Марина Шкерина
Рабочая программа кружка по бисероплетению для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.
Публикация «Рабочая программа кружка по бисероплетению для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.
Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.
Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе. А на 8 – Марта подарить цветы из бисера маме.
Актуальность:
1. Занятия в кружке по бисероплетению способствуют развитию творчества, воображения, пространственного мышления, художественного вкуса, эстетических чувств;
2. Знакомят с особенностями художественного языка;
3. Развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
4. По желанию ребёнка бисер и бусинки могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.
5. Способствуют обогащению словаря;
6. Способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук;
7. Развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её.
Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через увлекательное искусство плетение из бисера. Приобщение детей к основам рукоделия и ознакомление с историей промысла. Обеспечение досуга детей.
Задачи:
Обучающие:
-научить приемам бисероплетения;
-научить работать по схеме, дополнять или изменять её, составлять свою;
-обогащать речь детей, расширять словарный запас.
Развивающие:
-Способствовать развитию внимания, мышления, памяти;
-Развивать физические качества у детей;
-Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
-Содействовать развитию эстетических чувств.
Воспитательные:
-Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
-Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему своей культуры;
-Приобщить детей к основам рукоделия.
Формы реализации программы:
- Беседа с детьми
-Практическое занятие
- Показ Воспитателем способы действия
- Выставка
Принципы содержания программы:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Условия для занятий в кружке «Бусинка»:
1. Занятия проходят в групповой комнате.
2. Подбор материала для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.
5. Подбор комплекса упражнений для глаз.
6. Подбор репродукций, открыток, работы мастеров.
7. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
Основные ожидаемые результаты:
1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
3. Стремление детей к созданию украшений для кукол, для себя и близких.
4. Усвоение правил техники безопасности на рабочем месте.
Содержание программы «Бисероплетение»
Октябрь
1. Тема: Общие сведения о бисере (30 мин)
Цель: Познакомить с программой кружка, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься рукоделием
Знать:
1. История возникновения бисера и бисероплетения
2. Правила техники безопасности.
Уметь: безопасно работать с проволокой, ножницами.
Беседа «История возникновения бисера и бисероплетения». Знакомство с программой обучения. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.
2. Тема: Материалы и инструменты, принадлежности для бисероплетения. Организация рабочего места (30 мин)
Цель: Показать инструменты и материалы для бисероплетения, рассказать об их назначении, научить организовывать своё рабочее место, провести инструктаж по технике безопасности работы с проволокой и ножницами.
Знать: Инструменты и материалы для бисероплетения, их назначения
Уметь: Организовывать своё рабочее место, безопасно работать с проволокой, ножницами
3. Тема: Цветоведение и композиция. Составление узоров и схем (30 мин)
Цель: Обучение правильного подбора цвета при выполнении работы из бисера, объяснение понятий: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона. Объяснить понятие – композиция, научить строить композицию. Обучение плетению по схеме.
Знать: Понятия: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона, композиция
Уметь: Строить композицию, плести по схеме
4. Тема: Низание цепочек и браслетов (150 мин)
Цель: Познакомить детей с приёмами нанизывания бисера на леску. Рассматривание поделок – украшений из бисера. Вызвать желание и интерес у детей к работе.
Знать: Приёмы нанизывания бисера на леску
Уметь: Самостоятельно нанизывать бисер на леску
Ноябрь
Тема: Фенечки (240 мин)
Цель: Показать несколько способов плетения. Совершенствовать умение работать с бисером путем простого низания. Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
Знать: Способы плетения на леске
Уметь: Работать с бисером, самостоятельно выполнить работу
Декабрь
Тема: Ёлочные игрушки (240 мин)
Цель: Обучить технике плетения объемных фигурок на леске, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, развивать художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, привить умение с пользой проводить свободное время.
Знать: Технику плетения объемных фигурок на леске
Уметь: Нанизывать бисер по счёту, определять количество бисера в одном элементе
Январь
Тема: Необычное дерево (240 мин)
Цель: Познакомить детей с новой техникой плетения – петельное плетение. Обучить технологии изготовления дерева из бисера на проволочной основе. Развивать внимания, воображения, творческие способности.
Знать: Новую технику плетения – петельное.
Уметь: Самостоятельно изготовить дерево на проволочной основе петельной техникой
Февраль
Тема: Розы для мамы к празднику (240 мин)
Цель: Продолжать упражнять детей в нанизывании бисера на мягкую проволоку. Познакомить детей с французским способом плетения. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Знать: Французский способ плетения путём нанизывания бисера на проволоку
Уметь: Выполнить самостоятельно работу французским способом плетения
Март
Тема: Весенняя фантазия (240 мин)
Цель: Повторить французский способ плетения. Познакомиться с новым способом плетения – параллельным. Учить видеть красоту цветочных композиций. Учить плести по схемам, подбирая необходимые оттенки. Вызвать желание порадовать маму красивым букетом.
Знать: Параллельный, французский способы плетения
Уметь: Видеть красоту цветочных композиций, плести по схемам
Апрель
1. Тема: Пасхальное яйцо(120 мин)
Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями подготовки. Вспомнить способ простого нанизывания на леску. Развивать художественный вкус, эстетические чувства. Воспитывать интерес к русской культуре, её истокам.
Знать: Историю праздника пасхи.
Уметь: Нанизывать бисер на леску
2. Тема: Весенняя картина (120 мин)
Цель: Сформировать знания, умения, навыки по выполнению мозаики из бисера. Развивать способности через активную учебно-познавательную деятельность. Способствовать воспитанию бережного отношения к красоте окружающего мира, творить красоту своими руками.
Знать: Способ выполнения мозаики из бисера
Уметь: Самостоятельно выполнить весеннюю картину из бисера
Май
Тема: Насекомые (240 мин)
Цель: Уточнить знание детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Повторить умения и навыки работы с бисером, учить красиво, выполнять плетение, правильно подбирать цвета. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность при выполнении работы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Знать: Насекомых и их характерные признаки, вспомнить различные способы плетения
Уметь: Красиво выполнить плетение, правильно подбирать цвета.