Ольга Николаевна Щемелева
Рабочая программа дополнительного образования в средней группе «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Актуальность
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Темочки:
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия организована работа кружковой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Умелые ручки».
Цель:
Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умения в рисовании, аппликации, художественном труде.
Задачи:
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- активизировать наблюдательность, внимание и воображение;
воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
способствовать воспитанию художественного вкуса.
Принципы, лежащие в основе программы:
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Основные методы работы:
• Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
• Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Поэтапный показ по изготовлению изделия.
• Практический – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы работы с детьми:
- специально организованная деятельность;
- беседы, игровые упражнения;
- подгрупповые упражнения по овладению нетрадиционными техниками.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста. Направлена на реализацию задач художественно – творческого развития детей.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 12 человек 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут.
Используемый материал: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки, пуговицы, бусины, бисер, ткань.
Предполагаемый результат:
• Дети освоят правила безопасности во время работы.
• Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
• Освоят разные техники работы с разными материалами.
• У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ;
- участие в конкурсах художественно – эстетической направленности;
- отчет воспитателя.
2. Содержательный раздел
Перспективный план работы.
Сентябрь
1. Знакомство с кружком «Умелые ручки»
Цель: рассмотреть поделки детей старших групп, иллюстрации с работами детей, обратить внимание на материалы, из которых изготовлены поделки.
2.«Овощи и фрукты»(пластилинография) Цель:. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Пластилин, картон с трафаретом.
3.«Кленовый лист» (мозайка из бумаги)
Цель: создавать образ из кусочков бумаги, подбирая цветовую гамму.
Материал: альбом с изображением деревьев, макет осеннего леса, трафарет листа, цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, салфетка.
4. «Грибы» (из природного материала)
Цель: развивать мелкую моторику.
Материал: желуди, пластилин, доски.
Октябрь
1. Коллективная работа «Солнышко»
Цель: учить детей выполнять композицию из сухих листьев, развивать интерес к работе с природным материалом, фантазию и эстетический вкус.
Материал: лист А3 с нарисованным лицом, сухие листья, клей, кленки, салфетки.
2.«Листопад»
Цель: Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: лист с изображением деревьев без листьев, салфетки, клей, кленки.
3.«Ёжик»
Цель: учить правилам аккуратной работы с пластилином и семечками
Материал: игрушка Ёжик, пластилин, доски, семечки.
4. «Улетают птицы» (оригами)
Цель: учить детей создавать поделку из базовой формы «треугольник»
Материал: иллюстрации с изображением перелетных птиц,
лист бумаги (картона) размером А5, лист бумаги формы «треугольник», клей, салфетка, клеенка.
Ноябрь
1.«Флаг»(аппликация из бумаги)
Цель: учить создавать образ из полосок бумаги
Материал: изображение флага России, лист бумаги размером А5, цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, салфетка.
2.«В гостях у мамы-кошки» (аппликация из ниток, методом наклеивания силуэта мелко нарезанными нитями).
Цель: учить создавать образ животного при помощи мелко нарезанных нитей, передавая эффект «пушистой шерсти».
Материал: игрушка котенок, шаблоны котят из картона, ножницы, нити, клей, клеенка, салфетка.
3. Изготовление поделок в технике «Тестопластика»
Цель: познакомить детей с солёным тестом, техникой работы с ним.
Материал: соленое тесто, доски, формочки.
4.«Подарок для мамы»
Цель: воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: цветная бумага, картон, клей, клеенки, ножницы, салфетки.
Декабрь
1.«Ёлочка»(аппликация «ладошки», коллективная работа)
Цель: обучение детей работать в группе.
Материал: изображение новогодней ели, цветная бумага зелёного цвета, ножницы, клей, салфетка, простой карандаш, ватман, элементы декора.
2.«Снежинка»(аппликация из природного материала)
Цель: обучение детей создавать образцы из природного материала, закрепление умения детей в наклеивании семян на плоскости, используя прием вдавливания в пластилин.
Материал: иллюстрации с изображением зимы, снежинок.
лист картона размером А5, пластилин, различные семена, салфетка.
3. «Ёлочка – пушистая иголочка» (аппликация из ниток, методом наклеивания силуэта мелко нарезанными нитями).
Цель: обучение создавать заданный образ при помощи мелко нарезанных нитей.
