Анна Анатольевна Голубкова
Рабочая программа и КТП по учебному предмету Математические представления для учащихся с УО и РАС по программе 8.4
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по учебному предмету
Уровень образования 1 класс (начальное общее образование 1-4 классы)
Программа составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы, согласно требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Публикация «Рабочая программа и КТП по учебному предмету Математические представления для учащихся с УО и РАС по программе 8,4» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Использован учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
Составитель программы :
учитель начальных классов
Голубкова Анна Анатольевна
Содержание программы :
1. Пояснительная записка
2. Возможные результаты
3. Система оценки достижения возможных результатов
4. Учебный план
5. Календарно-тематический план
Южно-Сахалинск, 2021
1. Пояснительная записка
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребёнок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т. п. Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребёнком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности т. е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадки семян в горшочки и т. д. Умение пересчитывать предметы пригодиться при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испечённых пирожков и т. д. Зная цифры, ребёнок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объёмных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах. Их свойствах пригодятся ребёнку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умение пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т. д.) помогут ребёнку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определённое количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.
В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения с примерным расчётом по 1 часу в неделю. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Математических представлений» не включается в индивидуальную образовательную программу и предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Материально- техническое обеспечение предмета включает : различные по форме, величине, цветы наборы материал (в т. ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори- материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступны математических представлений.
2. Возможные результаты:
Учащаяся должна знать :
1. Расположение предметов на листе бумаги (выше, ниже, справа, слева).
2. Величину предметов (большой, маленький).
3. Количество предметов (много, мало, один, два).
Учащаяся должна уметь :
1. Сравнивать и различать предметы по величине.
2. Перемещать предметы в заданном направлении.
3. Ориентироваться на плоскости.
4. Определять месторасположение предметов в пространстве.
5. Зарисовывать геометрические фигуры.
6. Рисовать наклонные и прямые линии, полуовал, овал, круг.
3. Система оценки достижения возможных результатов
1.1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
1.2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т. ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
1.3. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
4. Учебный план
Предмет Класс Кол-во часов в нед. I ч.
II ч.
I полуг
III ч.
IV ч.
II полуг. Год
Математические представления 1 1 8 8 16 10 7 17 33
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Год № п/п
тема Содержание предмета
I четверть (8ч.) Кол-во
Часов Дата
Количественные представления
1 1 Нахождение одинаковых предметов. 1
2 2 Различение множеств. Один. Пусто. 1
3 3 Различение множеств. Много. Мало 1
4 4 Сравнение множеств без пересчёта. 1
5 5 Верх-низ. Рисование полукруга. 1
6 6 Перед-зад. Рисование круга. 1
7 7 Определение месторасположения предметов в пространстве. Близко. Около. Рисование треугольника. 1
8 8 Далеко. Рисование треугольника. Сзади. 1
2 четверть (8 уроков)
9 1 Спереди 1
10 2 Справа. Слева. Рисование квадрата. 1
11 3 Перемещение в пространстве в заданном направлении. Вверх. Вниз. 1
12 4 Вперёд. Назад. 1
13 5 Вправо. 1
14 6 Ориентация на плоскости. Верх. Низ. 1 Развивающие игры 5-7 лет.
15 7 Ориентация на плоскости. Середина. 1 Развивающие игры 5-7 лет.
16 8 Ориентация на плоскости. Правая сторона. Левая сторона. 1 Развивающие игры 5-7 лет.
3 четверть (10 уроков)
17 1 Составление предмета из нескольких частей. 1 Готов ли ты к школе? Внимание №12.
18 2 Составление картинки из нескольких частей. 1 Готов ли ты к школе? Внимание №12.
19 3 Составление ряда из предметов. 1 Готов ли ты к школе? Внимание.
20 4 Различение по величине однородных предметов. 1
21 5 Различение по величине разнородных предметов. 1 Развивающие игры 5-7 лет.
22 6 Сравнение предметов по величине. 1 Развивающие игры 5-7 лет.
23 7 Составление упорядоченного ряда по убыванию. 1 Развивающие игры 5-7 лет.
24 8 Составление упорядоченного ряда по возрастанию. 1 Развивающие игры 5-7 лет.
25 9 Различение по длине разнородных предметов. 1 Развивающие игры 5-7 лет. Т. З. Готов ли ты к школе? Внимание.
26 10 Сравнение предметов по длине. 1 Развивающие игры 5-7 лет. Т. З. Внимание.
№ п/п
год №п/п
тема Содержание предмета Кол-во
час Дата Наименование оборудования
IV четверть (7ч.)
27 1 Различение по ширине
однородных предметов. 1
28 2 Различение по ширине разнородных предметов. 1
29 3 Различение предметов по высоте. 1
Повторение.
30 4 Различение множеств. Один. Много. Мало. Пусто. 1
31 5 Пространственные представления. Определение месторасположения предметов в пространстве. 1
32 6 Ориентация на плоскости. Рисование треугольника. 1
33 7 Представления о величине. Сравнение и различение предметов по длине. 1 Развивающие игры 5-7 лет. Т. З. Внимание.