Роза Павлова
Рабочая программа кружковой работы по формированию познавательного интереса посредством развития речи у детей 3–4 лет
▼ Скачать +Заказ
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты.
3. Содержательный раздел.
4. Организационный раздел.
5. Перспективный план кружка
6. Планируемые результаты освоения программы
7. Литература
1. Пояснительная записка
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность малыша постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше задает он вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Задача педагога помочь малышу найти ответы на все интересующие его вопросы, поддержать интерес к окружающему миру с помощью разнообразных форм работы.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы по формированию познавательного интереса посредством развития речи у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Программа кружковой работы «Почемучки» направлена на формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через развитие речи.
Программа разработана на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и др.
2. Планируемы результаты
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявить настойчивость в достижении результата своих действий.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»; имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами
- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
- С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх
3. Содержательный раздел
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей. Охватывает следующие образовательные области:
-познавательное развитие
-речевое развитие
-социально-коммуникативное развитие
-художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие
Ведущей целью программы «Почемучки» - создание условий, соответствующих возрастным особенностям и возможности детей для развития познавательной деятельности и речи детей младшего дошкольного возраста.
Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:
- Учить видеть красоту окружающего мира, стремиться познать его.
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, классификацию,
обобщение, сравнение, познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
воображение, мелкую моторику рук, творческие способности и фантазию.
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
Данные задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, социальной, чтении художественной литературы.
Принципы, лежащие в основе программы: доступность, наглядность, научность, демократичность и гуманизм, «от простого к сложному», системность и последовательность.
Работа строиться с учетом индивидуальных особенностями воспитанников. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа предусматривает различные формы и методы проведения занятий:
Формы: беседа, дидактические и настольные игры, театральные игры, занятия с использованием опытно- экспериментальной деятельности, создание проблемной ситуации и др.
Методы: объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую продукцию, репродуктивный (воспринимают основные способы деятельности, частично-поисковый (решение поставленной задачи вместе с педагогом, исследовательский (самостоятельная работа).
Каждое занятие кружка «Почемучки» приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает вопросу, догадки. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают на основе наблюдений, опытов, приобретенных ранее знаний сравнивать отдельные факты, а затем при помощи рассуждений приходить к выводу. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, учатся логически мыслить. Познавательная деятельность развивает все психические процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и особенно речь детей.
4. Организационный раздел
Развитию познавательных интересов способствует предметно-развивающая среда, созданная в группе.
Среда насыщенная, предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач. Содержит современные материалы: конструкторы, материалы для формирования сенсорного развития, экспериментальный уголок, театральный уголок, игровая зона для сюжетных игр. Игра основной вид деятельности детей младшего возраста, поэтому вся познавательная деятельность проводиться только в игровой форме, в том числе и занятия с использованием технических средств
Наиболее эффективная форма проведения занятий во второй младшей группе: по подгруппам. Данная форма позволяет детям лучше усвоить программный материал, обеспечивает их работоспособность, способствует контакту педагога с каждым ребенка. Состав подгрупп не является стабильным, в течение года он пересматривается с учетом уровня речевого и познавательного развития детей на основе мониторинга.
Мониторинг осуществляется в течение года, который включает следующие методы педагогического обследования:
- наблюдение за «речевым поведением» ребенка (как он говорит, общаясь со
сверстниками и взрослыми;
- беседы с детьми и родителями;
- анкетирование родителей (законных представителей);
- тестирование дошкольников (проводиться в начале и конце учебного года педагогом в индивидуальной беседе с ребенком, используются тесты под ред. Е. В. Колесниковой).
Диагностика помогает вовремя заметить отклонения от «нормы» речевого и познавательного развития, оказать ребенку помощь, обратить внимание родителей на проблемы. В начале и конце года учебного года, она позволяет выяснить подготовленность к следующему возрастному этапу обучения, а также спланировать индивидуальную работу с ребенком.
Программа предполагает 32 занятия в год, по одному занятию в неделю, длительностью по 15 мин. Занятия проводятся в игровой форме.
