Ольга Жук
Рабочая программа дополнительного образования «Магия красок эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования
Пояснительная записка.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники дает возможность для развития творческих способностей, моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Магия красок эбру“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Актуальность данной программы определяется тем, что приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия эбру совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала.
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность – нетрадиционное рисование на воде красками эбру.
Задачи:
1. Познакомить детей с техникой рисования на воде «Эбру».
2. Упражнять в умении создавать продукт (создавать рисунок на воде и отпечатывать его на лист бумаги в технике «Эбру», ткань, деревянную доску).
3. Развивать творческое воображение (умение видеть в абстрактном изображении различные образы : узоры, паутинки, цветы и т. д.)
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать терпение, волю, усидчивость.
6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
1. Наблюдения с детьми;
2. Объяснение, рассказ воспитателя;
3. Показ способов действия;
4. Рассматривание иллюстраций, несущих информацию о предполагаемых результатах;
5. Игровые приемы;
6. Совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 1год обучения при постоянном составе детей. Количество занятий: 2 раз в неделю. Длительность занятия составляет по 20 минут с подгруппой детей. Возраст обучающихся: 4 - 7 лет. Наполняемость учебной группы - 5 -10 человек.
Формы занятий: сообщение нового материала, закрепление его на практике в форме упражнений с материалами.
Используемый материал: набор Эбру (краски, кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки, дощечки для просушивания работ.
В результате реализации программы, учащиеся будут
Знать:
-правила организации рабочего места;
-краткую историю техники рисования на воде «Эбру»;
-теоретические сведения об изученной технологии.
Уметь:
-применять основы техники «Эбру» на практике;
-создавать не сложные рисунки в технике «Эбру» по образцу и собственному замыслу.
Результативность обучения: метод опроса, анкетирование родителей.
Формами подведения итогов станут выставки детских творческих работ, конкурсы, создание подарочных работ.
Работа с родителями. Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, консультации по средствам группы WhatsApp.
Учебно-тематический план обучения.
№ Темы программы Теория часы Практика часы Всего часы
1.
2.
3.
4
5
Вводное организационное занятие.
Правила техники безопасности
Организация рабочего места.
История техники рисования на воде «Эбру»
Знакомство с основными материалами и инструментами для рисования на воде.
Знакомство с техникой создания рисунка на воде.
2.1 Техника создания фона. Приемы работы инструментами.
2.2 Основные приемы для создания рисунка на воде.
Экспериментируем
3.1 Варианты использования разных жидкостей (кефир, эбру раствор) и красок (акварель, эбру краски) для создания рисунка
3.2 Варианты переноса рисунка на разные поверхности (ткань, дерево, стекло, яйцо)
Создание рисунков
4.1 Создание рисунков по образцу
4.2 Создание рисунков по собственному замыслу на определенную тему
4.3 Создание рисунков по собственному замыслу без определенной темы
Заключительное занятие
0.20
1.05
0.30
0.35
-
3.15
1.30
1.45
2.20
1
1.20
14
9.40
3
1.20
0.20
0.20
4.20
2
2.20
2.20
1
1.20
14
9.40
3
1.20
0.20
Итого 1.25 19.55 21.20
Перспективное планирование для работы с детьми 4 – 7 лет
месяц Зан. № Лексическая тема Кол-во
часов
сентябрь 1 Вводное организационное занятие. 0.20
2 Создание фона «Баттал» 0,20
3 Создание фона «Гель – гит»1 0,20
4 Создание фона «Гель – гит»2 0,20
5 Создание фона «Таракли» 0,20
6 Создание фона «Соловьиные гнезда» 0,20
7 Создание фона «Эбру -шаль)» 0,20
8 Свободное рисование (создание фона) 0,20
Октябрь 9 Деление круга пополам (сердце) 0,20
10 Деление круга на 4 части (лист клевера) 0,20
