Марина Михайлова
Конспект НОД «Путешествие в лес» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39»
Непосредственная образовательная деятельность
«Познавательное развитие», «Экологическое воспитание»
«Путешествие в лес»
Подготовительная логопедическая к школе группа
Воспитатель: Михайлова Марина Александровна
.
24 мая
г. Биробиджан,2018год.
Основная образовательная деятельность: «Познавательное развитие» - «Экологическое воспитание»
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие»
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в лес“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Формы деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности:
-путешествие; - познавательная; - игровая; - коммуникативная; - продуктивная.
Форма проведения: Беседа, игра, создание ситуаций, рассматривание и обсуждение, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, словарная, дидактическая игра, использование мнемотаблиц-схем, слушание музыки, опытническая деятельность, здоровье сберегающие игры, составление рассказов.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и расширить словарь детей по теме «Времена года»;
совершенствовать грамматический строй речи - образование существительных, согласование существительных с прилагательными, однородные определения к словам, составлять пересказ с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания образные слова и выражения. Составлять предложения, опираясь на картинки.
Речевые:
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление. Развивать связную речь, умение слушать товарища.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.
Демонстрационный материал: Игрушка Лесовика, колокольчик, мнемотаблицы, предметы летней тематики, аудиозаписи, презентация, снежинки,
Раздаточный материал: листья, стаканчики, трубочки, пазлы мнемотаблицы, заготовки для оригами, шоколадки.
Предварительная работа: Беседа, заучивание стихотворений, рассматривание мнемотаблиц по теме.
Словарная работа: солнцестояние, равноденствие, мнемотаблица.
Содержание образовательной деятельности с детьми
Дети заходят в зал и здороваются с гостями, встают в полукруг.
-Слышен звук колокольчика, (слабый) обратить внимание детей на Лесовика!
Воспитатель: Ребята посмотрите! Кто же это? - ответы детей
Воспитатель берёт игрушку подносит к уху, внимательно слушает.
Воспитатель: Я не понимаю Лесовика. Смотрите, у него что-то есть. Да это же письмо!
- «Ребята, пишет вам друг-Лесовичок! В моём лесу случилась беда…Злая колдунья заколдовала лес, все времена года исчезли. Весь мой лес теперь стоит заколдованный. Помогите! У меня остались одни осколки. Жду вашей помощи!».
Воспитатель: Ребята поможем Лесовичку? А для этого мы с вами отправимся в заколдованный лес, вы готовы? Если мы будем делать всё правильно нам Лесовичок будет подавать сигнал! (звук колокольчика)
Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес! – дети стоят в полукруге.
- Что такое лес? (ответы детей) - слайд № 1
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые.
Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
-Ответы детей…
Воспитатель: Правильно мы попали в осенний лес-слайд №2
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу!
Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)
Воспитатель: Что вы услышали? (Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер)
-Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев)
-А какое явление в природе бывает только осенью?
-Ответы детей - листопад.
Воспитатель: Ребята, так вот они листья! (Дети берут листья)
Речевая игра: «С какого дерева листок?»
-Лист, с какого дерева - дуб, - Какой это лист-дубовый (берёзовый, кленовый, рябиновый, осиновый, липовый)
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наши листья хотят потанцевать…
Физкультурная пауза «Танец с листьями»
Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика, наверно осенний лес ещё не расколдован? Нам надо рассказать стихотворение про осень.
Стихотворения по мнемотаблице А. Плещеев «Осень наступила» - слайд №3
-Проговаривание стихотворения дважды.
-Звучание колокольчика!
Воспитатель: Молодцы! Осенний лес расколдован! - идём к другому столу
Воспитатель: Посмотрите, что это лежит? – снежинка-слайд №4
-А в какое время года бывают снежинки? - ответы детей.
Давайте попробуем подобрать слова определения к слову зима.
Словарная игра: «Подбери словечко
-«Зима какая? - (морозная, холодная, снежная, студена, ранняя, поздняя, солнечная, ясная, пасмурная, хмурая).
