МААМ-картинки

Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)

Екатерина Еремина
Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там — лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса. [1]

Публикация «Рабочая программа кружка „Маленький эколог“ Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)» размещена в разделах

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.

С. Н. Николаева считает что экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте.

Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Целью рабочей программы является : формирование у детей представлений о взаимосвязи живой и не живой природы; начальных навыков трудовой осознанной деятельности в природе и достижение положительных результатов.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Обогащать представления детей о различных природных зонах, природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы.

2. Формировать трудовые умения и навыки по уходу за представителями мира живой природы.

3. Активизировать познавательно-речевую деятельность детей.

Развивающие :

1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитывающие:

1. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию на оказание помощи живым существам.

2. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Программа построена на основе следующих общепедагогических и специальных принципов:

- доступности

- систематичности

- сезонности

- наглядности

- последовательности

- развивающего обучения

- с учетом индивидуального подхода.

Программа предусматривает интеграцию образовательных областей :

1. Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)

2. Социально-коммуникативное развитие (игры, беседы, рассказы)

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация)

4. Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, физминутки)

В программе предполагается использование следующих методов и приемов.

Наглядные методы: рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, просмотра видеоматериала, наблюдения, макетные изображения. Наблюдения; Кратковременные и Длительные; Определение предмета по определённым признакам;

Словесные методы: беседы, рассказы воспитателя, стихотворения, художественное слово: загадки, поговорки, пословицы, логические задачи.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных по экологическому воспитанию, ИОС.

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей, Игры; Дидактические игры; Подвижные игры; Творческие игры; Игры-занятия; (настольно-печатные,словесные); Эксперименты;

В программе используются следующие технологии экологического воспитания старших дошкольников :

- С. Н. Николаевой

- Н. А. Рыжовой

Программа опирается на следующие парциальные программы по экологическому воспитанию :

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной.

«Юный эколог» С. Н. Николаевой

Форма организации: групповая, дополнительные занятия. Занятия проводятся в специальном классе 1 раз в неделю. Всего 36 занятий.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

• Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

• Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

• Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Материалы и оборудования: Природный материал, иллюстрации, репродукции, электронные пособия, видеоматериал, материалы для продуктивной деятельности, атрибуты для игр (дидактические, подвижные, ноутбук, проектор,SMART-оборудование.

Занятия могут проходить в экологическом классе.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№недели Тематическое занятие Количество часов

1 неделя Сентября Диагностика 1

2 неделя Сентября ИКТ презентация «Домашние животные» 1

3 неделя Сентября Познавательное занятие «Животные нашей области. 1

4 неделя Сентября Игра-путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» 1

5 неделя

Октября Собирание коллекций «Дары осени» 1

6 неделя

Октября Продуктивная деятельность (коллективная аппликация) «Осенняя корзина» 1

7 неделя

Октября Игровое итоговое занятие «Что нам осень подарила» 1

8 неделя

Октября ИКТ презентация (Рисование красками) «Цвет осени» 1

9 неделя

Ноября Познавательное занятие «Птицы нашей области» 1

10 неделя

Ноября Экологическое путешествие «воробьишка на кормушке» 1

11 неделя

Ноября Праздник «Синичкин праздник» 1

12 неделя

Ноября Продуктивная деятельность (апликация) «Синичкин домик» 1

13 неделя Декабря Познавательное занятие «Зима - красна» 1

14 неделя Декабря Экологическая тропа «Зимний двор» 1

15 неделя Декабря Ручной труд «Снежинки» для украшения группы 1

16 неделя Декабря Развлечение «Новогоднее настроение» 1

17 неделя

Января ИКТ презентация «Ёлочка-зелёная иголочка» 1

18 неделя

Января Экологическое путешествие «Плыли по небу тучки» 1

19 неделя

Января Игра-путешествие «Снежный хоровод» 1

20 неделя

Января Продуктивная деятельность (аппликация)

