное занятие «Знакомство со страной Англия» (познание + конструирование). Конструирование на тему «Дворцы и мосты Лондона».
2. НОД «Знакомство с королевской семьёй» (символика, государственность, столица).
3. Викторина «Что мы знаем об Англии?»
Работа с родителями :
• Выставка книг английских писателей.
Март БЛОК ИНДИЯ
1. Интегрированное занятие «Знакомство с историей Индии» (познание + рисование). (Быт, язык, костюм, музыка, достопримечательности). Рисование «Традиционной индийской прялки – ЧАРКХА).
2. НОД «Государственность Индии» (символика, столица). Символ благополучия – слоны.
3. Аппликация «Одень Индианку».
4. Рисование в технике «Батик» - сари для кукол.
Совместная деятельность:
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о жизни людей Индии. (энциклопедии, книга «Почемучка»).
Работа с родителями :
• Ширма «Народные игры Индии».
Апрель БЛОК «ЯПОНИЯ».
1. НОД «Знакомство с Японией» (природа, внешний облик японцев, национальный костюм, жилище, музыка, традиции (чаепитие, праздник журавлика).
2. НОД «Самая умная страна» (государственность, электроника, машины, язык, спортсмены).
3. Аппликация «Укрась костюм Японки».
4. Конструирование «Журавлик» (оригами).
Совместная деятельность:
• Выставка «Дома разных народов».
• Д/и «Составь журавля».
• Д/и «Одень японца в современную и старинную одежду».
• Чтение японской сказки «Самый красивый наряд на свете».
Работа с родителями :
• Помощь родителей в подборе иллюстраций о Японии.
• Оформление папки - ширмы «Японская одежда».
Май БЛОК «МОЯ ЗЕМЛЯ. ПРАЗДНИКИ».
1. Интегрированное занятие «Мы жители планета Земля» (познание + аппликация). Аппликация «Наша планета».
2. Рисование по мотивам сказок народов мира.
3. Интегрированное занятие : познание «Всемирные праздники», рисование «Мой любимый праздник» (познание + рисование).
Работа с родителями :
• Альбом «Главные события в истории планеты».
• Праздник «День Земли» 22 апреля.