Марина Сокова
Рабочая программа (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Прогимназия № 1642
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
старшей группы (5 - 6 лет)
на 2016 - 2017 учебный год
Составители:
Сокова М. Е.
Москва 2016 г.
Содержание
I. Целевой раздел…3
1.1. Пояснительная записка….3
1.1.1 Цели и задачи реализации программы …4
1.2. Планируемые результаты освоения Программы …. 9
II. Содержательный раздел …. 17
Публикация «Рабочая программа (старшая группа)» размещена в разделах
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка (пять образовательных областей) …17
• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…17
• Образовательная область «Познавательное развитие» …22
• «Речевое развитие» …. 29
• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ….31
• Образовательная область «Физическое развитие» …. 40
2.2. Развитие игровой деятельности…42
2.3. Описание методов, вариативных форм и способов реализации Программы …44
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…. 5
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…54
III. Организационный раздел…
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания…. 65
3.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…. 84
3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды….85
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы», в соответствии с реализацией ФГОС ДО.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Киселёвского городского округа детский сад №24.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
Устав ДОУ.
Образовательная программа ДОУ
Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитиям.
Рабочая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.1.1 Цели и задачи реализации образовательной программы
Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются:
«создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
формирование основ базовой культуры личности;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка к жизни в современном обществе;
к обучению в школе;
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют
задачи программы :
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
2.2 Развитие игровой деятельности
Основные цели и задачи
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Фор-мирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умс-твенное, физическое, художественно-эстетическое и социально-комму-никативное).
Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само-регуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Методы
Название метода Определение метода Рекомендация по их применению
Методы по источнику знаний
Словесные Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям
Наглядные Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы : метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мульфильмов, видеофильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т. е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе.
Практические Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Методы по характеру образовательной деятельности детей
Информационно-рецептивный Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.
Репродуктивный Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.
Проблемное изложение Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.
Частично-поисковый Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует
Исследовательский Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности
Активные методы Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.
В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.
Формы работы по образовательным областям
Образовательные области Формы работы
Физическое развитие • НОД
• Утренняя гимнастика
• Игра
• Беседа
• Рассказ
• Чтение
• Рассматривание
• Интегративная деятельность
• Диагностическая
деятельность
• Спортивные и
• физкультурные досуги
• Спортивные состязания
• Совместная деятельность
взрослого и детей
• Проектная деятельность
• Проблемная ситуация
Социально-коммуникативное • Индивидуальная игра
• Совместная с воспитателем игра
• Совместная со сверстниками игра
• Игра
• Чтение
• Беседа
• Наблюдение
• Педагогическая ситуация
• Экскурсия
• Ситуация морального выбора
• Проектная деятельность
• Интегративная деятельность
• Праздник
• Совместные действия
• Рассматривание.
• Проектная деятельность
• Просмотр и анализ мультфильмов,
видеофильмов, телепередач.
• Экспериментирование
• Поручение и задание
• Дежурство
• Проектная деятельность
• Совместная деятельность
взрослого и детей
Речевое развитие
• Чтение
• Беседа
• Рассматривание
• Решение проблемных ситуаций
• Разговор с детьми
• Игра
• Проектная деятельность
• Создание коллекций
• Интегративная деятельность
• Обсуждение
• Рассказ
• Инсценирование
• Ситуативный разговор с детьми
• Сочинение загадок
• Проблемная ситуация
• Использование
различных видов театра
Познавательное развитие • Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность
• Конструирование
• Экспериментирование
• Развивающая игра
• Наблюдение
• Проблемная ситуация
• Рассказ
• Беседа
• Интегративная деятельность
• Экскурсии
• Коллекционирование
• Моделирование
• Реализация проекта
• Игры с правилами
Художественно–эстетическое
развитие • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
• Создание макетов, коллекций и их
оформление
• Рассматривание эстетически
привлекательных предметов
• Игра
• Организация выставок
• Слушание соответствующей
возрасту народной, классической, детской музыки
• Музыкально- дидактическая игра
• Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
• Интегративная деятельность
• Совместное и индивидуальное
музыкальное исполнение
• Музыкальное упражнение
• Попевка. Распевка
• Двигательный, пластический
танцевальный этюд
• Танец
• Творческое задание
• Концерт- импровизация
• Музыкальная сюжетная игра
2.4 Особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик
Система физкультурно-оздоровительной работы
Направления и содержание работы
№ Направление работы Содержание работы
1. Обеспечение здорового образа жизни - Щадящий режим
- Организация микроклимата в жизни группы
- гибкий режим
- профилактические, оздоровительные мероприятия
2. Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы - планирование и организация НОД по физкультуре
- планирование и организация мероприятий по физкультуре
3. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры -проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, и т. д.