5. Перспективный план кружка
Тема Программное содержание Материалы и оборудование, литература
1. Осень. Д/игра: «Что хорошего и плохого в осени?» Закреплять приметы осени. Учить понимать причинно-следственную связь между явлениями.
Дидактические картинки по теме: «Осень», настольная игра: «Времена года». Литература: «Моя первая книга», «Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
2. Словесная игра: «Угадай по описанию?» Учить понимать обобщающие слово «овощи». Узнавать и называть овощи по описанию, дать представление о пользе овощей. Муляж овощей (овощи настоящие, «Найди и назови
3. Игра – драматизация по сказке «Репка Развивать умение драматизировать небольшие народные сказки. Развивать речь детей, творческие способности.
Воспитывать уверенность в себе. Костюмы сказочных персонажей (маски).
4. Дидактическая игра: «Что где растет?» Учить понимать обобщающее слово «фрукты», «овощи». Развивать умение различать по внешнему виду, познакомить с их пользой. Учить группировать (фрукты, овощи).Муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, д/ игра «Найди и назови»,
5. Дидактическая игра: «Что в лесу растет?» Расширять представление о различных видах растений. Учить группировать их: трава, деревья, цветы.
Воспитывать бережное отношение к ним. Сюжетная картина «Лес», набор сюжетных картинок по теме. «Азбука растений».
«Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
6 Комнатные растения. Познакомить с цветком, частями растения (стебель, листья, цветок). Учить замечать её особенности.
Дать представления, что для роста растений нужна земля, вода и воздух.
7Дидактическая игра: «С какого дерева листок?» Закреплять названия деревьев (ель, береза, рябина, сосна, учить узнавать их.
Познакомить с частями дерева (ствол, ветки, листья).
Воспитывать бережное отношение к природе. Д/игра: «С какого дерева листок?», настольная игра - вкладыши «Кто живет в лесу, что растет в лесу?»
8. Дидактическая игра: «Найди маму». Закреплять представление о домашних животных и их детенышах, особенностях их поведения и питания.
Воспитывать бережное отношение к животным. Набор дидактических картинок о животных. Д/ игры: «Где, чьи детки?». «Угадай по тени», «Чей домик?»
Художественная литература: «Моя первая книга», «Кто в деревне живет?».
9. Дидактическая игра: «Кому сказать «спасибо»?» Расширять представление о домашних животных, какую пользу они приносят человеку. Набор дидактических картинок о животных. Д/ игры: «Где, чьи детки?». «Угадай по тени», «Чей домик?» Художественная литература: «Моя первая книга», «Кто в деревне живет?».
10. Дидактическая игра: «Кто живет в лесу?». Расширять представление о диких животных и их повадках, называть их детенышей. Набор дидактических картинок о животных. Д/ игры: «Где, чьи детки?», «Угадай по тени», «Чей домик?». Развивающая игра: «Рассказы о животных».
«Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
11. Игра – драматизация по сказке «Теремок» Развивать умение драматизировать небольшие народные сказки, развивать речь детей, творческие способности. Воспитывать уверенность в себе. Настольный театр
12. Птицы – удивительные животные. Расширять представление о птицах (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь). Знакомить с особенностями строения их тела. Дидактические картинки по теме. Дидактическая игра: «Что за чем?». «Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
13. Птичий двор. Расширять представление о домашних птицах и их птенцах, чем питаются, какую пользу приносят. Воспитывать гуманное отношение к птицам, учить ухаживать за ними. Дидактические картинки по теме. Дидактические игры: «Где, чьи детки?», «Найди малыша», «Угадай по тени». Настольный театр «Курочка ряба».
