Левина Татьяна
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
• дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Публикация «Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет „Моя безопасность“» размещена в разделах
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности, как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа занятий по ОБЖ " Моя безопасность" для детей 3-7 лет.
Проанализировав литературу: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Моя безопасность» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения, начиная со второй младшей группы (3- 4 года) до выпуска детей в школу (7 – 8 лет).
В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.
Цель данной программы - формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации программы :
• создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
• познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (с незнакомыми людьми,в быту, в окружающей природе, на улице и дороге);
• сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
• активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
• воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.
1.2. Принципы реализации программы
Реализация поставленной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов :
• системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
• доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
• включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
• наглядность;
• динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
• психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Формы организации по формированию основ безопасного поведения.
• Познавательные занятия
• Беседы
• Рассказы (рассказ – объяснение)
• Работа с наглядным материалом
• Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
• Игровые ситуации – загадки
• Моделирование ситуаций
• Просмотр мультфильмов
• Конкурсы
• Викторины
• Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
• Праздники, развлечения
• Экскурсии и т. д.
Характеристика особенностей развития детей
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни мы разделили на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа, второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.
Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении правил поведения;
• знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Способы проверки ожидаемых результатов Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение. Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями. Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. Диагностика проводится по следующим показателям:
* Знание о безопасной деятельности в природе.
* Знание правил безопасного поведения.
* Умение принимать решение.
* Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
• Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже спомощью взрослого.
• Средний уровень–ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Высокий уровень–выполняет задание самостоятельно.
Обследование детей по данной теме проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» :Н. Н. Авдеева,Н. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.
Показатели Критерии
2-я младшая группа Средняя группа
Знание о
безопасной
деятельности в
природе Ребенок имеет элементарные
представления о правилах
поведения на природе, при
встречи с животными и
насекомыми. Ребенок имеет
представления о
природных явлениях и
правилах поведения в
лесу, на водоеме, знает
съедобные и ядовитые
растения, грибы и ягоды.
Знание правил
безопасного
поведения Ребенок знает, что пешеходы
должны ходить по тротуару,
машины – ездить по дороге;
действует в игре в соответствии
сигналами светофора. Ребенок знает значение
сигналов светофора,
действует в соответствии
с ними.
Умение
принимать
решение Ребенок имеет элементарные
представления о безопасном
поведении. У ребенка
сформулированы
представления о том, как
нужно вести себя в
экстремальных
ситуациях.
Коммуника-
тивность Ребенок проявляет интерес к
деятельности взрослого,
подражает ему, ориентируется на
требования взрослого Ребенок имеет
представления о том, как
надо (не надо) себя вести,
вступает во
взаимодействие с
взрослыми.
Содержательный раздел
Данная программа создана опираясь на нормативные документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Устав МБДОУ детский сад №4.
4. СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
6. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
Система и последовательность работы с детьми
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
• Ребенок на улице
• Ребенок на природе
• Ребенок дома
• Береги здоровье
Блок «Ребенок на улице»
• Устройство проезжей части.
• «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
• Милиционер – регулировщик.
• Правила поведения в транспорте.
• Если ребенок потерялся на улице.
Блок «Ребенок на природе»
• В природе все взаимосвязано.
• Бережное отношение к живой природе.
• Ядовитые растения.
• Контакты с животным.
Блок «Ребенок дома»
• Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
• Открытое окно, балкон как источник опасности.
• Экстремальные ситуации в быту.
• О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
• Если «чужой» приходит в дом.
Блок «Береги здоровье»
• Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
• Изучаем свой организм.
• О профилактике заболеваний.
• О навыках личной гигиены.
• Врачи – наши друзья.
• О роли лекарств и витаминов.
• Правила оказания первой помощи.
• Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
• Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Перспективный план программы средняя группа (4 – 5 лет)
Месяц Совместная деятельность
Сентябрь Мониторинг
«Зеленый огонек» - расширять представления детей о правилах поведения на проезжей части улицы; закрепить умение применять полученные знания в играх и инсценировках; воспитывать стереотипы правильного поведения на улице, дороге.
Игры: Д/и «Островок безопасности» развивать внимание, закреплять правила безопасности. Д/и «Так- не так», «Собери знак», «Исправь ошибку» - развивать внимание.
