Яна Анзина
«Путешествие в лес». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Путешествие в лес
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор - составитель: Анзина Я. В., воспитатель
Цель: обобщение начальных представлений детей о жизни диких животных в естественных условиях.
Словарная работа: пиктограмма, логово, берлога, акция, паводки.
Оборудование: карта ;2 мольберта; стол; ватман (59,4* 84,1 см, 2 шт.); белая ткань; поднос для игры; фломастеры;
Публикация «„Путешествие в лес“, Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
-мультимедиа средства: звуковое письмо (программа преобразователь голоса).
Демонстрационный материал: Цветные карточки для дидактической игры «Кто где живет» (12*8 см, 8 шт.); карта- схема (лист А4); сенсорные карточки (16*11 см, 6 шт., карточки для дидактической игры «Кто оставил следы» (8,5*10 см, 10 шт.); плоскостные деревья для игры «Запасы на зиму» (40*21 см, 2 шт.) и изображения продуктов(8*10 см, 4 шт., 5*4 см, 4шт.); кроссворд (лист А3)
Раздаточный материал: листы бумаги (21*14,8 см, по количеству детей) для игры «Дорисуй чего не хватает», простые карандаши по количеству детей; карточки для игры «Чья тень?» (А4 4шт.).
Предварительная работа:
Загадывание загадок о животных, грибах, ягодах. Беседы: «Что растет в лесу», «Что происходит в лесу весной», «Какие животные живут в наших лесах?». Просмотр мультфильма «Лесные путешественники». Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса». Просмотр обучающего фильма «Флора и фауна Ставропольского края». Чтение произведения Некрасова Н. А. «Дедушка Мазай и зайцы»(со всей группой).
Дидактические игры «Найди по описанию», «Кто чем питается», «Дикие и домашние животные», «Животные России», «Где чья мама» (с подгруппой и индивидуально).
Ход занятия
-Ребята, сегодня у нас гости, мы их поприветствуем и отвлекаться не будем. Беремся за руки, улыбнулись соседу справа, соседу слева, и присели на места.
- Сегодня, мне пришло сообщение, но я не успела его прослушать. Я предлагаю вам прослушать его вместе со мной.
Включаю звук. Сообщение: Внимание, внимание! Всем защитникам природы! Срочное объявление! Проводится масштабная акция по спасению диких животных! Просим всех принять активное участие! Проверьте свою почту!
Дети находят конверт. Внутри схема с пиктограммами.
- Посмотрите. Нам в подсказку оставили пиктограммы. Что это такое? (ответы).
- Ребята, вы хотите принять участие в акции? (ответы детей) .Вы помните как мы спасали заблудившегося бельчонка? А как вы считаете, от чего нужно спасать животных в лесу? А весной?
- Мы с вами разгадаем кроссворд и узнаем каких животных мы будем спасать и кому помогать.
1. МЕДВЕДЬ.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет
2. БЕЛКА
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это
3. ЛИСА
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара
4. ВОЛК
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех
5. ЗАЯЦ
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора
6. ЁЖ
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала
- Я предлагаю вам вспомнить чем покрыто тело животных.
Игра «Чем покрыто тело?»
Цель: уточнить и закрепить знание детьми внешних признаков животных; развивать связную речь. Содержание игры: под тканью находятся тактильные карточки, дети по очереди касаются их, описывая ощущения от прикосновения и предполагают тело какого животного имеет такой покров.
-Напомните мне, пожалуйста, как называются животные, о которых мы сейчас говорили? А где они живут? (ответы детей)
-Чтобы узнать что случилось мы должны переместиться в лес.
-1,2,3,4,5 в лес пойдем мы погулять
Потоптались, покружились
И в лесу мы очутились.
- Посмотрите. Нам в подсказку оставили пиктограммы. Что это такое? (ответы).
- А теперь какое задание нам нужно выполнить?
- У всех зверей есть свой дом в лесу, и раз мы помощники- давайте поможем животным найти свое жилище. И вспомним, кто, где живет.
Игра «Кто, где живет».
Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с местом их обитания.
Содержание игры: на мольберте изображения животных : медведь, волк, лиса, мышь, а также их жилища: берлога, волчье логово, лисья нора, норка. Дети должны соединить изображение каждого животного с его домом, правильно проговаривая название жилища.
-Молодцы, всем домики нашли. Тогда отправляемся дальше. А дальше у нас пиктограмма силуэт.
Дидактическая игра «Чья тень?»
Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их теней.
Ход игры: Предложить детям найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями. (в подгруппах)
- С заданием справились. На схеме пиктограмма физкультура.
- Сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка: Дикие животные
Летним днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
-Ну вот и отдохнули. Смотрим на карту.
Дети на карте находят пиктограмму еда.
-Ребята мы уже знаем, что некоторые животные делают запасы на зиму. Кто прячет запасы в дупло? Белка рассыпала свои припасы, помогите ей их собрать.
Дидактическая игра «Запасы на зиму».
Цель: формирование пространственных представлений: широкий, узкий.
Содержание игры: На мольберте изображение двух деревьев. В одном дереве дупло большое, широкое, в другом- маленькое, узкое. На столе плоскостные изображения орехов, шишек, грибов разного размера. Дети определяют- что пройдет в узкое дупло, а что в широкое? (работа в подгруппах).
-И с этим заданием мы справились и помогли белочке.
Следующий знак на схеме - следы.
-В лесу можно найти множество следов. Давайте посмотрим и определим - кто гулял по этой полянке.
Задание «Кто оставил следы?».
Цель: учить детей различать следы разных животных.
Содержание: на карточках изображены животные: волк, заяц, кабан, белка, лиса, медведь, а также следы оставленные ими. Дети определяют кому какие следы принадлежат. (подгруппы)
-А теперь, выполняем последнее задание.
- Отберите из общего количества животных, только тех, которых мы с вами можем встретить в лесу. И дорисуйте недостающие в них части тела.
. Задание «Дорисуй, чего не хватает»
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Учить дорисовывать часть тела животного по представлению.
-А теперь разложите получившиеся изображения в ряд. Посмотрите, сколько животных у нас получилось и всем мы помогли. Ребята, почему вы не выбрали крокодила? (ответы детей). Кенгуру?
-Пришло новое голосовое сообщение: Спасибо всем за оказанную помощь! Вы большие молодцы. Животные леса благодарят вас!
-Ребята, а в конверте еще что-то есть. Это листовки. Мы сегодня развесим их по территории детского сада, а сейчас нам нужно вернуться.
-1,2,3,4,5 в детский сад пойдем погулять
Потоптались, покружились
В своей группе очутились.
Рефлексия.
-Что вам больше всего понравилось в нашем приключении?
- Что было трудным?
- Что полезного мы сделали? Кому помогли?
- Что происходит в лесу весной? Почему животным понадобилась помощь?