Ирина Иванова
Рабочая программа «Робототехника в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Направление программы : познавательно – исследовательское
-Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.
- Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает:
-возможности для реализации новых концепций дошкольников,
Публикация «Рабочая программа „Робототехника в детском саду“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
-овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Моделирование логических отношений и объектов реального мира для всех возрастных групп дошкольного возраста
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса детей
дошкольного возраста к робототехнике.
2. Образовательная задача: формирование умений и навыков
конструирования, приобретения первого опыта при решении
конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO
WeDO, ROBOLAB. LEGO DUPLO, LEGO DACTA
3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие
внимания, воображения, мышления (логического, творческого).
4. Образовательная задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты:
- формирование устойчивого интереса к робототехнике и
образовательным областям общеобразовательной программы
детского сада : Познавательное, Речевое, Художественно-
эстетическое; Социальное развитие, Окружающий мир и экология.
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
-формирование умения творчески подходить к решению задачи;
- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
- формирование умения излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
- формирование умения работать над проектом в команде,
эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы :
- конкурс детских построек на базе детского сада
- совместная проектная деятельность детей и родителей
- совместная проектная деятельность детей и воспитателей
Данная программа направлена :
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом
Основные образовательные цели:
-Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.
- Интегрирование различных образовательных областей в
учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Технология. Проектирование:
-Создание действующих моделей. Воспроизведение иллюстраций и моделей.
-Понимание того, что животные используют различные части своих тел.
-Демонстрация умения работать со схемами и различными видами конструктора ЛЕГО.
Технология. Реализация проекта:
-Сборка и исследование моделей. Изменение модели путём модификации её конструкции.
-Организация мозговых штурмов для поиска новых решений.
-Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.
Математика:
-Измерение времени, ориентирование в пространстве. Оценка и измерение расстояния.
- Усвоение понятия случайного события. Использование чисел и
числового ряда для задания продолжительности работы.
-Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Развитие речи:
-Использование в устной речи специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели.
- Использование интервью, чтобы получить информацию и
составить рассказ. Написание сценария с диалогами.
- Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами.
-Применение мультимедийных технологий для реализации и презентации идей.
- Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
-В своей образовательной модели мы выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности.
Первый и второй этапы носят подготовительный характер:
1 этап реализуется в рамках обязательной части основной общеобразовательной программы детского сада.
Возрастная категория: с 3 до 4 лет.
Различные виды конструирования включены в регламент образовательной работы детского сада. Реализуется в рамках образовательных областей по ФГОС.
Наряду с традиционным деревянным конструктором, дети выполняют постройки из пластмассового конструктора, а также с увлечением занимаются конструированием из бумаги по типу оригами.
В совместной с педагогом деятельности малыши осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику. Нами разработано перспективное планирование с учетом
интеграции конструирования, чтением художественной
литературы, ознакомлением с окружающим миром.
Возрастная категория: с 4 до 5 лет.
В возрасте с 4 до 5 лет дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Воспитатели детского сада создали предметно – развивающую среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели конструктора в игре.
2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада.
Возрастная категория: с 5 до 6 лет
-«Конструирование с использованием информационно коммуникативных технологий»
-В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике. Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.
3 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада.
Возрастная категория: с 6 до 7 лет
-«Конструирование с использованием робототехники»
На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.
-Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников.
- Интегрирование различных образовательных областей в рабочей
программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Освоение навыков робота конструирования дошкольников происходит в 4 этапа:
- На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и
инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
- На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
- На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования, а также правилами программирования
компьютерной среды.
- Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.
Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, применяя в них свои модели.
Использование робототехники в проектной деятельности ДОУ.
Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания.
Например: дети и воспитатели создают проекты: «В мире животных», «Мы идём в зоопарк», «В мире сказок и приключений», «Мы строим Космодром», «Летим к звёздам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия», «Растительный мир и животный», «Чудесный парк».
Материально-технические условия внедрения ЛЕГО конструирования и робототехники в ДОУ.
-Освоение конструктора и его использование должно быть процессом
направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у воспитателя четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.
-Для эффективной организации занятий по Лего конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми.
