Елена Федорчук
Конспект интегрированной НОД «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной ситуации «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Е. Г. Федорчук
О. Н. Сомова
Цель: формирование коммуникативно-исследовательской компетентности детей с ТНР с использованием фонопедического метода развития голоса.
Задачи: Развитие артикуляционного аппарата, речевого и певческого дыхания, силы и высоты, интонационной выразительности звучания голоса.
Материалы и пособия: предметные картинки, картина «Осенний лес».
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Путешествие в осенний лес“ в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: выполнение артикуляционных и мимических, певческих упражнений на индивидуальных занятиях, расширение и актуализация словаря по лексической теме занятия.
Реализация сюжета: (ход)
Педагог: Вы, конечно, знаете какое сейчас время года. Давайте вспомним признаки осени и расскажем о них с помощью пальчиков рук: 1. Орг. момент (координация речи с движением):
«Если листья пожелтели, (сжимать и разжимать кисти рук.)
Дождь холодный моросит (совершать легкие колебательные движения пальцами рук)
Птицы к югу полетели (ладони повернуть к себе, большие пальцы
выпрямить и переплести - «птичка»,
остальными пальцами совершать
колебательные движения).
Значит? … (ответ детей) осень к нам спешит. (хлопнуть в ладоши и
вытянуть руки вперед
ладошками вверх).
Педагог: закройте глаза и представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. Откройте глаза, посмотрите на картину. Такая картинка была у вас перед глазами? Мы сегодня с вами будем путешествовать по осеннему лесу, и вместе с нами будет путешествовать наш Язычок (картинка). Только вот он никак не может выбраться из своего домика, давайте поможем ему.
2. Артикуляционная гимнастика. «Сказка путешествие язычка» (автор сказки С. А. Коротаева. За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 упражнений из работы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»):
«Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать (рот закрыт, губы сомкнуты). В одну Щечку постучал, в другую – не открываются («проткнуть» языком щеку, затем «проткнуть» другую). «Толкну-ка я посильнее!» - подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом другую («проткнуть» языком щеку, затем «проткнуть» другую).
Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и толкнул сначала верхнюю, а затем нижнюю Губу («проткнуть» языком верхнюю губу, затем нижнюю). В это время Ротик зевнул и открылся (зевнуть). Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать (покусать кончик языка). «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете!» - возмутился язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали» (пожевать язык боковыми зубами). И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, потом с другой. И с правой, и с левой стороны он оказался невкусным (пожевать язык справа, пожевать слева). Язычок снова попытался протиснуться между Зубками. А зубки не унимались и продолжали его покусывать (покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад). Язычок спрятался за Зубами. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, а затем верхнюю (покусать нижнюю губу по всей длине, покусать верхнюю). Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, а верхняя улыбнулась, ей было немного щекотно (поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, и придав лицу выражение улыбки). А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек Щеки (закусить изнутри щеки боковыми зубами). Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного? Язычок принялся мыть сначала верхние, а затем и нижние Зубки. И еще раз верхние, и конечно же, нижние зубки (провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами). Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать» и выпустили Язычок (обнажить зубы, растянув губы в улыбке).
Побежал Язычок в лес, видит сидит под кустиком Зайчик, сидит на солнышке и жмурится и радуется, и улыбается солнышку (картинка). Вот так.
3. Мимические упражнения (стр. 4, В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», I часть):
• Прищурить глаза, оставив узкие щелочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
• Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
• Сильно наморщить переносицу и расслабить ее. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
• Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
Язычок и Зайчик подружились. Язычок очень хотел узнать, умеют ли деревья разговаривать, Зайчик предложил узнать об этом у Лесовичка. Они отправились к Лесовичку, но вдруг … Подул сильный ветер, не просто ветер, а Папа-ветер и Ветерок- сынок:
4. Упражнения на развитие речевого дыхания (стр. 9, В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», I часть, 2015г.):
Звуко-извлечение гласного У в низком и высоком регистре на выдохе
(У) – завывает ветер – (У)
(У) – песнь поет свою – (У)
(У) – вы не бойтесь дети – (У)
(У) – песенку мою – (У)
(у) – вейся, вейся ветерок – (у)
(у) – вейся, вейся, озорной – (у)
(у) – ты нам расскажи стишок – (у)
(у) – песню нежную пропой –(у)
После ветра небо нахмурилось и полил сильный
дождь.
Развитие умения пользоваться добором воздуха (стр. 9 Г. А. Османова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»): Сделать вдох (3 секунды, произнести первую строку четверостишия, а затем выполнить незаметный добор воздуха (1 секунда) и произнести вторую строчку.
«Барабаню я по крыше Кап-кап-кап, меня ты слышишь?».
Наступил вечер. В лесу слышались необычные звуки.
5. Развитие интонационной и звуковысотной направленности голоса (Стр. 17 О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению»):
«Лес ночной был полон звуков: (Звукоподражание по тексту)
Кто-то выл – у, у,
А кто - мяукал, мяу, мяу.
Кто-то хрюкал, - хрю-хрю,
Кто-то топал, - топ-топ,
Кто-то крыльями Захлопал, - хлоп-хлоп,
Кто-то ухал, - ух-ух,
И кричал – ай-ай,
И глазищами вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
Молчал! Указательный пальчик к губам.
Наконец, Язычок и Заяц добрались до домика Лесовичка, и он им объяснил, что листья умеют разговаривать между собой. Вот так:
6. Установление связей между слуховыми, зрительными, тактильными и мускульными ощущениями (стр. 65 Т. Э. Тютюнникова «Сто секретов музыки для детей»):
Упражнение «Разговор листьев»
Озвучивание данной модели предметами, с помощью которых можно пошуршать (целлофан, бумага).
«Мы с кленов, мы с яблонь… .
Мы с вязов, мы с вишен….
С осинки, с черемухи
С дуба, с березы
Вот оказывается, о чем разговаривали листочки.
Разговор листьев навеял осеннее настроение и Язычок прочитал Зайчику такое музыкальное стихотворение
7. Ритмодекламация («Осеннее настроение» стр. 66 Т. Э. Тютюнникова «Сто секретов музыки для детей» с нотным приложением):
«Тихо бродит осень по дворам, вьются в пляске листья тут и там.
Тихо плачут ниточки дождя, ветер гонит тучи никуда».
Это осеннее путешествие сдружило Язычка с Зайчиком и Лесовичком. Зайчонок пригласил их к себе в гости в дом, который «стоит за зелёным за бугром». А что было дальше, вы узнаете на следующей встрече.