Валентина Ашканова
«Путешествие на Марс». Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах»
Цель: Упражнять в изолированном и правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение определять наличие звука «Р» в слогах, словах;
-упражнять в произнесении слов на заданный звук;
-продолжать учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать зрительное восприятие;
Публикация «„Путешествие на Марс“, Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [р] в слогах, словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание;
-развивать умение точно выражать свою мысль;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве;
-активизировать словарный запас ребенка по теме.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать доброту и умение сопереживать персонажам;
- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии;
-формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: Ноутбук, предметные картинки; картинки планет Солнечной системы, прищепки, листочки бумаги, цветные карандаши, палочки Кюизнера, образец ракеты (схема, разноцветные камешки, слоговая дорожка со слогами ра, ро, ры;
Предварительная работа: «постановка» звука «р», беседа о космосе, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания.
Этапы работы Цель, задачи Содержание этапа
1 Организационный момент. Цель: организовать начало занятия, психологический положительный настрой и подготовка обучающегося к работе.
Логопед использует словесный и наглядный методы
Тренировать детей узнавать слово по описанию. Развивать слухоречевую память. Логопед : Здравствуй, ребята! Дети, давайте поприветствуем друг друга.
Игра – приветствие «Поздороваемся». Друг к другу лицом повернулись,
Улыбнулись. Руку правую подали,
А потом ее пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли,
И поклонились,
И немного покружились.
Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться.
Логопед : Я планировала сегодня отправиться в путешествие на Марс. Меня пригласили в гости жители этой планеты. Как их называют? Дети: (Марсеане) Логопед : 1слайд: Если у вас есть желание, можете присоединиться ко мне. Угадайте на чем, будем путешествовать.
Стремительно мчится
Учёная жар-птица.
Тело — броня,
Хвост — из огня.
Команду с Земли,
Услышит вдали.
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит.
Ребенок: Ракета.
Демонстрируется 1слайдс изображением ракеты. Вместе с ребенком рассматривают ракету…
Логопед : Какой первый звук в слове ракета?
Ребенок: Первый звук в слове ракета – звук Р
2 Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Подготовка к основному этапу. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовить артикуляционный аппарат обучающихся, мотивация к чёткому произношению звуков с опорой на слуховые ощущения и тактильные ощущения. Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику и упражнения для развития речевого дыхания. Логопед : 2слайд: Звуковой анализ слова – Ракета, деление слова на слоги.
Ракета волшебная и она взлетит в том случае, если мы с вами будем правильно произносить этот звук Р. Логопед : Подготовку к полету начнем с тренировки. Команды должны быть четкими, тренируем язычок. Артикуляционная гимнастики. -«Чашечка». Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. -«Грибок». Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу.
-«Гармошка». Рот приоткрыть, язык присосать к небу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы растянуты в улыбку.
-«Качели». Открыть рот, как при произнесении звука «а». Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
Логопед : В полете надо экономить кислород дышим правильно: Дыхательная гимнастика
А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
(Вдох через нос, долгий выдох через рот.)
3 Основная часть
Цель: определение темы и целей занятия, мотивация познавательной деятельности воспитанников.
Развивать слухоречевую память, интонационную выразительность речи. Логопед предлагает изолированное произнесение звука «р» с разной интонацией.
Называние слов с заданным звуком в словах.
Подбор признаков к названию предметов.
Автоматизация звука в словах. Называние слов обобщений. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Ребенок закрепляет умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения. Логопед : 3слайд: Но вот незадача собрались
в путешествие, ракеты нет, как быть.
Дети: Сделать.
Логопед : Хорошо идем в конструкторское
бюро и собираем ракету (дети из палочек
Кюизнера выкладывают ракету) Молодцы!
Логопед : 4слайд: Автоматизация звука в
слогах.
Чтобы ракета взлетела, нужно произнести
волшебное заклинание:
«Слоговая дорожка»
- ра-ро-ру, ра-ро-ры, ра-ро-ры.
Ребенок: «Ра- ро-ры, ра-ро-ры, ра-ро-ры»
(дети произносят слоги и камишками
выкладывают слоги : РА- синий, РО-зеленый,
РЫ- белый)
Логопед : 5слайд: Громче-тише
Взлетаем!
Заводим двигатель ракеты:
Теперь изобразите, как работает двигатель:
Чем ближе к земле, тем двигатель работает
громче, чем дальше - тем тише.
Дети смотрят на 6 слайд большая ракета
синего цвета– громко, маленькая красного
тихо.
Вот готов ракетодром.
Раздается гул и гром.
Миг…и чудо – корабли
Отделились от земли.
Внимание! На старт! 5,4,3,2,1 – пуск!
Полетели!
Логопед : Вот мы и приземлились. Давайте отправим на землю радиограмму, что у нас все в порядке 7 слайд.
Дети: произносят цепочки слогов со словами : РА-РА-РА-рама, РО-РО-РО-роза, РУ-РУ-РУ-рука, РЫ-РЫ-РЫ- рысь. Логопед : 8слайд: Вот мы на Марсе, но по этой планете можно передвигаться только на специальном аппарате. Подумайте, как этот аппарат называется Марс – ходить -марсоход.
Дети: Марсоход
Логопед : 9слайд: Четвертый лишний. Связь с жителями планеты прервалась, потому что систему передач поразил вирус. Давайте произведем ремонт микросхемы. Помидор, капуста, огурец, арбуз.
кузнечик, бабочка, лягушка, стрекоза.
Сорока, лев, тигр, медведь.
Ромашка, роза, гриб, тюльпан.
Логопед : Молодцы! Вы справился с заданием. Давай попрощаемся с инопланетянином, нам пора домой.
4 Закрепление учебного материала. Цель: Закрепить и углубить знания ребенка, полученных на основном этапе. Учить давать определение, аргументировать свой ответ. Закреплять навык автоматизации звука «р» в словах, деление слов на слоги.
Дидактическая игра «Поймай звук», «Считай слоги»
Развитие фонематических представлений, внимания.
Ребенок: До свидания, инопланетянин.
Логопед : 10слайд:Будь внимателен Возвращаясь домой, посмотрите в иллюминатор, в звездной галактике есть много планет. Я буду называть планеты, а вы внимательно слушай. Если в названии планеты есть звук «Р», хлопайте в ладоши: Венера, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон,
Земля, Юпитер, Меркурий, Марс.
Логопед : «Считаю слоги» (дети считают, слоги в слове и на нужную цифру прикрепляют прищепку)
Логопед : Молодцы! Логопед : Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в детский сад. Закройте глаза, посчитаем до пяти.
Дети: Один, два, три, четыре, пять на земле мы опять.
Логопед : 11слайд: Мы оказались на Земле.
На экране появляется слайд с изображением планеты Земля.
5 Рефлексия.
Поддерживающая оценка работы ребенка на занятии. Логопед : Где мы сегодня побывали, чем занимались? Что тебе больше всего понравилось?
Дети: Мы путешествовали, побывали на Марсе. Называли слова со звуком «р».
Логопед : 12слайд: Марсиане просили вам передать подарки (наклейки, раскраски). Вы молодцы, спасибо вам!