- физ. занятия в разных формах, физ. досуги, спорт. праздники
- подвижные игры
- спортивные игры
- пешие прогулки
- индивидуальная работа по развитию движений
- неделя здоровья
4. Организация активного отдыха и самостоятельной двигательной деятельности детей - подвижные игры
- самостоятельная деятельность на прогулке, в группах
- динамические паузы
- использование сезонных видов спорта
5. Закаливание детского организма - проветривание помещений
- прогулки на свежем воздухе
- соблюдение режима, структуры прогулки
- гигиенические и водные процедуры
- хождение босиком
- гигиеническое мытьё ног
- рациональная одежда детей на прогулках, в группе, на занятиях на свежем воздухе
6. Работа с родителями - день открытых дверей
- родительские собрания
- участие родителей в физкультурно-массовых мероприятиях детского сада
- пропаганда ЗОЖ
7. Медико-педагогический контроль - проверка условий санитарно – гигиенического состояния групповых помещений, зала, прогулочных участков, физ. площадки
- мониторинг состояния здоровья детей
- рациональное питание
9. Работа по охране жизни и здоровья детей - создание условий для занятий
- соблюдение ТБ
-соблюдение санитарно–гигиенических требований и норм при организации работы с детьми - инструктажи
Режим двигательной активности
Формы работы Количество и длительность (в мин.)
НОД Физическая культура а) в помещении 2 раза в неделю до 25
б) на улице 1 раз в неделю 25
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня а) утренняя гимнастика ежедневно 8-10
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке ежедневно
2 раза (утром и вечером)
25-30
в) физкультминутки (в середине статического НОД)
ежедневно
г)гимнастика после сна
ежедневно 7
Д) физические упражнения и игровые задания:
артикуляционная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
зрительная гимнастика Ежедневно, сочетая упражнения по выбору
8-10 мин.
Активный
отдых а) физкультурный досуг 1 раз в месяц 25-30
б) физкультурный праздник 2 раза в год до 35 мин.
в) день здоровья 1 раз
в квартал
Самостоятельная
двигательная
деятельность а) самостоятельное ис-пользование физкультурного и спортивно-игрового оборудования
ежедневно
б) самостоятельные под-вижные и спортивные игры ежедневно
Примерное комплексно-тематическое планирование
месяц тема задачи
сентябрь
1. Здравствуй детский сад!
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Праздник «День Знаний»
2. Осень в гости к нам идёт.
Грибы.
Формирование обобщенных представлений об осени как времени года. Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. Дать знания о грибах (съедобных и ядовитых). Закреплять знания о правилах поведения на природе.
3. Овощи и фрукты.
Дать понятия о живой и неживой природе. Учить вести сезонные наблюдения. Расширение знаний об овощах, людях их выращивающих. Рассказывать о пользе овощей и содержащихся в них витаминах. Дать знания о местных и экзотических фруктах.
4. Мой город Киселёвск
Расширение представлений о родном городе. Его достопримечательностях. Воспитание любви к малой Родине.
октябрь
1. Я вырасту здоровым!
Дать элементарные представления о строении человеческого тела. Расширение представлений о здоровье и ЗОЖ. Воспитание стремления вести ЗОЖ.
2. Дом, квартира, мебель
Продолжать формировать представление о частях дома, строительных профессиях и строительной технике. Рассказать о русской избе, ее внутреннем убранстве. Классификация мебели. Ее виды, материалы. Закрепление знаний о различных по назначению зданий. Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения.
3. Профессии
Расширять представления детей о профессиях, результатах труда, его общественной значимости, о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, композиторов, писателей, поэтов и т. п. ; с результатами их труда (картины, книги, нотами)
4. Золотая осень в произведениях
писателей и художников.
Формировать у детей представление об осени как времени года; закрепить знание осенних месяцев, основные приметы осени, отличительные особенности «золотой» осени; развивать чувство прекрасного при общении с художественными произведениями.
ноябрь
1. День народного единства
Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках, развитие интереса к истории своей страны, воспитание гордости за свою страну, любви к ней. Москва главный город, столица нашей Родины.
2. Человек
Закреплять знания детей о частях своего тела и их функциях, о том, что надо беречь своё здоровье.
3. Моя семья
Расширение знаний о своей семье, представлений о родственных отношениях в семье. Познакомить с линией жизни человека. Воспитывать уважение и любовь к своим близким.