Ситуации-загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного поведения на улице.
Моделирование ситуации «Играем на дороге» - знакомить с тем, чем опасны игры на проезжей части дороги.
Чтение С. Михнлков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер» - закреплять навыки правильного поведения на улице. А. Дмоховский «Чудесный островок» - отгадки.
Экскурсия «Перекресток» - знакомить с правилами перехода улицы.
Прогулка по групповой комнате - знакомство с правилами поведения в групповых помещениях.
Беседы «Как ты шёл в детский сад» - беседа во время экскурсии к перекрестку. «Посмотри налево - посмотри направо» - знакомство с правилами дорожного движения.
Октябрь «Путешествие по групповой комнате» - закрепить знания детей о своей группе, развивать умение детей ориентироваться в групповом пространстве. Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам.
Игры д/и «Подбери игрушку Танюшке»-закреплять представления о предметах быта,с которыми можно/нельзя гулять. Д/и «Чего не стало» развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. П/и «Цветные автомобили»
Моделирование ситуации:
-найди дорогу в группу;
- если ты потерялся (учить называть свои ф. и., домашний адрес).
Ситуации-загадки (картины)— учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения.
Чтение «Спичка—невеличка»Е. Хоринская,«Путаница»К. Чуковского,загадывание загадок с показом картинки.
Рассматривание картинок из серии «Как избежать неприятностей дома?»-с чтением стихов.
Беседы «Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок»—обогащать знания детей о безопасном поведении в доме. «Это не игрушки, это опасно» - закреплять правило: не балуйся дома со спичками и зажигалками. «О личной гигиене дома и в детском саду». «Если дома я один» - учить как вести себя, если дома остался. «Люди вокруг нас»-уточнять знания об окружающих людях (родные и близкие,знакомые и незнакомые).Объяснить разницу вовзаимоотношениях с ними.
Ноябрь Игра «Учим Мишутку правильно вести себя в группе» -закрепление правил поведения в групповых помещениях
Д/и «Сложи машину» (2-3 части)- развивать интерес к технике, зрительное внимание
Ситуация Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой,яблоком и т. д.)-обучение приё мам самообороны:
закричать, убежать и т. д.
Чтение Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» -учим правило «не говори с незнакомыми». В. Клименко «Зайка- велосипедист» - закреплять навыки правильного поведения на улице
Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей» -формировать навыки безопасных игр с мячом,езде на велосипеде.
Беседы «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»,«Как мы играем с друзьями в игрушки»,«В мире опасных предметов»
Декабрь «Спички не тронь, в спичках - огонь» - формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено - спички, газовые плиты, печка, учить поведению в экстремальных ситуациях: привлечь внимание взрослых, позвать на помощь.
Игры С/р игра «Семья»-упражнять в проигрывании сюжета «Пожар в доме»продолжать учить ролевому диалогу. П/и «Вода и пламя» - развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал.
Ситуации «Как бы ты поступил?» -знакомство с правилами обращения со спичками,эл. приборами.
Чтение Е. Хоринская «Спички-невелички»-сформировать понимание какую опасность представляют спички (неосторожное обращение может привести к пожару)
Разучивание поговорки «От шалости до беды — один шаг»
Сказки «Соломинка, уголь и боб» - показать, как неосторожное обращение с огнём может привести к беде. «Три брата» - показать, что огонь может приносить не только вред, но и пользу.
Сюжетная картина «Пожарная машина спешит на помощь»-закреплять знания о назначении пожарной машины; рассматривание игрушки «Пожарная машина» - развивать зрительное внимание.
Беседы «Безопасность в нашей группе»-закрепление знаний о предметах,которые могут быть объектами возникновения опасности. «Спички в нашем доме» - закрепить знания о том, какую опасность представляет неосторожное обращение со спичками. «Что может испортить новогодний праздник».
Работа с родителями. Зимние каникулы - учить детей правильному поведению на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться, воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям.
Январь Игры д/и «Игра-дело серьезное»-упражнять в выборе безопасных предметов для игр по картинкам,закреплять знания о том, какими
можно играть. Д/и «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен.