«Зимняя красавица - ель» 1

21 неделя

Февраля Наблюдение «за сезонными изменениями» 1

22 неделя

Февраля Целевая прогулка «наш снежок и лед» 1

23 неделя

Февраля Продуктивная деятельность (рисование гуашью) «Краса зимней природы» 1

24 неделя

Февраля «К нам весна шагает быстрыми шагами» 1

25 неделя

Марта Познавательное занятие «Комнатные растения – живой организм» 1

26 неделя

Марта Наблюдения за растениями «Выращиваем лук на окошке» 1

27 неделя

Марта ИКТ презентация «Виды растений» 1

28 неделя

Марта Поход в лес «Первые цветы в природе»

1

29 неделя

Апреля Продуктивная деятельность (аппликация) «Подснежник» 1

30 неделя

Апреля Опыт «Почва – верхний слой земли» 1

31 неделя

Апреля Продуктивная деятельность (рисование) «Весенний пейзаж» 1

32 неделя

Апреля Праздник «Вот и к нам пришла весна» 1

33 неделя

Мая Познавательное занятие «Как солнце жизнь дает земле» 1

34 неделя

Мая Экскурсия в парк «Весенние забавы» 1

35 неделя

Мая «Лето на пороге» 1

36 неделя

Мая «Закрепление полученных знаний» 1

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОЧЕГО КРУЖКА

Тема 1. Диагностика

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Методические приемы: задания, игры

Вопросы:

1. Как называется животное (птица, насекомое) ?

2. Что ты можешь рассказать о нем?

3. Твое отношение к ним?

Материалы и Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки птиц и животных.

Литература к материалу: https://doshkolniki.org/ekologiya/200-diagnostika-ekologicheskix-znanij-starshix-doshkolnikov.html

Тема 2. «Домашние животные»

Цель: Закрепление знаний на тему «Домашние животные»

воспитание в детях милосердия, любви, сострадания к животным

обобщить знания детей о диких животных.

Практический материал: Проводится со всей группой, и индивидуально.

Оборудование: демонстрационный материал «Домашние животные», фигуры домашних животных, ллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей, магнитная доска, иллюстрации с изображением кошки, собаки, картинки с изображением кошки и собаки на каждого ребёнка, цветные карандаши, белый картон.

Литература к материалу:

1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.

2. Волина В. Праздник Букваря. М. : АСТ – ПРЕСС, 1996.

3. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.

4. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.

5. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г.

6. Степанов В. А. Природа родного Кузбасса

7. Бачурина С. «Экологический экран» : (игра) / С. Бачурина // Обруч. -2008.-

8. Гуральчук Л. Удивительные странички: конспекты занятий по экологии для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995

Тема2. «Дары осени» В плане у тебя тема другая Познавательное занятие «Животные нашей области.

Практический материал: проводится индивидуально, и всей группой.

Цель: Уточнить обобщающие понятия овощи и фрукты,

Закреплять умения в работе с акварелью;

Формирование знаний о многообразии растительного мира.

Оборудование: памятка родителям и детям, мешочки, лопатки, перчатки, картинки с овощами и фруктами. акварель, беличьи кисти, простые графитные карандаши, бумага для акварели формата А4, палитры.

Муляжи фруктов и овощей. демонстрационный материал «Цвет осени»

Литература к материалу:

1. Дмитриева В. Г. Лучшие загадки для самых умных малышей. - М, 2008.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М, 1985.

3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М., 2011

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М, 1988.

5. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.

Тема 3. «Птицы нашей области»

Практический материал: индивидуально, подгрупповое, групповое.

Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Оборудование: Бумага соответствующего цвета и формы, цветные карандаши, фломастеры.

музыкальный центр.

Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки; Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованного птенца.)

Литература к материалу:

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2012.–128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Тема 4. «Зима – красна»

Практический материал: проводится индивидуально, и всей группой.

Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, природных явлениях и зимних забавах.

Оборудование:

• Запись песни «Три белых коня» ( Слова: Л. Дербенёва, музыка: Е. Крылатова).

• Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимние забавы детей».

Рабочая тетрадь «Здравствуй, мир», 3 часть. Автор Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.

