Шабанова Елена Сергеевна
Программа дополнительного образования «Лепи, лепи тесто» (старшая, подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа ДОУ «Лепи, лепи тесто» разработана в соответ-ствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольно-го образования и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей де-тей посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи программы:
обучающие:
Публикация «Программа дополнительного образования „Лепи, лепи тесто“ (старшая, подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
– познакомить с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необ-ходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветовидения, технике рисунка акварелью и гуашью;
технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктив-ный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскаты-вание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание;
развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать эстетический вкус;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии;
воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить нача-тое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверст-никами и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду;
социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увле-ченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на даль-нейшее познание и творчество в жизни.
1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
Реализация данной программы основывается на следующих принципах.
• Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному.
• Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы ориенти-рованы на детей конкретного возраста.
• Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
• Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков.
• Принцип результативности – в программе указано, что узнает и чему научится ребенок.
• Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность со-держания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей.
• Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.
• Принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида дея-тельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результа-том в процессе саморазвития творческих способностей.
Образовательная деятельность строится таким образом, чтобы воспитанники сознательно и активно овладевали ЗУНами, чтобы у них развивалась творческая активность и самостоятельность. Только с учетом этих принципов могут быть до-стигнуты высокие результаты в овладении дошкольниками знаниями и практическими навыками.
В Программе учитываются следующие подходы:
1) личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной си-стемы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2) деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если не равен, то равноценен взрослому и акти-вен не менее взрослого.
Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адек-ватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и ин-тересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитив-ную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить де-тей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее дости-жения; создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.
Программа предусматривает использование индивидуальной формы работы воспитанников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу до-школьника. При этом педагог оказывает ребенку такую помощь, которая не подав-ляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы.
Форма образовательного процесса. Основная масса времени образователь-ной деятельности отводится на лекционно-практические занятия, где оптимально сочетаются теория и практические упражнения. Это обусловлено спецификой курса: чтобы эффективно овладеть навыками работы с соленым тестом, нужно вслед за теоретическим изучением приемов отработать их на практике.
1.3 Отличительные особенности Программы.
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного твор-чества является лепка. Отличительной особенностью данной Программы явля-ется использование нестандартного материала для работы – соленого теста.
Сегодня такой материал как соленое тесто становится все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с тестом многих привлекает не столько доступность и от-носительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предостав-ляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала, в отличие от пластилина, долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом, как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде все-го, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за ру-бежом полимерную глину, которая, достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов. Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвое-нию целого ряда математических представлений.
Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну программы. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое, сделанное своими руками.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, формировать эстетические вкусы, развивать чувство прекрасного, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации.
Актуальность. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом до-ступна любому человеку. Лепка имеет большое значение для обучения и воспита-ния детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного вос-приятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, не-обходимых для успешного обучения в школе.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, рас-ширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следо-вательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от мото-рики, которая развивается по мере работы с тестом. Занятие тестопластикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в про-странственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
• повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому вос-приятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• синхронизируют работу обеих рук;
• формируют умение планировать работу по реализации замысла, предви-деть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
• способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, способствуют формированию художествен-но-эстетического вкуса.
• в процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба, царит искренняя атмосфера.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми в возрасте 5-7 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
В группу первого года обучения принимаются дети 5-6 лет при наличии со-ответствующего интереса. В группу 2-го года обучения принимаются дети 6-7 лет, освоившие базовый курс и вновь прибывающие. Недостающие навыки и уме-ния восполняются на индивидуальных занятиях.
Максимальное количество детей в группе – 15 человек.
Вся работа кружка строится в три этапа:
На первом этапе, у воспитанников идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом ребенок, пере-нимая опыт, приобретают начальные умения.
На втором этапе – функциональная грамотность. Воспитанники применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной зада-чи.
На третьем этапе дети самостоятельно выбирают способы лепки при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы.
Формы и режим занятий
Образовательная деятельность проводится один раз в неделю и равна 1 часу (1 учебный час равен: 25 - 30 мин на первом году обучения и 30 – 35 мин на вто-ром году обучения) в форме кружковой работы.
Всего 33 занятия в год – на первом году обучения и 32 занятия на втором.
1.4 Планируемые результаты.
Целевые ориентиры на этапе завершения изучаемого курса.
Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Програм-мы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализу-ющей Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их фор-мального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной де-ятельности и подготовки детей.
На этапе завершения изучаемого курса ребенок:
• овладевает творческими способностями;
• знаком с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
• знаком с технологией изготовления различных изделий из соленого теста;
• владеет различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
• имеет представление о композиции, основах цветоведения;
• у ребенка развита координация движения рук, мелкая моторика;
• умеет лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
• использует в работе различные способы лепки: пластический, конструктив-ный, комбинированный; а также различные приемы лепки: скатывание, раскатыва-ние, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание;
• хорошо владеет устной речью;
• эмоционально отзывается на красоту окружающего мира;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
• обладает развитым воображением;
• умеет оборудовать рабочее место;
• знает правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из теста;
• проявляет ответственность за начатое дело;
• умеет отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
• умеет скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
• умеет раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбас-ки;
• пользуется инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготов-лении изделий из соленого теста;
• соблюдает технику безопасности;
• оценивает свою работу и работы своих товарищей;
• работает в коллективе.
