Елена Панфилова
Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
2. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
1.3. Формы организации обучения дошкольников конструированию
3. Содержательный раздел. Перспективный план образовательной деятельности
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Особенности организации традиционных событий, праздников, мероприятий, соревнований, конкурсов
1. Введение
«Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Ребенок в мире LEGO“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
LEGO (от дат. Leg-godt – «играй хорошо, рус. лего - серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов). (Википедия).
LEGO – один из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающий в себе игру и конструирование. Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир, а постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской, экспериментальной и проектной деятельностью.
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- способствует формированию познавательных действий, развитию воображения и творческой активности, умению работать в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в дошкольном образовательном учреждении.
2. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
Актуальность. LEGO – один из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование. Актуальность внедрения лего - конструирования значима в свете внедрения ФГОС ДО. Игровые наборы одновременно выполняют несколько задач: усиливают мотивацию к учебной деятельности, повышают техническую грамотность, стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. LEGO - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков, формируемых в рамках дополнительной образовательной услуги, выходящей за рамки Основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа реализуется через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов LEGO. По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Нормативная база, на основе которой создана программа :
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.20012 № 273-ФЗ;
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);
3. Письма Министерства образования России от 09.08.2000г. № 237-23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
4. Учебный план МБДОУ на 2018-2019 учебный год.
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Направленность программы : художественно-эстетическая.
Направление образовательной деятельности : конструирование.
Программа «Ребенок в мире LEGO» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми 5 - 7 лет по подгруппам (8-10 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей и составляет не более 30 мин.
В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (один раз в неделю).
2.2. Планируемые результаты.
Требования к знаниям и умениям воспитанников.
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоения детьми обучающего и развивающего материала. Формы отслеживания результатов:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Планируемый результат
Дети могут:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
- детей развита мелкая моторика рук, творческо-аналитическая деятельность, эстетический вкус.
Основные принципы ЛЕГО - конструирования:
- от простого к сложному;
- учет индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребенка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
3. Содержательный раздел
3.1. Перспективное комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности
Сентябрь «Морской причал» Знакомство с LEGO - конструктором Познакомить с LEGO – конструктором.
Закреплять назначение строительных плат, играющих роль основания для конструкции. Рассмотреть тематические декорации, миниатюрные фигурки людей, животных растений. Учить строить предложенный объект по карточке.
Причал Учить строить причал. Предложить свободное экспериментирование с деталями конструктора. Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве.
Билетная касса Учить строить билетную кассу. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно.
Гидросамолет Учить строить гидросамолет по образцу, сооружать постройки разной сложности, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей.
Октябрь «Город принцесс»
Дом принцессы Учить строить большой дом для принцессы. Продолжать знакомить с новыми деталями. Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
Разные домики Учить строить домики разной величины и длины. Развивать умение заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Кафе Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Конструирование по замыслу Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить доводить начатое дело до конца.
Ноябрь «Прогулка по городу»
Автомобиль Рассказать о городском транспорте. Учить строить легковой автомобиль. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Салон красоты Учить выделять в постройке ее функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями: мебель для парикмахерской.
Фонтан Закреплять знания о назначении фонтана. Закреплять навыки конструирования. Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки. Называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Декабрь «Наземный транспорт»
Поезд Закреплять представления о многообразии наземного транспорта. Учить строить поезд, работая с мелкими деталями. Развивать способность анализировать, делать выводы.
Платформа для перевозки Учить строить платформу для перевозки автомобилей. Стимулировать детей на создание более сложной постройки. Развивать творческие навыки, терпение.
Легковые автомобили Учить строить разнообразные легковые автомобили. Развивать творческие навыки. Воспитывать взаимовыручку, помогать товарищам в трудную минуту.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Январь «Пожарные спешат на помощь»
Пожарная машина Учить строить пожарную машину. Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.
Пожарное депо Учить строить пожарное депо. Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки. Учить рассказывать о постройке.
Спасательная пожарная лодка Учить находить материал для постройки.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать навыки ролевой игры.
Февраль «Военный корабль»
Рубка управления Познакомить с деталями конструктора. Учить строить рубку управления в соответствии с замыслом. Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями.
Радар Способствовать развитию навыков экспериментирования с деталями конструктора в создании предложенной конструкции. Развивать умение проявлять осведомленность в области применения радара. Учить рассказывать о постройке других воспитанников.
Палуба Учить в соответствии с заданными условиями создавать палубу военного корабля. Расширять словарный запас детей.
Артустановка Познакомить с особенностями устройства артиллерийской установкой. Развивать творческую инициативу и самостоятельность при реализации замысла.
Март «Ферма»
Грузовая машина «Овощи» Учить строить грузовую машину для перевозки овощей. Развивать творческую активность.
Грузовая машина фермера Учить строить грузовую машину для перевозки домашних животных.
Продолжать знакомить с деталями лего – конструктора.
Загон для лошадей Учить строить загон для лошадей. Продолжать знакомить с домашними животными. Приучать помогать товарищам в трудную минуту.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Апрель «Служба спасения»
Машина службы спасения Учить создавать сложную постройку машины. Учить правильно соединять детали. Развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества.
Тренировочная база Рассказать о профессиях службы спасения. Учить строить тренировочную базу.
Катер Закреплять знания о профессиях службы спасения. Учить строить катер по схеме.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Май «Специальный транспорт»
Гараж Учить строить гараж разными способами по схемам. Самостоятельно распределять обязанности. Развивать интерес к лего - конструктору.
Машина с прожектором Закреплять представления о назначении машин с прожектором. Учить строить машину. Способности к анализу и планированию деятельности.
Вездеход Уточнять и закреплять знания о специальном транспорте. Воспитывать любознательность. Учить строить вездеход разными способами.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
3.2. Формы организации обучения дошкольников конструированию.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения:
1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.