-После первого занятия воспитателю уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их
скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы ЛЕГО - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов.
Для тех, кто любит точность и расчет есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности (два самых простых кубика LEGO можно сложить 24я разными способами).
Для любознательных - обучающий проект LEGO.
Для коллективных - возможность совместного строительства.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача
образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности.
Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
Тематическое планирование
Группа 2-я младшая
Месяц Содержание темы
Октябрь 1. знакомство с конструктором LEGO DUPLO. Сборка
прямой змейки
2. сборка сгибающейся змейки. Игра в сороконожку.
3. строительство дорожек разной ширины.
Ноябрь 1. постройка заборов из деталей прямоугольной формы.
2. постройка комбинированных заборов.
3. строительство простых ворот.
4. сооружение ворот с наборными покрытиями.
Декабрь 1. конструирование красивых ворот
2. игра в зоопарк. Постройка клеток для животных.
3. игра в зоопарк. Возведение общей ограды для парка.
Январь 1. постройка пирамид.
2. постройка сложных пирамид
февраль 1. строительство лесенки
2. постройка мостов для пешеходов
3. постройка домика по карточке
4. сооружение одноэтажного домика по образцу
Март 1. Конструирование домика по замыслу
2. сборка машинки по карточке
3. конструирование легковой машины по образцу
4. конструирование грузовой машины
Апрель 1. постройка фургона
2. игра «Путешествие на поезде»
3. моделирование фигурки девочки
4. конструирование по замыслу
май 1. моделирование фигуры мальчика
2. сборка мебели
3. конструирование по замыслу
Группа средняя
Месяц Содержание темы
сентябрь 1. игра «Угадай мою модель»
2. моделирование фигур людей
«Я и мой друг»
Октябрь 1. постройка общей ограды, башен, лестниц
2. конструирование ворот
3. моделирование фигуры великана
4. моделирование фигур животных по карточкам
Ноябрь 1. создание моделей собак и кошек по образцу
2. конструирование птиц по образцу и замыслу
3. моделирование фигур животных с опорой на рисунки
4. моделирование фигуры орла
Содержание темы
Декабрь 1. создание моделей любимого животного
2. моделирование снеговика и постройка зимней игровой площадки
3. «Там чудеса, там леший бродит»- конструирование
модели чудища по собственному замыслу
4. сооружение фигур динозавров
Январь 1. моделирование жар- птицы
2. постройка домиков по образцу
февраль 1. моделирование персонажей сказки «Зайкина избушка»
2. «В лес чудес мы поедем с тобой»- моделирование
фантастического животного
3. создание модели блина по образцу
4. постройка домика по замыслу
Март 1. моделирование персонажей сказки «Колобок»
2. постройка машин по образцу
3. конструирование машин по замыслу
4. постройка моделей военных машин
Апрель 1. строительство простейших моделей самолетов и
вертолетов
2. создание сказочного средства передвижения
3. «Жил на свете один человечек» постройка из деталей
конструктора LEGO DACTA- крылечка, человечка,
птички
4. постройка модели кораблика по образцу
май 1. конструирование простейшего самолета
2. строительство моделей маленьких машинок
Старшая группа
Месяц Содержание темы
Задачи, Цели.
Сентябрь 1. путешествие в страну роботов
2. знакомство с набором LEGO WEDO
1. Познакомить детей с первыми роботами (презентация).
2. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo.
Октябрь 1. Правила техники безопасности при работе с конструктором.
2. LEGO-игра детей или «Знакомство с LEGO WeDo продолжается».
3. Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета.
4. Исследователи кирпичиков 1. Научить детей правильно использовать детали конструктора.
2. В игровой форме расширить знакомство детей с деталями конструктора LEGO WeDo .
3. Знакомство детей с конструктором LEGO WeDo, его деталями, с цветом LEGO-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.
4. Продолжение знакомства детей с конструктором LEGO WeDo с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию воспитателя. Развитие графических навыков.
