Ольга Журина
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность образовательной программы.
Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
2. Причины создания образовательной программы.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Обучение дошкольников грамоте“ (средняя, старшая, подготовительная группы)» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.
3. Новизна.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
4. Актуальность.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап-тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “ Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в средней группе детского сада.
В средней группе осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова (усвоению способа выделения звуков в слове).
В старшей группе продолжается ознакомление дошкольников с основными свойствами звукового строения слова. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные, сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия Спецкурс : «Обучение дошкольников грамоте»
5. Цель программы : Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
6. Задачи образовательной програмы
Развивающие:
• Развивать желание читать;
• Развивать потребность в грамотности;
Развивать фонематический слух;
Усваивать зрительный образ каждой печатной буквы.
Обучающие :
• Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
• Прививать любовь к книге;
• Обогащать словарный запас и развивать речь;
• Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к книге;
• Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
7. Возраст детей.
Данная программа рассчитана на детей со средней до подготовительной к школе группы.
8. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на два года и три месяца.
9. Форма проведения, методы и приемы.
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.
Задачи 1-го года обучения : научить различать смысловую и формальную стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.
Задачи 2-го года обучения : формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.
Задачи 3-го года обучения : дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
10. Количество занятий.
Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста.
В средней группе проводится 10 занятий (март-май месяц). Длительность каждого занятия – 18-20 минут.
В старшей группе занятия проводятся один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Звуковой анализ слова
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел II. Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями.
Раздел III. Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 -й год обучения
№
занятия Тема занятия, задачи
март
1 Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»
Дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов.
Учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть слова со звуком «ш».
2 Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенку жука. Познакомить с термином «звук».
Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
№
занятия Тема занятия, задачи
3 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь»
Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух
4 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.
Учить называть слова с заданным звуком.
-
апрель
5 Учить детей составлять предложения по «живой модели».
Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
Дать знание о многозначности слов
Учить называть слова с заданным звуком.
6 Дать детям знание о первом звуке и слове.
Учить составлять предложения по «живой модели».
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
7 Учить детей сравнивать слова по протяженности.
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Учить определять первый звук в словах.
Учить называть слова с заданным звуком.
8 Учить детей определять 1-й звук в слове.
Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.
Учить составлять предложения о действиях детей.
Учить называть слова с заданным звуком.
9 Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове.
Развивать речевое внимание и фонематический слух.
Дать детям знание, что слова звучат по-разному.
Учить называть слова с заданным звуком.
10 Учить различать на слух твердые и мягкие звуки
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Учить называть слова с заданным звуком.
-
2 -й год обучения
№
занятия Тема занятия, задачи
сентябрь
1 Мониторинг
- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
2-3 Звук и слово
- Закреплять представление детей о слове;
- закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
4 Звук, слово, слог
-Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;
- учить называть слова с заданным слогом;
- закреплять умение интонационно выделять звук в слове.
октябрь
5 Предложение, слово, звук
- Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
- учить называть слова с заданным звуком.
6-8 Схема звукового состава слова
- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.
ноябрь
9-12 Схема звукового состава слова
- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;
- познакомить со словоразличительной ролью звука
декабрь
13-14 Гласные звуки
-Дать понятие о гласных звуках;
- продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.
15-16 Гласные и согласные звуки
- Продолжать обучение звуковому анализу слова;
- познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.
январь
17-20 Твердые и мягкие согласные
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;
- познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.
февраль
21-24 Твердые и мягкие согласные
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки
март
25-28 Словесное ударение
- Закреплять умение детей делить слова на слоги;
- учить вычленять в слове ударный слог;
- закреплять умение проводить звуковой анализ слов.
апрель
29-32 Ударный гласный звук
-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
- учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
май
33-35 Ударные и безударные звуки
-Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;
- закреплять знание о различительной роли звука.
36 Мониторинг
- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.
3-й год обучения
№
занятия Тема занятия, задачи
сентябрь
1 Мониторинг
- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.
2-3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков
- учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
- закреплять умение определять место ударения в словах;
- учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.
4 Буква а, А
- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
- познакомить с гласными буквами а, А;
- учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.
5-6 Буква я, Я
- Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.
7 Буква о, О
- Познакомить с гласными буквами о, 0.
8 Буква ё, Ё
- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».
октябрь
9 Буква ё, Е
- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».
10 Буква у, У
- Познакомить с гласными буквами у, У.
11-12 Буква ю, Ю
- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.
13 Буква ы
- Познакомить с гласными буквами ы.
14 Буква и, И
- Познакомить с гласными буквами и, И;
- учить детей словоизменению.
15 Буква э, Э
- Познакомить с гласными буквами э, Э;
- учить детей словоизменению.
16 Буква е, Е
- Познакомить с гласными буквами е, Е;
- учить детей словоизменению.
ноябрь
17 Буква е, Е
- Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;
- учить детей словоизменению.
18-22 Правила написания гласных букв
- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
- учить составлять слова из трех слов.
23 Буква м, М
- Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой м.
24 Буква н, Н
- Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой н.
декабрь
25 Буква р, Р
- Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой р.
26 Буква л, Л
- Познакомить с буквой л, Л, что она обозначает звуки «л» и «ль»
- учить детей читать слоги и слова с буквой л.
27 Буква г, Г
- Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой г.
28 Буква к, К
- Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой к.
29 Закрепление
- Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
- учить отвечать на вопросы по тексту;
- продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.
30 Буква с, С
- Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой с.
31 Буква з, 3
- Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
- учить детей читать слоги и слова с буквой з.
32 Буква ш, Ш
- Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши
- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.
январь
33 Буква ж, Ж
- Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.
34 Буква д, Д
- Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
- учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.
35 Буква т, Т
- Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
- совершенствовать навык чтения.
36 Буква ь
- Познакомить с буквой ь;
- совершенствовать навык чтения.
февраль
37 Буква ъ
- Познакомить с буквой ъ;
- совершенствовать навык чтения.
38 Буква п, П
- Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»
- совершенствовать навык чтения.
39 Буква б, Б
- Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
- совершенствовать навык чтения.
40 Буква в, В
- Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
- совершенствовать навык чтения.
41 Буква ф, Ф
- Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
- совершенствовать навык чтения.
42 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
43 Буква й
- Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
- совершенствовать навык чтения;
- учить детей словообразованию.
44 Буква ч, Ч
- Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.
Март
45 Буква щ, Щ
- Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
- совершенствовать навык чтения.
46 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
47 Буква ц, Ц
- Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
- совершенствовать навык чтения.
48 Буква х, X
- Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»
- совершенствовать навык чтения.
49 Разделительная функция ь
- Совершенствовать навык чтения;
- познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;
- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.
50 Разделительная функция ъ
- Совершенствовать навык чтения;
- познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;
- учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.
51-52 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
апрель
53-60 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
май
61-67 Закрепление
- Совершенствовать навык чтения
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.
Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Результаты к концу 1-го года обучения
(старшая группа)
Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.
Результаты к концу 2-го года обучения
(подготовительная к школе группа)
Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н. В. Дуровой. - М. : «Школьная Пресса», 2004 г.
2. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская Обучение дошкольников грамоте» Спецкурс., 1994г.
3. Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Поиграем в слова. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.