Ситуации-загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного и неправильного поведения на улице.
Обсуждение этюдов «Опасные предметы в руках ребенка»-знакомить детей с правилами безопасного поведения с различными предметами, эл. приборами.
Чтение стихов к картинкам «Как избежать неприятностей».
Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей»-учить правилам поведения во время стихийного бедствия.
Беседа «Полезные продукты»-рассказать о пользе полезных продуктах и их значении для здоровья человека. «В мире опасных предметов» (инструменты)
Февраль «Кошка и собака -наши друзья» - учить понимать состояние и поведение животных, учить общению с ними, воспитывать любовь к животным.
Игры д/и «Сложи картинку»-уточнять и расширять представления детей о домашних животных. С/р игра «Ветеринарная лечебница» - закреплять знания о профессиональных действиях ветеринара, учить объясняться в
игре, распределять роли.
Ситуация «Собаки и кошки-наши друзья»-учить правильно обращаться с животными.
Чтение К. Чуковский «Путаница»-развивать чувство юмора,закреплять знания об осторожном обращении со спичками. Сказка «Как собака друга искала»
Рассматривание альбомов (фото) «Собаки», «Кошки»-знакомить с различными породами животных.
Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»
Беседы «Мой четвероногий друг»,«Опасные ситуации контактов с животными»-дать сведения о мерах к животным, осторожного обращения с животными.
Развлечение «Айболит в гостях у детей» - продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах и фруктах.
Март Игры Д/и «Назови правильно»-уточнить знания об овощах,фруктах,их качествах (цвет,вкус,форма,запах,закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Ситуации «Источники опасности»-закрепить знания о предметах,которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанной ситуации.
«Если кто-то заболел» - закрепить знания о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражняться в вызове врача.
Чтение Г. Зайцев «Крепкие зубы», Л. Зильберг «Полезные продукты» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя
Рассматривание иллюстраций к сказкам К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит».
Кукольный спектакль «Таблетки растут на ветке,таблетки растут на грядке».
Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности» - учить правильно поступать при возникновении ЧС.
Беседы «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Фрукты полезны взрослым и детям».
Апрель «Каждому предмету – свое место» - знакомить детей с правилами пользования колющими и режущими предметами; воспитывать
аккуратность в работе с опасными предметами.
Творческая игра «Автобус»- упражнять в навыках правильного поведения в транспорте,способствовать формированию культуры речевого общения.
Игра «Можно- нельзя»
Обыгрывание ситуации «Путешествие по улице»
Чтение С. Еремеев «Правила движения»,К. Кузнецова «Замарашка»-учить внимательно слушать,отвечать на вопросы воспитателя.
Рассматривание картинок на тему «Можно—нельзя»-добиваться осознанности понимания опасности в определённых ситуациях (игры во дворе, у дороги и т. д.)
Беседы «Чистота и здоровье»-развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. «В мире опасных предметов» (бытовые приборы)
Май «Насекомые вокруг нас» - расширять знания детей о насекомых, учить выделять их главные признаки. Учить правилам поведения при встрече с насекомыми, воспитывать любознательность.
Игры П/и «Цветные автомобили»-закреплять умение начинать движение в соответствии с цветом своего автомобиля, руководствуясь сигналами светофора.
«Зоологическое лото» - развивать внимание, помочь детям запомнить название животного и место его обитания.
Моделирование ситуаций «Зная азбуку «Ау»-я в лесу не пропаду»
«Если ты вдруг потерялся» - закрепление знаний о том, к кому можно обратиться за помощью, знания своего домашнего адреса.
Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» -закреплять навыки правильного поведения на улице.
Т. Волгина «Два друга», В. Рождественский «Подорожник», чтение стихов, загадок о растениях, насекомых.
Экскурсия по улице-закреплять знание о правилах поведения на улице и в общественных местах.
Экскурсия в парк - учить находить и узнавать лекарственные растения, формировать бережное отношение к природе.
Иллюстраций из пособия «Зная азбуку «Ау»-я в лесу не пропаду»
Беседы «Не всяк грибок клади в кузовок»,«Такие разные Букашки»-формировать навыки осторожности при встрече с насекомыми, незнакомыми растениям.