4. Мама – милая моя!
Расширение знаний о своей семье, представлений о родственных отношениях в семье. Познакомить с линией жизни человека. Воспитывать уважение и любовь к своим близким. Развивать представления о материнской заботе.
декабрь
1. Посуда.
Закреплять представление о посуде, ее классификации по назначению, материалу, развивать умения определять материалы, из которых сделана посуда, ее свойствах.
2. Продукты питания
Формировать представления о продуктах, их происхождении, пользе.
3. Электроприборы.
Обогащать представления детей о мире предметов, рассказывать о предметах, облегчающих труд людей в быту, создающих комфорт. Расширять знания об источниках опасности в быту. Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами.
4. Праздник Новый год
Привлечение детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Закладывание основ праздничной культуры. Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах и в старину.
5.
январь
1.
Зимние каникулы
2. Домашние животные.
Закреплять и уточнять представления о домашних животных и птицах, их особенностях, пользе, которую они приносят человеку. Способах ухода за ними.
3. Дикие животные леса и жарких
стран.
Систематизировать знания о жизни диких животных и птиц нашего края в зимний период. Дать знания о редких животных и птицах. Ввести понятие «пресмыкающиеся» Продолжение знакомства с природой Арктики и Антарктиды, Жарких стран. Зависимость внешнего вида от условий жизни.
4. Зима.
Знакомить с зимними видами спорта.
февраль
1. Одежда, обувь, головные уборы Уточнить понятия: одежда, обувь, головные уборы. Показать зависимость вида одежды, обуви и головных уборов от ткани из которых они сделаны. Познакомить с особенностями русского народного костюма и казачьего костюма.
2. Виды транспорта. Продолжать формировать представления о разных видах транспорта по назначению и типу. Дать понятие, что весь транспорт подчиняется правилам. Закреплять правила ПДД. Дорожные знаки.
3. День защитника отечества
Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск, боевой техникой. Расширение гендерных представлений.
4. Масленица
Формировать у детей представления об обычаях и традициях русского народа, познакомить с народным праздником -
Масленица; закрепить знание русских народных игр, хороводов; воспитывать чувство уважения к народным традициям. \
март
1. Международный женский день Знакомство с профессиями мам. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких. Изготовление подарков мамам и бабушкам. Расширение гендерных представлений.
2. Береги себя!
Закрепление знаний домашнего адреса и телефона, имени, отчества родителей, развитие представлений детей о своем внешнем облике, о самих себе, формирование положительной самооценки. Знакомить с основами техники безопасности.
3. Народная культура и традиции. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (Городец, Полхов – Майдан, Гжель) расширение представлений о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская, бирюльки).
4. Птицы наших лесов. Закреплять у детей представления о птицах, обитающих на нашей территории, их характерных признаках и особенностях
жизни.
апрель
1. Здоровье надо беречь
Закрепить у детей знания о том, что такое здоровье и как его сберечь; развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом.
2. Весна.
Расширять знания детей о весенних изменениях в природе. Познакомить с отражением весенних примет в творчестве художников и поэтов. Дать представление о том, что март – месяц воды, почему так называют. Познакомить со свойствами воды.
3. День космонавтики.
Дать элементарные представления о Космосе, его объектах, Земле – как части Космоса. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
4. Деревья и кустарники.
Закреплять у детей знания названий основных (в данной местности) деревьев и кустарников, названии частей дерева; зависимость роста и развития деревьев от времени года, погодных условий; правила охраны зелных насаждений в городе.
Итоговое мероприятие: утренник «Славься, Весна - красна»
май
1. День Победы
Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях ВОВ (и нашего края, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям ВОВ в России.
2. Прошлое предметов.
Вызвать у детей интерес к прошлому предметов, подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные
приспособления для облегчения труда.
3. Водное царство.
Закреплять свойства воды. Показать ее роль в жизни планеты. Побуждать беречь воду. Продолжать знакомить с рыбами и другими водными обитателями.
4. Скоро лето к нам придёт
Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года. Знакомить с летними видами спорта.
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Задача педагогического коллектива учреждения - наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Праздники. «День знаний», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы», «Осень», «Весна», «Лето»; дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения.
Театрализованные представления. Представления с использованием теневого, пальчикового, настольного, кукольного театра. Постановка спектаклей, инсценирование сказок, стихов и других литературных произведений, а также песен.
Спортивные развлечения. «Веселые старты», «Подвижные игры», «Детская Олимпиада».
Викторины. Забавы.