Ирина Прозорова
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение инновационного педагогического опыта
Прозоровой Ирины Николаевны,
воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №16» г. о. Саранск
Тема: «Формирование экономических знаний дошкольников»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Обобщение инновационного педагогического опыта по теме „Формирование экономических знаний дошкольников“» размещена в разделах
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых стран, вызывает необходимость связывать образование с экономикой на самом раннем уровне - дошкольном. В то же время экономика тесно связана с познавательным развитием детей, через экономические понятия дети познают окружающий мир. Экономические понятия воспитывают у детей трудолюбие, бережливость, честность, доброту и порядочность.
Вопрос экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к. с одной стороны значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны очевидна недоработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
Бережливость, трудолюбие, честность, порядочность, организованность и другие качества человека закладываются с детства. Процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим. Экономическое образование ребенка- дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие его любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство его ведения, экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных знаний:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, порядочность, щедрость - с другой;
- научить правильно относится к рекламе, разбираться в ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет использования информационной среды, максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку, систематизировать работу по экономическому образованию дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников в элементарных экономических знаниях, развитие коммуникативных способностей детей. Целенаправленное планирование работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволит воспитать развитого, умного, интеллектуально богатого ребенка, а также сформировать у него начальные экономические представления.
Реализация собственного педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому создание условий для экономического развития детей уделено особое внимание.
Для этого в группе есть уголок экономики, где размещен дидактический материал (литература, рисунки, картотека экономических игр, загадок).
3. Цели и задачи опыта:
Цели: формировать у детей старшего возраста экономические представления в различных видах деятельности.
Задачи опыта:
1. Образовательные:
- ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
- трудовое воспитание (видение результатов своего труда, индивидуальный и коллективный труд);
2. Развивающие:
- развитие познавательной активности в ходе выполнения заданий;
- формирование навыков разумного поведения и потребления;
3. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к предметному миру и природе;
- способствовать повышению психолого –педагогической компетенции родителей.
3. Теоретическая база.
В своей работе я использую следующие нормативные документы и литературу:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.
4. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь. М. ,2001.
5. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. М. ,2003.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПБ. : «Детство- пресс», 2002.
7. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 2000.
8. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М,: ТЦ Сфера,2002.
9. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М. ,2010.
10. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
11. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.
12. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Новизна педагогического опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной системе работы и интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно - воспитательного процесса в соответствие с ФГОС.
Работа по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений ведется через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, музыкальную, театрализованную.
Работа была направлена в нескольких направлениях:
1. Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе.
2. Работа с детьми (проводится в рамках дополнительного образования (кружок «Планета Экономики»).
3. Работа с родителями.
4. Работа с педагогами.
В результате создается единая, целостная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей и родителей.
Для работы была создана специальная предметно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности старшего дошкольника. Данный материал был подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.
На 1 этапе я заинтересовала детей, актуализировала, уточняла и систематизировала их знания о элементарных экономических представлениях в ходе проведения занятий, бесед, игр. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их экономических знаний.
2 этап. Следующим этапом моей работы было составление перспективного плана.
Оценку знаний осуществляла по таким критериям:
1. Приобретению детьми подготовительного дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
2. Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость, и т. п. ;
3. Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
4. Обогащению игровой деятельности.
В решении поставленных задач использовала разделы программы «Детство» - «Социальный мир», «Познавательное развитие». Также я проводила работу с родителями и педагогами. Провела консультации для родителей: «Экономика и дошкольник», «Экономическое воспитание в семье», «Климат в семье».
В групповом уголке «Для вас, родители» была размещена информация на тему: «Экономическое воспитание», где приводятся интересные факты, даются рекомендации. Была представлена тематическая выставка: «Путешествие денежки».
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми на занятиях, развлечениях – «Ярмарка», «Аукцион». Проведенные праздники и развлечения объединяют родителей, детей и педаго Также были проведены экскурсии на кухню, где готовится еда, на прачку, где стирается белье, тем самым мной воспитывался интерес к труду, происходило знакомство с профессиями, как способом зарабатывания денег.
Я являюсь руководителем программы по дополнительному образованию «Планета Экономики», которая включает в себя 8 модулей:
. - потребности;
- труд (профессии);
- бартер;
- выгода и убыток;
- деньги;
- реклама;
- бизнес и капитал.
Так же я разработала перспективный и календарный планы проведения занятий, который предусматривает воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). План показывает почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитывает у детей следующие привычеки: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Постоянно приводятся примеры нравственных ориентиров в социально-экономической сфере на основе народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок:
1. «Труд и продукт (товар)» ;
- басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка»;
- пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».
2. «Деньги и цена (стоимость)»;
- Сказка К. И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;
- Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»;
3. «Реклама»;
- Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»;
- пословицы и поговорки «Терпенье и труд все перетрут» и т. д.
Таким образом, происходит обогащение, систематизация полученных знаний детьми.
5. Анализ результативности.
Необходимо отметить, что те знания и представления, которые дети получили на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения вопросов, связанных с экономическим образованием. Прежде всего, дети стали иначе смотреть на мир вещей, труд людей, поняли необходимость получения той или иной профессии, обогатился их словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи. Хочется отметить, положительно отношение родителей к данной теме. Совместная работа с родителями дала положительный результат по усвоению знаний детьми, они активно участвовали в организации экскурсий, праздников, развлечений, аукционов тематической выставки «Путешествие денежки».
6. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №16» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.