Виктория Глобина
Представление педагогического опыта «Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие на постановку звука [Ш]
Видео: https://www.youtube.com/embed/QLsLi6tVMewПредставление педагогического опыта.
Тема:
«Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС ДО»
Сайт образовательной организации 15378.maam.ru
Личный сайт http://www.maam.ru/users/834966
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Публикация «Представление педагогического опыта „Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС“ Видео» размещена в разделах
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Цель моей работы в дошкольном образовательном учреждении — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения и воспитание у детей четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
Коррекционно-логопедическая работа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Поэтому особое значение я уделяю современным - образовательным технологиям.
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века.
В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Теоретическая база опыта.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон. Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в ДОУ направлен на:
• укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
• коррекции речевых нарушений дошкольников;
• формирования предпосылок к учебной деятельности;
• формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Динамические паузы (физкультминутки)
2. Подвижные и спортивные игры
3. Гимнастика пальчиковая
4. Гимнастика для глаз
5. Гимнастика дыхательная
6. Коммуникативные игры
7. Самомассаж
8. Технологии воздействия цветом
9. Технологии коррекции поведения
10. «Су — Джок» — терапия;
11. Игровые технологии;
12. Технология наглядного моделирования;
13. Информационные технологии.
Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.
Здоровьесберегающие технологии:
Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.
Игровые технологии:
Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не новая. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.
Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч, перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.
Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм» или Пазлы. Игры способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.
Технология наглядного моделирования:
Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Информационные технологии:
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.
3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.
В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы обучения.
Весь инновационный материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные и дополнительные задания, которые, в свою очередь, могут самостоятельно выбираться логопедом в зависимости от возраста, структуры дефекта у детей, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.
Логопедом доказана система конкретных педагогических действий, методов, приёмов воспитания и обучения и эффективность средств коррекции (программ, игр, заданий, упражнений, ИКТ, музыкотерапии, сказко-терапии, Су-Джок-терапии, аква-терапии, элементов логопедического массажа) в тандеме с медицинским, психологическим, образовательно-воспитательным и внеурочным сопровождением обучающихся и выполнении рекомендаций со стороны родителей (законных представителей).
Анализ результативности
В результате кропотливой, систематической коррекционной работы добиваемся значительных продвижений в коррекции речевых процессов.
Результативность и эффективность работы подтверждается наличием положительной динамики в коррекционно-развивающем обучении детей.
Значимость инновационной работы заключается во внедрении в практику коррекционно-развивающего обучения детей, обеспечивающей коррекцию речевых процессов.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Инновационный педагогический опыт работы рекомендован педагогам, распространяется на педагогических советах школы, в интернет - сообществах.
Автором разработаны коррекционно-развивающие игры, упражнения, задания по развитию фонематического восприятия и слуха, проведена серия занятий с внедрением их в коррекционный процесс.
В работе использую следующую методическую литературу:
1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 624 с.
2. Писарева Л. Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 112с.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 656 с.
4. Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие / Н. С. Жукова ; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной – Москва : Эксмо, 2017. – 96 с. : ил.
5. Жукова Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова ; ил. Евгении Нитылкиной – М. : Эксмо,. 2016. – 120 с. : ил.
6. Киреева О. Н. Планы занятий по постанове и автоматизации звука [р]. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
7. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (п, п’, б, б’, ф, ф’, в, в’, м, м’, н, н’). Авт. -сост. К. Е. Бухарина – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
8. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (т, т’, д, д’, к, к’, г, г’, х, х’). Авт. -сост. К. Е. Бухарина – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 144 с.
Заключение
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.