11 Деление круга на 8 частей (цветок) 0,20
12 Деление круга на 4 части (звезда) 0,20
13 Свободное рисование (деление круга на части) 0,20
14 Рисуем на кефире гуашью 0,20
15 Рисуем на эбру растворе гуашью 0,20
16 Рисуем на кефире эбру краской 0,20
ноябрь 17 Вытягивание круга (ствол) 0,20
18 Деление круга на две части (Тюльпан) 0,20
19 Деление круга на 4 части (Фиалка) 0,20
20 Создание рисунка «Бабочка» 0,20
21 Создание рисунка «Водоросли» 0,20
22 Создание рисунка «Лист дерева» 0,20
23 Создание рисунка «Дерево» 0,20
24 Свободное рисование (закрепление изученного материала) 0,20
декабрь 25 Создание рисунка «Снеговик» 0,20
26 Создание рисунка «Елка» 0,20
27 Создание рисунка «Рукавички» 0,20
28 Создание рисунка «Снежные горы» 0,20
29 Создание рисунка «Коробка (подарок)» 0,20
30 Свободное рисование (открытка «С новым годом») 0,20
январь 31 Свободное рисование 0,20
32 Создание рисунка «Осьминог» 0,20
33 Создание рисунка «Дельфин» 0,20
34 Создание рисунка «Рыбка» 0,20
35 Создание рисунка «Морская звезда» 0,20
36 Свободное рисование («Морское дно») 0,20
февраль 37 Перенос рисунка на стекло 0,20
38 Создание рисунка «Кораблик» 0,20
39 Создание рисунка «Танк» 0,20
40 Создание рисунка «Самолетик» 0,20
41 Перенос рисунка на ткань (эбру – салфетка) 0,20
42 Свободное рисование (открытка «С23 февраля») 0,20
март 43 Создание рисунка «Хатип (сердечки)» 0,20
44 Перенос рисунка на дерево 0,20
45 Свободное рисование (открытка «С8 марта») 0,20
46 Создание рисунка «Филин» 0,20
47 Создание рисунка «Черепаха» 0,20
48 Создание рисунка «Роза» 0,20
49 Создание рисунка «Ромашка» 0,20
50 Свободное рисование 0,20
апрель 51 Создание рисунка «Космос» 0,20
52 Создание рисунка «Звездное небо» 0,20
53 Создание рисунка «Ракета» 0,20
54 Свободное рисование (открытка ко дню космонавтики) 0,20
55 Создание рисунка «Хатип птички» 0,20
56 Создание рисунка «Хатип сложный» 0,20
57 Свободное рисование (любой хатип) 0,20
58 Перенос рисунка на вареное яйцо 0,20
май 59 Создание рисунка «Гвоздика» 0,20
60 Создание рисунка «Одуванчик» 0,20
61 Создание рисунка «Травка» 0,20
62 Свободное рисование 0,20
63 Свободное рисование 0,20
64 Создание общего пано 0,20
Методическое обеспечение программы.
Для работы используются образцы работ, созданные педагогом.
Материалы:
1. Раствор специальной воды: раствор для эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а оставались на поверхности. Для создания густой основы используют особый растительный экстракт.
2. Краски – специальные цветные пигменты для эбру. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества. Внешний вид и консистенция напоминает обычную цветную воду. Это объясняется тем, что для создания рисунков необходимая значительная разница в плотности основы и красок.
В искусстве рисования эбру используют несколько цветов:
• желтый – изготовлен из сернистого соединения мышьяка;
• синий – получают путём добавления лахорской синьки, добытой из корня особого пакистанского растения;
• зеленый – получают, смешав синий и желтый пигменты. Если добавить побольше желтого, получится фисташковый оттенок, синего – изумрудный;
• темно-синий – особая разновидность растительной синьки;
• черный – получается при добавлении печной сажи. Этот материал с давних времен использовался для получения красок. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сделать черную краску очень сложно - сажа плохо впитывает воду и постоянно всплывает на поверхность. Чтобы предотвратить это в пигментный раствор часто добавляют сосновую хвою;
• белый – натуральные свинцовые белила (карбонат свинца);
• красный – получается из листьев красной капусты, которые содержат высокую концентрацию оксида железа.
3. Инструменты:
Кисти: В эбру пользуются кисточками из конских волос.
Шило – при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, создаются совершенно фантастические и неповторимые образы.
Гребень – при помощи гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона.
Поддон. Для работы используют поддоны разных размеров.
Бумага. Используются листы бумаги разных размеров, по размеру поддона.