Алина Пчелина
Образовательная область «Познавательное развитие». Проект «Огород на окне» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
образовательная область «Познавательное развитие"
подготовительная к школе группа
Приготовила и провела
воспитатель
Пчелина А. Н.
г. Пикалёво
2017 год
Проект : краткосрочный.
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта :
-дети подготовительной к школе группе «Алёнушка»,
-педагоги;
-родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Цель проекта : формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта :
Обучающие задачи:
1. Познакомить с историей огурца, гороха
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах, зернобобовых культурах (горох) : строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи :
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
5. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Разъяснять значимость труда.
8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями ; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец,горох?»
Краткое описание проекта :
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Реализация проекта :
В подготовительной к школе группе «Алёнушка»
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.
Этапы реализации проекта
1-й этап : подготовительный
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно- развивающей среды
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы;
2-й этап: реализационный:
• реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
3 этап: итоговый:
• выставка детских работ;
• презентация проекта.
• создание альбома
Перспективное планирование:
№
Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с родителями «Огород на окне» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя
Воспитатели,родители
.
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». 1-я неделя
Воспитатели,родители
3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» Просвещать родителей по данной теме. 1-я неделя Воспитатели
2 этап – основной.
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях,беседы. Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян. 2-я неделя Воспитатели,родители.
5. Занятие «Посев семян гороха и огурцов для выращивания рассады» Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян. 2-я неделя Воспитатели
6. Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. 2-я неделя Воспитатели
7. Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) 2-я неделя Воспитатели
8. Занятие «Овощной суп» (рисование) познакомить со значением овощи,
фрукты в жизни человека.
2-я неделя Воспитатели
9. Дидактическая игра «Узнай на вкус» Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. 2-я неделя Воспитатели
10. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. 3-я неделя Воспитатели
11. Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). 3-я неделя Воспитатели
12. Опыт – наблюдение за ростом гороха, огурцов. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов. 3-я неделя Воспитатели
13. Наблюдение за формированием цветка и плода Про учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. должать 3-я неделя Воспитатели
14
Итоговая беседа
Высадка в открытый грунт
(Огород на окне переносится на участок детского сада) Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца, гороха. 3-я неделя Воспитатели
3 этап – заключительный.
15 Обработка и оформление материалов проекта, фотографий Создание презентации опыта работы 4-я неделя Воспитатели
16 Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, горохе. Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний 4-я неделя Воспитатели, дети, родители
17. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации 4-я неделя
Воспитатели
Анализ результативности
4-я неделя
Воспитатели
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох для оформления альбома.
4. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно- продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?»,«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах (чтение художественной литературы).Песня «Витамины» Филиппенко.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта : В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части гороха, огурца;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о горохе. огурцах используя опорную схему;
Знать, как растут горох, огурцы, где, как за ними ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), о огурцах (М. Борина, Н. Лебедева, Е. Груданов, Н. Маслей, С. Бахрушина). Стихи про семена (С. Ранджелович,загадки, пословицы, рассказ Н. Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох».беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т. д., иллюстрации с изображением гороха и огурца, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.
Список используемой литературы:
1. Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М. : Издательский центр «Академия», 2001
5. Николаева С. Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета
8.https://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
9.https://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
10.https://www.numama.ru/blogs/ko
11.https://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/
12.https://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html
13.https://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
14.https://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/
15.https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html
16.https://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html
17.https://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/pitanie/kakie_vitaminy_est_v_ogurcakh/8-1-0-178
18.https://food-opt.ru/lib/spravochnik/186080
19.https://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty
20.https://mir-vospitatelei.ru/news/konspekt_zanjatija_po_lepke_v_podgotovitelnoj_gruppe_na_temu_zima/2014-04-20-279
21.https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-gde-rodilsya-ogurec
22.https://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/
23.https://vopros1.ru/lektsii/uroki/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-gruppe-ovoshhnoi-sup/
24. https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-razvlechenie-sobiraem-urozhai-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html