Татьяна Казакова
Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2
им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области»
(МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска)
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от. 30.08.2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___ М. М. Ванчугов
Приказ № 63 от 30.08. 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Наглядная геометрия»
3 класс
Автор - составитель:
Казакова Т. А., учитель начальных классов
Публикация «Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова
Яранск, 2017
Введение
Рабочая программа разработана на основе :
1. Закона РФ «Об образовании»№273 от 29.12.2012 года
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.,
3. Программа разработана на основе программы Волковой С. И., Пчёлкиной О. Л. «Математика и конструирование. - М. : Просвеще-ние, 2002.
Планируемые результаты освоения предмета «Наглядная геометрия»
Личностными результатами предмета «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:
• самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы об-щения и сотрудничества);
• в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
• формирование внутренней позиции школьника;
• адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными результатами освоения данного предмета будет:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в си-туации неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметными результатами освоения данного предмета будет:
• использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пе-ресчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
• приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно - познавательных и учебно - практических задач;
• вычислять периметр геометрических фигур;
• выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
• строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
• выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
• распознавать геометрические фигуры : точка, линия (прямая, кривая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, сто-роны, углы, в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат, угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр, шар;
Выпускник научится:
• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямо-угольник, квадрат, окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольни-ка;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать плоские и кривые поверхности;
• распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
• распознавать, различать и называть геометрические тела : параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Содержание предмета
ПОВЕРХНОСТИ. ЛИНИИ
Плоскость. Полуплоскость. Кривые и плоские поверхности. Край поверхности. Замкнутые и незамкнутые поверхности. Топологиче-ские свойства поверхности.
Линия как край поверхности. Кривые и прямые линии. Точка как край линии. Линии замкнутые и незамкнутые. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Расположение линий и отрезков на плоскости и вне плоскости.
УГОЛ
Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Угловой радиус. Аппликация из геометрического материала.
МНОГОУГОЛЬНИКИ
Сравнение геометрических фигур по величине. Прямоугольники как четырехугольники, у которых противоположные стороны равны и параллельны, а смежные стороны перпендикулярны. Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.
Периметр многоугольника как сумма длин всех сторон многоугольника. Именованные числа. Сравнение и преобразование именованных чисел.
Многоугольники выпуклые и невыпуклые. Периметр выпуклых и невыпуклых многоугольников.
КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ
Окружность, полуокружность, круг. Центр, радиус, диаметр круга, окружности.
Сектор круга как угол, образованный радиусами круга.
Сегмент круга как часть круга, ограниченная диаметром, смещенным от центра в какую-нибудь сторону.
Построение окружности и круга. Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание узоров (розеток) с помощью циркуля.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ФИГУР
(Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую ин-формацию и конструировать геометрические фигуры.
ПЛОЩАДЬ
Площадь плоской фигуры. Вычисление площади фигур простой конфигурации.
ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Построение с помощью линейки и циркуля на клетчатой и нелинованной бумаге: линий (прямых и кривых, замкнутых и незамкну-тых); параллельных и перпендикулярных прямых; отрезков на плоскости и вне плоскости.
Построение с помощью циркуля и линейки сектора круга, сегмента круга. Вычерчивание «розеток», узоров.
Построение с помощью линейки многоугольников выпуклых и невыпуклых при заданной длине сторон многоугольников.
Построение линий, отрезков, многоугольников из пластилина, счетных палочек, проволоки.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Тема Количество
часов
1 ПОВЕРХНОСТИ. ЛИНИИ 3
2 УГОЛ 4
3 МНОГОУГОЛЬНИКИ 10
4 КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ 5
5 ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ФИГУР 6
6 ПЛОЩАДЬ 6
Итого 34
Календарно -тематическое планирование предмета «Наглядная геометрия»
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Характеристика видов деятельности
Дата
план факт
Поверхности. Линии. 3 ЧАСА
1 Плоские и кривые поверхности. 1 Знакомство с плоскими и кривыми поверхностями. 1 неделя
2 Видимые и невидимые поверхности гео-метрических тел. 1 Знакомство с видимыми и невидимыми поверхностями геометрических тел 2 неделя
3 Видимые и невидимые элементы много-гранника. С. р. по теме «Поверхности. Линии». 1 Знакомство с видимыми и невидимыми поверхностями геометрических тел.