Ноябрь 1. Знакомство с программным обеспечением LEGO® Education WeDo™
2. Закрепление темы программного обеспечения LEGO® Education WeDo™
3. Знакомство со звуками программного обеспечения LEGO® Education WeDo™
4. Знакомство с фонами экрана в программном обеспечении LEGO® Education WeDo™
1. Изучение перечня терминов при программном обеспечении LEGO® Education WeDo™
2. Закрепить знания перечня терминов при программном обеспечении LEGO® Education WeDo™
3. Закрепление предыдущего материала. Изучение звуков программного обеспечения LEGO® Education WeDo™
4. Изучение фонов экрана в программном обеспечении. Закрепление предыдущего материала.
Декабрь 1. Первые шаги: Знакомство с основными приемами сборки и программирования.
2. Знакомство с мотором и осью.
3. Знакомство: Зубчатые колеса. Промежуточное колесо.
4. Понижающая зубчатая передача. Понижающая зубчатая передача. 1. Изучение передач и использование в программировании поставленной задачи.
2. Изучение мотора и оси в программировании поставленной задачи.
3. Изучение и использование зубчатых колес и промежуточного колеса. Составление программы с использованием этих частей, их действие.
4. Изучение понижающей и повышающей зубчатой передачи
Январь 1. Повторение и закрепление предыдущего материала. Знакомство с датчиком наклона.
2. Первые шаги: Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача
1. Вспомнить и составить программы по изученным темам. Изучение датчика наклона и его использование в поставленной задаче.
2. Изучение и использование в программе шкивов и ремней, перекрестной и ременной передачи
февраль 1. Снижение скорости. Увеличение скорости
2. Знакомство с датчиком расстояния. Коронное зубчатое колесо.
3. Червячная зубчатая передача.
4. Раздел: Кулачок. Рычаг. 1. Изучение в программе снижение скорости и увеличение скорости, их использование в поставленной задаче.
2. Построение модели с использованием датчика расстояния. Использования коронного зубчатого колеса, его действия в использовании.
4. Изучение действий кулачка при изменении мощности мотора. Изучение рычага, как простейший механизм при составлении программы.
Март 1. Знакомство с блоком «Цикл». Блок «Прибавить к Экрану»
2. Блок «Вычесть из Экрана». Блок «Начать при получении письма»
3. Первые шаги: Знакомство с маркировкой мотора.
4. Повторение изученного блока. 1. Использование блока «Цикл» в составлении программы. Понять изменения действий при его использовании. Изучить изменения при использовании блока «Прибавить к экрану»
2. Изучение действий при использовании в программе блоков «Вычесть из экрана», «Начать при получении письма»
3. Изучение последовательности подключений моторов, их действия и использование в программе.
4. Закрепление изученного пройденного материала.
апрель 1. Знакомство с саванной.
2. Создание модели животного из конструктора LEGO
WEDO по замыслу детей и на примере модели льва.
3. Моделирование фигур животных с опорой на рисунки.
4. Создание моделей любимого животного. 1. Освоение схемы построения внешнего вида животных
обитающих в саванне.
2. Научить детей создавать модель животного на примере модели льва.
3. Научить детей моделировать фигуры животных с опорой на рисунки.
4. Самостоятельная работа по созданию любимого животного.
май 1. Проектирование в робототехнике
2. Итоговое занятие. 1. Научить детей составлять детские проекты.
2. Демонстрация детского проекта с замыслом детей
Группа подготовительная
Месяц Содержание темы Задачи, Цели
Сентябрь 1. Знакомство с компонентами конструктора
ROBOLAB RCX. Правила техники безопасности при работе с конструктором.
2. Знакомство со средой программирования 1. Конструирование по замыслу. Выявить знания детей в конструировании. Повторение П. Т. Б
2. Повторение изученных блоков, связь блоков с конструктором
Октябрь Забавные механизмы
1. «Умная вертушка» : знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
2. Умная вертушка» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением)
3. «Железная дорога» : знакомство с «первыми
шагами» конструирование модели
4. «Железная дорога» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением
1. Построение модели «Умная вертушка»
2. Научить детей собирать модель «Умная вертушка», создавая программу со сложным поведением.
3. Собрать модель
«Железная дорога»
4. Создать программу к модели «Железная дорога»
Ноябрь 1. «Теплоход» : знакомство с «первыми шагами»;
Конструирование модели
2.