Воспитатель: Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? ( Дети: Да)
-. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад.
Словесная игра: «Доскажи предложение»
Как на город и лужок выпал беленький. (снежок)
Все бегут вперегонки и хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка. (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает. (снег).
- Отлично, назвали правильно слова, и получился замечательный снегопад!
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем свой сугроб?
Дыхательная гимнастика «Сугроб»
Воспитатель: Как вы думаете, это что? -мнемотаблица. Расскажем о зиме!
Развитие связной речи.
Рассказ называется «Гостья-зима» - рассказы детей самостоятельно по мнемотаблице - слайд №5
«Пришла зима. Всюду белый пушистый снег. На улице стало холодно, морозно. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Покатались на санках с горки, потом на лыжах. Поиграли в снежки, слепили красивую снежную бабу. Мы очень любим зиму».
Воспитатель: Слышите, это звенит колокольчик, вот мы и зимний лес расколдовали!
Воспитатель: Прислушайтесь, что это так красиво зазвучало? - пение птиц.
А в какое время года бывает такое красивое пение птиц? – Весной-слайд № 6
Чистоговорка:
На-на-на - к нам пришла весна
Не-не-не - рады мы весне
Игра «Какое, какая, какой».
- Про что можно сказать весенний? (Ручей, снег, день, дождь, праздник, шарф)
-Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, проталина, обувь, шапка)
-Про что можно сказать весеннее? (Небо, солнце, дерево, облако, настроение).
Подходим к столу.
Воспитатель: Но, что это, какие-то осколки? Это надо наверно собрать?
Игра: «Что сначала, что потом? - собирание пазлов мнемотаблицы «Весна» -слайд №7
-Каждый ребёнок берёт один пазл, выстраиваются и рассказывают по очереди.
Воспитатель: А что там впереди? - рисунок проталины, камушки с цифрами.
Дети: Это изображена проталина, а чтобы через неё пройти нам дали камушки.
Игра по ФЭМП «Порядковый счёт». –как звонко звучит колокольчик.
Воспитатель: Ну, вот и весенний лес мы расколдовали!
– Подходим к столу на нём лежат предметы летней тематики.
Воспитатель: Ребята, что это, кто из вас знает? - ответы детей.
Предметная мнемотаблица «Лето» - слайд №8
Дидактическая игра «Отгадай и опиши»
До ушей зеленый рот. В камышах она живет.
И в болоте хохотушка Громко квакает ---Лягушка
Надевает эта крошка Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это… - Божья коровка
Наш зеленый музыкант не скрывает свой талант.
В травке летом он сидит и в бубенчики звенит. (Кузнечик)
На песочке разогретом. Жду детишек знойным летом.
Ведь, спасаясь от меня, Плещет в речке малышня. (Круг жара)
Над цветочком я кружусь. Летом я всегда тружусь.
Соберу нектар – и пулей улетаю я в свой улей. (Пчела)
Что за чудо-красота! Расписные воротапоказались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Я любой девчонке прикрою волосенки, прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панама)
Что же летом на ногах? - Летом жарко в сапогах! Чтобы рады были ножки,
Я надену. (Босоножки)
Над цветкомпорхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка)
Мы ночью ходим, ходим днем, но никуда мы не уйдем (Часы)
Воспитатель: Молодцы! Эти предметы, для какого времени года? - Лета.
-Ребята, а зачем здесь часы? Что разве в другое время года часов нет? - ответы детей
-Летом самый длинный день, а ночь короткая (22 июня) Зимой-ночь длинная, а день короткий (22 декабря). Такой день называют день солнцестояние-повтор.
Воспитатель: А когда день и ночь одинаковы по времени? (22 марта, 22сентября)
И называется он день равноденствия - повтор.
Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика. Наверно есть ещё задание. -подходим к столу, там лежат заготовки для оригами-бабочки.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем бабочек и подарим Лесовичку и гостям - изготовление поделок. Слайд №9
Звучание колокольчика
Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы! Помогли Лесовичку!