Материал: иллюстрация ели, шаблоны ели из картона, ножницы, нити, клей, клеенка, салфетка.
4.«Новогодняя гирлянда»
Цель: учить детей изготавливать гирлянды из цветных бумажных полосок, соединяя между собой петли, снежинки и шары, подбирая цветовую гамму для данной композиции.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей, клеенка, салфетка.
Январь
1.«Снеговик»(аппликация из ватных дисков)
Цель: обучение выполнения аппликации из не традиционного материала (ватные диск).
Материал: иллюстрация с изображением снеговика, лист картона размером А5,клей, кисточка, краски, салфетки, ватные диски.
2.«Печенье».
Цель: Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: соленое тесто.
Февраль
1. «Зима»
Цель: уточнить и обобщить знания детей о зиме; совершенствовать умение использовать в работе ватные палочки, кусочки ваты. Материал: картон, клей, ножницы, клеенка, ватные диски, ватные палочки.
2.«Веселые улитки»
Цель: продолжать знакомить с техникой работы с соленым тестом. Материал: соленое тесто
3.»Подарок для папы»
Цель: учить детей мастерить подарки для папМатериал:цветная бумага, картон, клей, ножницы, клеенка.
4.«Снегири на ветке»
Цель: учить разрезать прямоугольники по диагонали, срезать прямые углы, воспитывать интерес к коллективной работе
Материал:цветная бумага, ножницы, клей, кленки, лист А3.
Март
1. «Мимоза в вазе»(объёмная аппликация).
Цель:формировать умения сминания целого листа бумаги или ее части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием рисунка
Материал: иллюстрация с изображением мимозы, ножницы, клей, бумажные салфетки желтого цвета, клеенка, салфетка.
2.«Цветок для мамы»
Цель: учить детей изготавливать предметы объёмной формы из полосок разной величины и цвета; воспитывать эстетический вкус.
Материал:цветная бумага, картон, клей, ножницы, клеенка.
3.«Цыпленок»(аппликация из не традиционного материала)
Цель:обучение выполнения аппликации из не традиционного материала (ватные диск).
Материал: иллюстрация с изображением цыпленка, лист картона размером А5,клей, кисточка, краски, салфетки, ватные диски.
4. Коллективная работа «Прилетайте, птички!»
Цель: учить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение.
Материал: цветная бумага, картон, клей, ножницы, клеенка, лист А3
Апрель
1. «Веселый клоун»
Цель: Развитие навыка у детей пользоваться шаблоном, совершенствование навыка работы с ножницами.
Материал: цветная бумага, картон, клей, ножницы, клеенка,
2. «Ракета»
Цель: совершенствование навыка аппликации из геометрических фигур.
Материал: звездное небо, геометрические фигуры, клей, ножницы, клеенка.
3.«Пасхальное яичко»(техника пластинография)
Цель: учить смешивать цвета пластилиновых мазков; соединять элементы изображения способом примазывания.
Материал: иллюстрации с изображением расписных яиц, пластилин, стек, доска, салфетка, картонная форма яйца, крупа.
4.«Игрушки»
Цель: учить детей делать поделки из бросового материала (коробочек от киндер-сюрприза) с использованием пластилина.
Материал: коробочки от киндер-сюрприза, пластилин.
Май
1. «Вечный огонь»(объемна аппликация)
Цель:формировать умения сминать целый лист бумаги или ее части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием рисунка Материал: беседа с детьми о войне. Иллюстрация с изображением праздника «День победы», ножницы, клей, бумажные салфетки желтого, красного, белого цвета, клеенка, салфетка.
2. «Весенняя полянка» (из бросового материала)
Цель: учить детей составлять единую сюжетную композицию из карандашных стружек; воспитывать у детей чувство взаимопомощи и желание заниматься коллективной работой.
Материал: стружки от цветных карандашей, пластилин, зеленый картон.
3.«Бабочка»
Цель: формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: полоски цветной бумаги, клей, ножницы, кленка.
4.«Лето».
Цель: учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть.
Методические пособия и используемая литература:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография, Скрипторий, 2013.
2. Л. В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование» (4-5) Мозаика-Синтез, 2016
3. Н. Б. Бочарова «Учимся конструировать» Москва, 2009
4. В. А. Хоменко «Лучшие поделки шаг за шагом» Харьков, 2009
5. Интернет - ресурсы