«Теплоход» : развитие (программирование модели с
более сложным поведением)
3. «Спасение самолета» : знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
4. «Спасение самолета» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением)
1. Построение модели «Теплоход»
2. Научить детей собирать модель «Теплоход», создавая программу со сложным поведением.
3. Собрать модель
«Спасение самолета»
4. Создать программу к модели «Спасение самолета»
Декабрь Животный мир
1.«Танцующая птица» : знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
2. «Танцующая птица» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением)
3. «Обезьянка-барабанщик» : знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
4.«Обезьянка-барабанщик» : развитие
(программирование модели с более сложным
поведением
1. Построение модели «Танцующая птица»
2. Научить детей собирать модель «Танцующая птица», создавая программу со сложным поведением.
3. Собрать модель
«Обезьянка - барабанщик»
4. Создать программу к модели «Обезьянка - барабанщик»
Январь 1. «Рычащий лев» : знакомство с «первыми шагами»;
конструирование модели
2. «Рычащий лев» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением)
1. Построение модели «Рычащий лев»
2. Научить детей собирать модель «Рычащий лев», создавая программу со сложным поведением.
февраль 1. «Львиная семейка» : знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
2. «Львиная семейка» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением)
Человекоподобные роботы
3. «Нападающий» : знакомство с «первыми шагами»;
конструирование модели
4. «Нападающий» : развитие (программирование
модели с более сложным поведением)
1. Построение модели «Львиная семейка»
2. Научить детей собирать модель «Львиная семейка», создавая программу со сложным поведением.
3. Собрать модель
«Нападающий»
4. Создать программу к модели «Нападающий»
Март 1. «Вратарь» : знакомство с «первыми шагами»;
конструирование модели
2. «Вратарь» : развитие (программирование модели с
более сложным поведением)
3. «Чемпионат по футболу» (конструирование 2-х
разных моделей)
4. «Ликующие болельщики» : знакомство с «первыми
шагами»; конструирование модели
1. Построение модели «Вратарь»
2. Научить детей собирать модель «Вратарь», создавая программу со сложным поведением.
3. Научить конструировать две разные модели: «Чемпионат по футболу»
4. Построение модели «Ликующие болельщики»
Апрель 1. «Ликующие болельщики» : развитие
(программирование модели с более сложным
поведением). Конструирование машин по замыслу
2. Создание моделей по замыслу педагога
3. Повторение предыдущей темы
4. Продолжение предыдущей темы 1. Научить детей собирать модель «Ликующие болельщики», создавая программу со сложным поведением.
2. Создание моделей к проекту «Веселый зоопарк»
Царь зверей
«Рычащий лев»
3. Создание модели
«Порхающая птица»
4. Создание модели «Голодный аллигатор»
май 1. Презентация проектов
2. Итоговое открытое занятие «Веселый зоопарк» 1. Демонстрация детского проекта
«Веселый зоопарк»
2. Проведение итогового занятия, выявление знаний детей по пройденному материалу.
Итогом работы по освоению программирования в среде ROBOLAB RCX
выделены следующие приобретаемые дошкольниками знания:
- Правила безопасной работы;
-Основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-Конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
- Виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- Основные приемы конструирования роботов;
- Конструктивные особенности различных роботов;
- Приемы и опыт конструирования с использованием специальных
элементов, и других объектов и т. д.).
За этой технологией - большое будущее. Робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей.
Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
Соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Используемая литература по робототехнике :
1. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО»
2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
4. Шмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
Программное обеспечение LEGO WeDO Education.
Интернет – ресурсы:
https://int-edu.ru
https://7robots.com/
https://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ https://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
https://www.elrob.org/elrob-2011
https://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
https://www.robo-sport.ru/
https://www.railab.ru/
https://roboforum.ru/
https://www.robocup2010.org/index.php
https://myrobot.ru/index.php
https://www.aburobocon2011.com/
https://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
https://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
Оборудование:
- LEGO DUPLO
- LEGO WEDO
- ROBOLAB RCX
- набор карточек и схем для каждого вида конструктора