Система оценки результатов освоения программы.
Цель: определение уровня развития художественно-творческих способностей ребенка и степень достижения им планируемых результатов рабочей программы.
Диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста базируется на требованиях программы «От рождения до школы» под ре-дакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и позволяет выявить ка-чественный и количественный уровни усвоения материала. Результаты используют-ся только для оптимизации образовательной работы, и дают возможность наглядно увидеть слабые стороны в усвоении рабочей программы каждым ребенком и, соот-ветственно, целенаправленно и продуктивно организовать их творческую деятель-ность.
Система оценки осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними: самооценка, процесс творческой деятельности, анализ продуктов детской деятель-ности. Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Анализ процесса деятельности.
1. Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:
а) отношение к оценке взрослого:
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности – высокий;
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы уве-личивается при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается – средний;
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) – ниже среднего.
б) оценка ребенком, созданного им изображения:
адекватна – высокий;
неадекватна (завышенная, заниженная) – средний;
отсутствует – ниже среднего.
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
к предложенному заданию – высокий;
к процессу деятельности – средний;
к продукту собственной деятельности – ниже среднего.
2. Уровень самостоятельности:
выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами – высокий;
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко – средний;
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается – ниже среднего.
4. Творчество:
самостоятельность замысла
оригинальность изображения
стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются умения:
организовать своё рабочее место;
рационально использовать необходимые материалы;
аккуратность выполнения работы.
Оценка детских работ по критерию «Творчество» и «Формирование культуры труда» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
2. Содержательная раздел.
2.1 Общая характеристика образовательного процесса
Программа имеет четкую содержательную структуру. В структуре про-граммы выделяются следующие основные тематические блоки занятий:
1. Вводные занятия.
2. Путешествие в мир ремесел.
3. В гостях у царицы Осени.
4. Праздник круглый год.
5. В деревне.
6. В гостях у сказки.
7. Веселый зоопарк.
8. Путешествие к далеким планетам.
9. Лето красное – прекрасное.
В Программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на за-нятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие зада-чи.
I этап (начальный).
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы ис-чез страх перед новым материалом; познакомить с особенностями лепки из соле-ного теста.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструмен-тами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавли-вают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них пер-воначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т. д., при этом они проявляют элементы творчества.
Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Дети знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
II этап (промежуточный)
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои по-делки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая ин-струменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавле-ния, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т. д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, кото-рые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий).
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать вырази-тельные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной, вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоя-тельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Со-здаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
2.2. Интеграция образовательных областей.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка яв-ляется развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель создание необходимых условий для формирования ответствен-ных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности роди-телей.
Задачи построения взаимодействия с семьей:
1. установление доверительных отношений с семьей каждого ребенка.
2. обеспечение родителей педагогической информацией.
3. реализация единого подхода к ребенку с целью его личностного развития.
Условия успешной работы с родителями:
целенаправленность, систематичность, плановость;
доброжелательность и открытость.
Сотрудничество с родителями строится на основе следующих принципов:
принятие каждого ребенка как уникальной личности;
воспитание в детях уважительного отношения к родителям и педагогам;
учет пожеланий и предложений родителей (высоко ценить их участие в жиз-ни группы);
рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями
с уважением относится к тому, что создается самим ребенком;
регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни откры-тых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, мастер-классы, оформление информационных стендов, создание памяток, органи-зация выставок детского творчества.
3. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Формы взаимодействия с семьей.
Наименование Цель использования Формы проведения
Информационно- аналитические Выявление интересов, по-требностей, запросов родите-лей, уровня их педагогиче-ской грамотности. Проведение социологических опросов
Анкеты
Индивидуальные беседы
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологиче-скими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспи-тания детей. Проведение собраний
и консультаций в нетрадици-онной форме
Мини-собрания
Устные журналы
Исследовательская, проектная деятельность
Досуговые Установление эмоционально-го контакта между педагога-ми, родителями, детьми Совместные досуги, праздники
Выставки работ родителей и детей
Мастер-классы
Наглядно- ин-формационные Ознакомление родителей с работой дошкольного учре-ждения, особенностями вос-питания детей. Формирование у родителей знаний о воспи-тании и развитии детей Буклеты
Открытые просмотры занятий
Выпуск стенгазет
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации Программы.
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможно-стях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрос-лых с детьми;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения де-тей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельно-сти;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников сов-местной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводит-ся оценка индивидуального развития детей, результаты которой используются для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. В целях эффективной реализации Программы в учрежде-нии созданы условия для консультативной поддержки родителей по вопросам об-разования и охраны здоровья детей.
3.2 Методические материалы.