14. Кто спрятался в лесу? Расширять представление о диких животных, как они готовятся к зиме. Развивать внимание, логическое мышление. Д/игра: «Чей домик?» Художественная литература: «Моя первая книга», «Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
15. Зима. Расширять представление о характерных особенностях зимней природы. Дидактическая игра: «Времена года». Дидактическая кукла в зимней одежде. «Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
16. Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка». Развивать умение драматизировать небольшие народные сказки, развивать речь детей, творческие способности. Воспитывать уверенность в себе. Настольный театр
17. Опытно-экспериментальная работа: «Снег, какой?» Поощрять исследовательский интерес, учить делать выводы. Познакомить детей со свойствами снега. Показать, что снег содержит частицы грязи. Оборудование: посуда со снегом
18. Вода. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, в воде растворяется краска). Поощрять исследовательский интерес, учить делать выводы. Оборудование: посуда с водой, краска.
19. Разноцветные ледяные игрушки. Познакомить детей со свойствами снега
Поощрять исследовательский интерес, учить делать выводы. Оборудование: посуда с водой, краска, формочки для заморозки.
20. Собери машину. Специальный транспорт. Закреплять части машины.
Знакомить со специальным транспортом, его назначением. Строительный набор, набор дидактических картинок «Транспорт».
«Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
21. Дидактическая игра: «Когда это бывает?» Закреплять части суток. Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
22. Игра на внимание: «Что изменилось?» Закреплять название игрушек.
Учить употреблять в речи обобщающее слово «игрушки».
Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
23. Дидактическая игра: «Для чего это нужно?» Закреплять предметы мебели и ее назначение. Воспитывать бережное отношение к мебели. Игровой набор мебели, предметные картинки.
24. Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы?» Формировать представление о труде взрослых (врач, полицейский, продавец, воспитатель, какую пользу они приносят. Развивать логическое мышление. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
Сюжетно- ролевые игры: «Больница», «Магазин», «набор полицейского
25. Одежда для мальчиков и девочек. Закреплять предметы одежды, её значение. Учить использовать обобщающее слово в речи. Учить различать одежду для мальчиков и девочек. Предметные картинки, дидактическая кукла мальчик и девочка. «Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
26. Игра на внимание: «Найди различие». Развивать внимание, логическое мышление. Дидактическая игра «Найди различие
27. Игра на логическое мышление
«Что за чем?» Развивать внимание, логическое мышление, речь детей. Набор картинок с развивающимся сюжетом.
28. Расскажи про весну. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы. Учить составлять рассказ по картине.
Воспитывать бережное отношение к природе. Сюжетная картина о весне.
«Альбом по развитию речи для дошкольников»
С. В. Батяева.
29. Дидактическая игра: «Кто где живет?» Закреплять представление о животных их жилищах. Воспитывать бережное отношение к животным. Дидактическая игра: «Кто, где живет?». Развивающая игра; «Рассказы о животных».
30. Для чего нужно? Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения, учить группировать их по назначению. Набор предметов и предметных картинок.
31. Из чего сделано? Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина). Набор предметов и предметных картинок.
32. Расскажи о лете. Продолжать знакомить с характерными особенностями летней природы. Учить составлять рассказ по картине.
Воспитывать бережное отношение к природе. Сюжетная картина о лете.
«Альбом по развитию речи для дошкольников» С. В. Батяева.
6. Планируемые результаты освоения программы
При успешном освоении программы дополнительного образования «Почемучки» к четырем года дети:
- Имеют представление о предметах быта, необходимых человеку (одежда, мебель, посуда, транспорт) их назначение.
- Проявляют интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимодействиям в природе, бережно относятся к ней.
- Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
- Выявляют наиболее характерные сезонные изменения в природе.
- Составляют группы из однородных предметов и выделяют один предмет из группы.
- Используют различные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
- Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской деятельности.
- Устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- В диалоге с педагогом умеют слышать, понимать заданный вопрос и отвечать на него.
- Используют все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
- Проявляют интерес к различным видам игр, и участвует в них.
- Разыгрывают по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие сказки (отрывки).
- Имитируют движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
7. Литература
1. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2019.
2. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа. – Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2012год.
3. В. Н. Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т. Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
4. О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез,
М. 2012 год.
5. Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
6. С. В. Батяева. Альбом по развитию речи для дошкольников. - М. : Росмен-Пресс, 2013 год.
7. С. В. Батяева. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М. : Росмен-Пресс, 2013 год.
8. «Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.