• Раздаточный материал для учащихся (снеговики, кусочки ваты; новогодние игрушки (шарики, мячи – прыгуны

Литература к материалу:

1. https://doshkolnik.ru/zima/15261-konsultaciya-dlya-roditeleiy-zdravstvuiy-gostya-zima.html

2. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.

3. Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. /В. А. Баймашева, Г. М. Охапкина – М. : «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с.

4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/О. Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.

Тема 5 «Ёлочка-зелёная иголочка»

Практический материал: индивидуально, подгрупповое, групповое.

Цель: Продолжать формировать у детей представление о деревьях на примере новогоднего дерева - ели, о взаимодействии растений и животных, о необходимости охраны елей в предновогодние дни; продолжать формировать умение работать в технике оригами.

Оборудование: ель искусственная, коллекция шишек / еловых, сосновых, лиственницы/, слайды животных и растений, веточки живой ели, цветная бумага / 6 квадратов - 14x14, 12x12, 10x10, 3 квадрата - 7x7/, клей, новогодние детские песенки.

Литература к материалу: https://masterclassy.ru/

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

2. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г

3. https://doshkolniki.org/ekologiya/200-diagnostika-ekologicheskix-znanij-starshix-doshkolnikov.html

4. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.

5. Волина В. Праздник Букваря. М. : АСТ – ПРЕСС, 1996.

6. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.

7. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.

8. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г.

9. Степанов В. А. Природа родного Кузбасса

10. Бачурина С. «Экологический экран» : (игра) / С. Бачурина // Обруч. -2008.-

11. Дмитриева В. Г. Лучшие загадки для самых умных малышей. - М, 2008.

12. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М, 1985.

13. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М., 2011

14. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М, 1988.

15. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.

16. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

17. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2012.–128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

18. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

19. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

20. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

21. https://doshkolnik.ru/zima/15261-konsultaciya-dlya-roditeleiy-zdravstvuiy-gostya-zima.html

22. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников «Жизнь вокруг нас»/Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова – Академия развития, 2003 – 112с.

23. Баймашева В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. /В. А. Баймашева, Г. М. Охапкина – М. : «Издательство Скрипторий «003», 2008. – 72с.

24. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/О. Ф. Горбенко – Волгоград: «Учитель», 2008. – 103с.

25. https://masterclassy.ru/

Публикации по теме:

Конспект НОД. для детей старшего возраста «Путешествие во времени». Образовательная область «Познавательное развитие» Тема “ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ” Цель: Активизировать знания и речь детей о городе, полученных во время экскурсий и прогулок по г. Электростали.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе. Образовательная область  «Познавательное развитие» Тема: "Восстановление древнего города".Цель: развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру через конструктивную деятельность.

Конспект образовательной ситуации (Образовательная область «Познавательное развитие») «Ах, картошка, ты картошка!» Программное содержание : - формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу; - закреплять.

Образовательная область «Познавательное развитие». Планирование по разделу «Ребёнок и окружающий мир» №п. п Тема Целевые ориентиры Сентябрь 3-неделя «Как хорошо у нас в саду» Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости.

Перспективное планирование. Образовательная область «Познание». Старшая группа СЕНТЯБРЬ. 4.09.2018г. Занятие № 1 Предметное окружение. Тема: «Предметы, облегчающие труд человека в быту» Задачи: Формировать представления.

Образовательная область «Познавательное развитие». Проект «Огород на окне» (подготовительная к школе группа) Проект на тему: «Огород на окне» образовательная область «Познавательное развитие" подготовительная к школе группа Приготовила и.

Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» для детей 4–7 лет. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по познавательному развитию (старшая группа) № Тема занятия Цель Количество занятий Тип занятия Используемые пособия (средства обучения) Литература 1 День республики, день знаний. НРК.

Рабочая программа (старшая группа) Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Прогимназия № 1642 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (5 - 6 лет) на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 20:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Маленький эколог» Старшая группа образовательная область (познавательное развитие)» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Еремина (УИ 570069) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД