Екатерина Еремина
Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там — лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса. [1]
Публикация «Рабочая программа кружка „Маленький эколог“ Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.
С. Н. Николаева считает что экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.
Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Целью рабочей программы является : формирование у детей представлений о взаимосвязи живой и не живой природы; начальных навыков трудовой осознанной деятельности в природе и достижение положительных результатов.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Обогащать представления детей о различных природных зонах, природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы.
2. Формировать трудовые умения и навыки по уходу за представителями мира живой природы.
3. Активизировать познавательно-речевую деятельность детей.
Развивающие :
1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитывающие:
1. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию на оказание помощи живым существам.
2. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Программа построена на основе следующих общепедагогических и специальных принципов:
- доступности
- систематичности
- сезонности
- наглядности
- последовательности
- развивающего обучения
- с учетом индивидуального подхода.
Программа предусматривает интеграцию образовательных областей :
1. Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
2. Социально-коммуникативное развитие (игры, беседы, рассказы)
3. Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация)
4. Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, физминутки)
В программе предполагается использование следующих методов и приемов.
Наглядные методы: рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, просмотра видеоматериала, наблюдения, макетные изображения. Наблюдения; Кратковременные и Длительные; Определение предмета по определённым признакам;
Словесные методы: беседы, рассказы воспитателя, стихотворения, художественное слово: загадки, поговорки, пословицы, логические задачи.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных по экологическому воспитанию, ИОС.
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей, Игры; Дидактические игры; Подвижные игры; Творческие игры; Игры-занятия; (настольно-печатные,словесные); Эксперименты;
В программе используются следующие технологии экологического воспитания старших дошкольников :
- С. Н. Николаевой
- Н. А. Рыжовой
Программа опирается на следующие парциальные программы по экологическому воспитанию :
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной.
«Юный эколог» С. Н. Николаевой
Форма организации: групповая, дополнительные занятия. Занятия проводятся в специальном классе 1 раз в неделю. Всего 36 занятий.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
• Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
• Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
• Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Материалы и оборудования: Природный материал, иллюстрации, репродукции, электронные пособия, видеоматериал, материалы для продуктивной деятельности, атрибуты для игр (дидактические, подвижные, ноутбук, проектор,SMART-оборудование.
Занятия могут проходить в экологическом классе.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№недели Тематическое занятие Количество часов
1 неделя Сентября Диагностика 1
2 неделя Сентября ИКТ презентация «Домашние животные» 1
3 неделя Сентября Познавательное занятие «Животные нашей области. 1
4 неделя Сентября Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» 1
5 неделя
Октября Собирание коллекций «Дары осени» 1
6 неделя
Октября Продуктивная деятельность (коллективная аппликация) «Осенняя корзина» 1
7 неделя
Октября Игровое итоговое занятие «Что нам осень подарила» 1
8 неделя
Октября ИКТ презентация (Рисование красками) «Цвет осени» 1
9 неделя
Ноября Познавательное занятие «Птицы нашей области» 1
10 неделя
Ноября Экологическое путешествие «воробьишка на кормушке» 1
11 неделя
Ноября Праздник «Синичкин праздник» 1
12 неделя
Ноября Продуктивная деятельность (апликация) «Синичкин домик» 1
13 неделя Декабря Познавательное занятие «Зима - красна» 1
14 неделя Декабря Экологическая тропа «Зимний двор» 1
15 неделя Декабря Ручной труд «Снежинки» для украшения группы 1
16 неделя Декабря Развлечение «Новогоднее настроение» 1
17 неделя
Января ИКТ презентация «Ёлочка-зелёная иголочка» 1
18 неделя
Января Экологическое путешествие «Плыли по небу тучки» 1
19 неделя
Января Игра-путешествие «Снежный хоровод» 1
20 неделя
Января Продуктивная деятельность (аппликация)
«Зимняя красавица - ель» 1
21 неделя
Февраля Наблюдение «за сезонными изменениями» 1
22 неделя
Февраля Целевая прогулка «наш снежок и лед» 1
23 неделя
Февраля Продуктивная деятельность (рисование гуашью) «Краса зимней природы» 1
24 неделя
Февраля «К нам весна шагает быстрыми шагами» 1
25 неделя
Марта Познавательное занятие «Комнатные растения – живой организм» 1
26 неделя
Марта Наблюдения за растениями «Выращиваем лук на окошке» 1
27 неделя
Марта ИКТ презентация «Виды растений» 1
28 неделя
Марта Поход в лес «Первые цветы в природе»
1
29 неделя
Апреля Продуктивная деятельность (аппликация) «Подснежник» 1
30 неделя
Апреля Опыт «Почва – верхний слой земли» 1
31 неделя
Апреля Продуктивная деятельность (рисование) «Весенний пейзаж» 1
32 неделя
Апреля Праздник «Вот и к нам пришла весна» 1
33 неделя
Мая Познавательное занятие «Как солнце жизнь дает земле» 1
34 неделя
Мая Экскурсия в парк «Весенние забавы» 1
35 неделя
Мая «Лето на пороге» 1
36 неделя
Мая «Закрепление полученных знаний» 1
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОЧЕГО КРУЖКА
Тема 1. Диагностика
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Методические приемы: задания, игры
Вопросы:
1. Как называется животное (птица, насекомое) ?
2. Что ты можешь рассказать о нем?
3. Твое отношение к ним?
Материалы и Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки птиц и животных.
Литература к материалу: https://doshkolniki.org/ekologiya/200-diagnostika-ekologicheskix-znanij-starshix-doshkolnikov.html
Тема 2. «Домашние животные»
Цель: Закрепление знаний на тему «Домашние животные»
воспитание в детях милосердия, любви, сострадания к животным
обобщить знания детей о диких животных.
Практический материал: Проводится со всей группой, и индивидуально.
Оборудование: демонстрационный материал «Домашние животные», фигуры домашних животных, ллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей, магнитная доска, иллюстрации с изображением кошки, собаки, картинки с изображением кошки и собаки на каждого ребёнка, цветные карандаши, белый картон.
Литература к материалу:
1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.
2. Волина В. Праздник Букваря. М. : АСТ – ПРЕСС, 1996.
3. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
4. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
5. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г.
6. Степанов В. А. Природа родного Кузбасса
7. Бачурина С. «Экологический экран» : (игра) / С. Бачурина // Обруч. -2008.-
8. Гуральчук Л. Удивительные странички: конспекты занятий по экологии для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995
Тема2. «Дары осени» В плане у тебя тема другая Познавательное занятие «Животные нашей области.
Практический материал: проводится индивидуально, и всей группой.
Цель: Уточнить обобщающие понятия овощи и фрукты,
Закреплять умения в работе с акварелью;
Формирование знаний о многообразии растительного мира.
Оборудование: памятка родителям и детям, мешочки, лопатки, перчатки, картинки с овощами и фруктами. акварель, беличьи кисти, простые графитные карандаши, бумага для акварели формата А4, палитры.
Муляжи фруктов и овощей. демонстрационный материал «Цвет осени»
Литература к материалу:
1. Дмитриева В. Г. Лучшие загадки для самых умных малышей. - М, 2008.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М, 1985.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М., 2011
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М, 1988.
5. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.
Тема 3. «Птицы нашей области»
Практический материал: индивидуально, подгрупповое, групповое.
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
Оборудование: Бумага соответствующего цвета и формы, цветные карандаши, фломастеры.
музыкальный центр.
Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованного птенца.)
Литература к материалу:
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2012.–128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Тема 4. «Зима – красна»
Практический материал: проводится индивидуально, и всей группой.
Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, природных явлениях и зимних забавах.
Оборудование:
• Запись песни «Три белых коня» ( Слова: Л. Дербенёва, музыка: Е. Крылатова).
• Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимние забавы детей».
• Рабочая тетрадь «Здравствуй, мир», 3 часть. Автор Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.
• Раздаточный материал для учащихся (снеговики, кусочки ваты; новогодние игрушки (шарики, мячи – прыгуны
Литература к материалу:
1. https://doshkolnik.ru/zima/15261-konsultaciya-dlya-roditeleiy-zdravstvuiy-gostya-zima.html
2. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.
3. Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. /В. А. Баймашева, Г. М. Охапкина – М. : «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с.
4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/О. Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.
Тема 5 «Ёлочка-зелёная иголочка»
Практический материал: индивидуально, подгрупповое, групповое.
Цель: Продолжать формировать у детей представление о деревьях на примере новогоднего дерева - ели, о взаимодействии растений и животных, о необходимости охраны елей в предновогодние дни; продолжать формировать умение работать в технике оригами.
Оборудование: ель искусственная, коллекция шишек / еловых, сосновых, лиственницы/, слайды животных и растений, веточки живой ели, цветная бумага / 6 квадратов - 14x14, 12x12, 10x10, 3 квадрата - 7x7/, клей, новогодние детские песенки.
Литература к материалу: https://masterclassy.ru/
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
2. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г
3. https://doshkolniki.org/ekologiya/200-diagnostika-ekologicheskix-znanij-starshix-doshkolnikov.html
4. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.
5. Волина В. Праздник Букваря. М. : АСТ – ПРЕСС, 1996.
6. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
7. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
8. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г.
9. Степанов В. А. Природа родного Кузбасса
10. Бачурина С. «Экологический экран» : (игра) / С. Бачурина // Обруч. -2008.-
11. Дмитриева В. Г. Лучшие загадки для самых умных малышей. - М, 2008.
12. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М, 1985.
13. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М., 2011
14. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М, 1988.
15. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.
16. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
17. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2012.–128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
18. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
19. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
20. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
21. https://doshkolnik.ru/zima/15261-konsultaciya-dlya-roditeleiy-zdravstvuiy-gostya-zima.html
22. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.
23. Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. /В. А. Баймашева, Г. М. Охапкина – М. : «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с.
24. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/О. Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.
25. https://masterclassy.ru/