- Лесовичок нас зовёт! Давайте подойдем.
Воспитатель: Смотрите, а осколки то исчезли, и появилась картина. Расскажите, что на ней изображено? «Четыре времени года»- слайд №10
Воспитатель: Ребята назовите все двенадцать месяцев. (Дети называют)
Чтение стихотворения
Времена года
1Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса.
2А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот.
3 Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.
4 Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова).
Итог:
Звенит колокольчик несколько раз!
Воспитатель: Слышали, как звонко звенит колокольчик. А знаете, что это значит? Мы так защитили лес, что теперь никто не сможет его заколдовать. Это Лесовичок нас благодарит! Молодцы!
-Скажите, что интересного узнали пока мы путешествовали?
Дети заходят в зал и здороваются с гостями, встают в полукруг.
-Слышен звук колокольчика, (слабый) обратить внимание детей на Лесовика!
Воспитатель: Ребята посмотрите! Кто же это? - ответы детей
Воспитатель берёт игрушку подносит к уху, внимательно слушает.
Воспитатель: Я не понимаю Лесовика. Смотрите, у него что-то есть. Да это же письмо!
- «Ребята, пишет вам друг-Лесовичок! В моём лесу случилась беда…Злая колдунья заколдовала лес, все времена года исчезли. Весь мой лес теперь стоит заколдованный. Помогите! У меня остались одни осколки. Жду вашей помощи!».
Воспитатель: Ребята поможем Лесовичку? А для этого мы с вами отправимся в заколдованный лес, вы готовы? Если мы будем делать всё правильно нам Лесовичок будет подавать сигнал! (звук колокольчика)
Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес! – дети стоят в полукруге.
- Что такое лес? (ответы детей) - слайд № 1
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые.
Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
-Ответы детей…
Воспитатель: Правильно мы попали в осенний лес-слайд №2
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу!
Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»)
Воспитатель: Что вы услышали? (Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер)
-Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев)
-А какое явление в природе бывает только осенью?
-Ответы детей - листопад.
Воспитатель: Ребята, так вот они листья! (Дети берут листья)
Речевая игра: «С какого дерева листок?»
-Лист, с какого дерева - дуб, - Какой это лист-дубовый (берёзовый, кленовый, рябиновый, осиновый, липовый)
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наши листья хотят потанцевать…
Физкультурная пауза «Танец с листьями»
Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика, наверно осенний лес ещё не расколдован? Нам надо рассказать стихотворение про осень.
Стихотворения по мнемотаблице А. Плещеев «Осень наступила» - слайд №3
-Проговаривание стихотворения дважды.
-Звучание колокольчика!
Воспитатель: Молодцы! Осенний лес расколдован! - идём к другому столу.
Воспитатель: Посмотрите, что это лежит? – снежинка-слайд №4
-А в какое время года бывают снежинки? - ответы детей.
Давайте попробуем подобрать слова определения к слову зима.
Словарная игра: «Подбери словечко
-«Зима какая? - (морозная, холодная, снежная, студена, ранняя, поздняя, солнечная, ясная, пасмурная, хмурая).
Воспитатель: Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? ( Дети: Да)
-. Как называется такое явление? (Снегопад). Буду задавать вопросы, а все слова - отгадки должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас снегопад.
Словесная игра: «Доскажи предложение»
Как на город и лужок выпал беленький. (снежок)
Все бегут вперегонки и хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка. (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает. (снег).
- Отлично, назвали правильно слова, и получился замечательный снегопад!
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем свой сугроб?
Дыхательная гимнастика «Сугроб»
Воспитатель: Как вы думаете, это что?-мнемотаблица. Расскажем о зиме!
Развитие связной речи.
Рассказ называется «Гостья-зима» - рассказы детей самостоятельно по мнемотаблице - слайд №5
«Пришла зима. Всюду белый пушистый снег. На улице стало холодно, морозно. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Покатались на санках с горки, потом на лыжах. Поиграли в снежки, слепили красивую снежную бабу. Мы очень любим зиму».
