Марина Аббакумова
Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» для детей 4–7 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирования навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Данная программа имеет цель :
Формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.
3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 – 4 лет. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
2. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4 - 5 лет. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
3. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5 - 6 лет. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
4. С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. -М. Просвещение. 1999 г.
5. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
В структуре программы выделяются следующие основные разделы:
1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания».
3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания».
4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
5. «Жизнь растений и животных в сообществе».
6. «Взаимодействие человека с природой».
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
1. Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
3. Постепенное познавательное продвижение детей.
4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
5. Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.
Непосредственно образовательная деятельность организуется фронтально в форме кружковой работы. Количество занятий составляет 1 занятие в неделю продолжительностью от 15 минут (младшая группа) до 30 минут (подготовительная к школе группа) в соответствии с нормами СанПин.
Учебно- тематический план в средней группе
№ Тема Всего часов Теоретических Практических Время проведения
1 Вводное занятие 1 1 Сентябрь
2 Наблюдения за сезонными явлениями природы 2 2 Сентябрь
Март
3 Животный мир
-домашние живтные
-дикие животные
- рыбы
- птицы 14 4
4
1
1
4 Ноябрь
Декабрь
Февраль
Октябрь
Январь
Март
4 Растительный мир
- цветы
- лес
- деревья
- фрукты и овощи 10
4
3
2
2 Сентябрь
Май
Ноябрь
Февраль
Апрель
Декабрь
Октябрь
5 Здоровье 4 4 Сентябрь
Февраль
Март
6 Поисково-исследовательская деятельность
- вода
- пруд 3
1
1
1 Январь
Май
7 Земля 1 1 Апрель
8 Предметы
- из бумаги
- из дерева 4
2
2 Декабрь
Март
Апрель
9 Всего 39 38 1
Учебно- тематический план в старшей группе
№ Тема Всего часов Теоретических Практических Время проведения
1 Мир растений
- цветы
- овощи, фрукты
- лес 7 1
3
2
1 Сентябрь
Октябрь
Апрель
Январь
2 Животный мир
-домашние животные
- дикие животные
- птицы
- рыбы 14
5
5
2
2 Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
3 Времена года
- осень
- зима
- весна 7
3
1
1 Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
4 Защитники природы 2 3 Декабрь
Май
5 Природа (живая и не живая)
- вода
- бумага
-деревянные предметы 3
1
1 1 Янврь
Апрель
6 Здоровье 1 1 Декабрь
7 Земля 2 2
8 Всего 36 34 2
Учебно- тематический план в подготовительной группе
№ Тема Всего часов Теоретических Практических Время проведения
1 Кто такие юные экологи? 2 2 Сентябрь
Декабрь
2 Земля 3 3 Сентябрь
Декабрь
Январь
3 Времена года
- осень
- зима 2
1
1 Ноябрь
Февраль
4 Животный мир
-домашние животные
- дикие животные
- птицы 15 1
2
10
2 Март
Сентябрь
Октябрь
Март
Апрель
Февраль
5 Растительный мир
- лес
- растения
-комнатные растения 7
4
2
1 Февраль
Декабрь
Ноябрь
Апрель
6 Природа (живая и не живая)
- камни, глина, песок 3
3 Октябрь
Ноябрь
7 Вода 3 3 Май
8 Праздник посвящение в юные экологи 1 1 Май
9 Всего 36 36
Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью мониторинга, осуществляемого в начале и конце каждого года обучения, который направлен на выявление у детей :
1. Знаний, умений и навыков детей в области экологического воспитания.
2. Отношения к миру природы.
Мониторинг осуществляю во всех возрастных групп, используя определенные формы: наблюдение, беседу, дидактическую игру, естественный эксперимент.
Данные мониторинга вносятся в таблицу.