Учатся распознавать их на изображениях 3 неделя
Угол 4 ЧАСА
4 Виды углов и их вычерчивание
1 Знакомство с видами углов. Вычерчивание углов на линованной бумаге. 4 неделя
5 Прямой угол. Мир прямых углов вокруг нас. 1 Распознавание прямых углов в строениях, вычерчивание прямого угла на нелинованной бумаге. 5 неделя
6 Вычерчивание таблиц для решения задач с помощью прямого угла. 1 Заполнять таблицы по математике на разные виды задач. Решение задач по готовым таблицам. 6 неделя
7 Чтение графической информации. П. р. по теме «Угол». 1 Читают графическую информацию. 7 неделя
Многоугольники 10 ЧАСОВ
8 Определение плоской фигуры.
1 Знакомство с видами плоских фигур. Углы, стороны многоугольника. 8 неделя
9 Сравнение геометрических фигур по величине. 1 Измерение длин сторон многоугольника. Вычерчивание подобных фигур, увеличивая и уменьшая масштаб. 9 неделя
10 Прямоугольники как четырехугольники, у которых противоположные стороны равны и параллельны, а смежные стороны перпендикулярны 1 Вычерчивание прямоугольника. Обозначение противоположных и смежных сторон. Периметр. 10 неделя
11 Диагонали прямоугольника. Свойство диагоналей прямоугольника. 1 Знакомство с определением диагонали. Установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11 неделя
12 Диагонали прямоугольника. Свойство диагоналей прямоугольника. 1 Нахождение периметров фигур, входящих в прямоугольник, разделённый диагоналями. 12 неделя
13
Чтение графической информации.
1
Читают графическую информацию. 13 неделя
14 Именованные числа. Сравнение и преоб-разование именованных чисел. 1 Изменение масштаба фигуры ведет к преобразованию именованных чисел. 14 неделя
1516 Пересечение фигур.
1
1 Знакомятся с пересечением фигур на плоскости, выделяя новую фигуру.
Вычерчивают пересекающиеся фигуры, находят периметр новой фигуры. 15 неделя
16 неделя
17 К. р. по теме «Многоугольники»
1 Вычерчивают пересекающиеся фигуры, находят периметр фигуры.
Читают графическую информацию. 17 неделя
Круг. Окружность. 5 ЧАСОВ
18 Окружность как граница круга.
Окружность, полуокружность, круг. 1 Знакомство, вычерчивание, применение в жизни. 18 неделя
19 Чтение графической информации. 1 Читают графическую информацию в виде диаграмм. 19 неделя
20 Центр, радиус, диаметр круга, окружно-сти. 1 Вычерчивают, измеряют, сравнивают. 20 неделя
21 Сектор круга как угол, образованный радиусами круга 1 Знакомство с пересечением отрезков, сектором, вычерчивание. 21 неделя
22 Вычерчивание узоров (розеток) с помо-щью циркуля.
П. р. по теме «Круг. Окружность». 1 Творческая работа. 22 неделя
Пересечение фигур 6 ЧАСОВ 23 неделя
23 Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков. 1 Разбивают многоугольник на части с помощью отрезков. 23 неделя
24 Деление многоугольника с помощью ломаной 1 Разбивают многоугольник на части с помощью ломаной 24 неделя
25
Чтение графической информации.
1
Читают графическую информацию и находят
пересечения геометрических фигур на плоскости. 25 неделя
26 Нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости. 1 Вычерчивание геометрических фигур, нахождение их пересечения. 26 неделя
27 Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. 1 Разрезают многоугольник и составляют из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. 27 неделя
28 Круг и Шар. Сравнение. С. р. по теме «Пересечение фигур» 1 Знакомство с шаром и с кругом как сечением шара 28 неделя
Площадь – 6 ЧАСОВ Площадь плоской фигуры.
29 Понятие площади фигуры. 1 Знакомство с понятием площади фигуры. 29 неделя
30 Сравнение площадей. 1 Знакомство со способами сравнения площадей плоских фигур. 30 неделя
3132 Вычисление площади фигур простой конфигурации. 1
1 Вычисление площади фигур простой конфигурации. 31 неделя
32 неделя
3334 Структура объекта.
К. р. годовая по предмету «Наглядная геометрия» 1
1 Выделяют структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить). 33неделя
34неделя