Воспитатель: Слышите, это звенит колокольчик, вот мы и зимний лес расколдовали!
Воспитатель: Прислушайтесь, что это так красиво зазвучало? - пение птиц.
А в какое время года бывает такое красивое пение птиц? – Весной-слайд № 6
Чистоговорка:
На-на-на - к нам пришла весна
Не-не-не - рады мы весне
Игра «Какое, какая, какой».
- Про что можно сказать весенний? (Ручей, снег, день, дождь, праздник, шарф)
-Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, проталина, обувь, шапка)
-Про что можно сказать весеннее? (Небо, солнце, дерево, облако, настроение).
Подходим к столу.
Воспитатель: Но, что это, какие-то осколки? Это надо наверно собрать?
Игра: «Что сначала, что потом? - собирание пазлов мнемотаблицы «Весна»-слайд №7
-Каждый ребёнок берёт один пазл, выстраиваются и рассказывают по очереди.
Воспитатель: А что там впереди? - рисунок проталины, камушки с цифрами.
Дети: Это изображена проталина, а чтобы через неё пройти нам дали камушки.
Игра по ФЭМП «Порядковый счёт». - как звонко звучит колокольчик.
Воспитатель: Ну, вот и весенний лес мы расколдовали!
– Подходим к столу на нём лежат предметы летней тематики.
Воспитатель: Ребята, что это, кто из вас знает? - ответы детей.
Предметная мнемотаблица «Лето»- слайд №8
Дидактическая игра «Отгадай и опиши»
До ушей зеленый рот. В камышах она живет.
И в болоте хохотушка Громко квакает ---Лягушка
Надевает эта крошка Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это… - Божья коровка
Наш зеленый музыкант не скрывает свой талант.
В травке летом он сидит и в бубенчики звенит. (Кузнечик)
На песочке разогретом. Жду детишек знойным летом.
Ведь, спасаясь от меня, Плещет в речке малышня. (Круг жара)
Над цветочком я кружусь. Летом я всегда тружусь.
Соберу нектар – и пулей улетаю я в свой улей. (Пчела)
Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Я любой девчонке прикрою волосенки, прикрою и мальчишке Стрижки — коротышки. От солнца я защита — Для этого и сшита. (Панама)
Что же летом на ногах? - Летом жарко в сапогах! Чтобы рады были ножки,
Я надену. (Босоножки)
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка)
Мы ночью ходим, ходим днем, но никуда мы не уйдем (Часы)
Воспитатель: Молодцы! Эти предметы, для какого времени года? - Лета.
-Ребята, а зачем здесь часы? Что разве в другое время года часов нет? - ответы детей
-Летом самый длинный день, а ночь короткая (22 июня) Зимой-ночь длинная, а день короткий(22 декабря). Такой день называют день солнцестояние-повтор.
Воспитатель: А когда день и ночь одинаковы по времени? (22 марта, 22сентября)
И называется он день равноденствия - повтор.
Воспитатель: Что-то не слышно колокольчика. Наверно есть ещё задание, - подходим к столу, там лежат заготовки для оригами-бабочки.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем бабочек и подарим Лесовичку и гостям - изготовление поделок. Слайд №9
Звучание колокольчика
Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы! Помогли Лесовичку!
- Лесовичок нас зовёт! Давайте подойдем.
Воспитатель: Смотрите, а осколки то исчезли, и появилась картина. Расскажите, что на ней изображено? «Четыре времени года»- слайд №10
Воспитатель: Ребята назовите все двенадцать месяцев. (Дети называют)
Чтение стихотворения
Времена года
1Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса.
2А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот.
3 Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.
4 Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова).
Итог:
Звенит колокольчик несколько раз!
Воспитатель: Слышали, как звонко звенит колокольчик. А знаете, что это значит? Мы так защитили лес, что теперь никто не сможет его заколдовать. Это Лесовичок нас благодарит! Молодцы!
-Скажите, что интересного узнали пока мы путешествовали?