МААМ-картинки

Психосоматические заболевания у детей раннего возраста. Особенности и способы коррекции для педагогов и психологов

Марина Бушкова
Психосоматические заболевания у детей раннего возраста. Особенности и способы коррекции для педагогов и психологов

Классификация психосоматических заболеваний:

• Психосоматические функциональные расстройства

- нарушения сна, энурезы, энкапрезы, конверсионные неврозы;

• Психосоматические заболевания:

- бронхиальная астма, язвенный колит, болезнь Крона, нейродермиты, язва желудка, нервная анорексия, булимия, ожирение;

• Хронические заболевания:

- муковисцидоз, диабет, хроническая почечная недостаточность, различные психогенные факторы.

Публикация «Психосоматические заболевания у детей раннего возраста, Особенности и способы коррекции для педагогов и психологов» размещена в разделах

Все эти группы болезней, связаны в большей степени с психогенными факторами. Прежде всего, это эмоциональное повышенное напряжение, - это следствие гиперопеки, либо наоборот, депривации, а также повышенная требовательность к нереалистичным ожиданиям от ребенка, которые он не может реализовать. Кроме того, психогения связана с острой хронической психотравматизацией. Например, смерть или алкоголизм кого-то из родителей, насильственные действия, частая смена жительства.

Еще играют роль и личностные особенности ребенка, его акцентуации характера, уровень тревожности, боязливость в целом, повышенная сензитивность, неуверенность в себе. Эти личностные особенности снижают действие адаптационных механизмов ребенка. У большинства детей с психосоматической патологией также регистрируют различные формы и степени выраженности депрессии.

Рассмотрим клинические проявления психосоматических расстройств у младенцев и детей раннего возраста. Это группа детей, у которой психосоматические расстройства трудней всего выявить, сложней поддаются диагностике, изучению психического и социального характера жизнедеятельности. В этом периоде жизни еще не совсем сформировались механизмы защиты личности, которые могут ответить на стресс психопатологическими симптомами, поэтому все трудные обстоятельства дети так или иначе реагируют органами или системой органов тела.

Проявления психосоматических расстройств у детей раннего возраста:

• Моносимптомные нарушения (младенческая колика, метеоризм, регургитация, срыгивание, аэрофагия)

• Более сложные по своей клинической картине (анорексия, смндром нарушения развития неорганического генеза, сепарационная тревога)

• Начало расстройств, которые полностью сформировываются в последующие периоды жизни (невропатия)

• Приступы нарушения дыхания, яктация (ритмическое раскачивание тела или головы, спастический плач, нарушения сна, ранняя бронхиальная астма).

Предпосылки психического здоровья младенца:

• Здоровые отношения между матерью и ребенком;

• Качественные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;

• Положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;

• Реципрокность и синхрония отношений «мать – дитя»;

• Несменяемость первичного воспитателя младенца (от рождения до года);

• Снабжение детей возможностями для оптимального развития.

4 важных фактора материнского ухода:

• Стимуляция развития;

• Адаптация к раздражителям;

• Масштабы физического контакта;

• Способность противостоять стрессу.

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:

• Избегает глазного контакта или он мимолетен;

• Отворачивается, не возвращает вокализации, не пытается спровоцировать мать на вокализацию, не реагирует;

• Не гибкий, не податлив, беспокоен, плохо приспосабливается;

• Испытывает негативные или не выраженные чувства (сонливость, беспокойство, если плачет – не может успокоиться.

Психологическое состояние современных матерей с детками до 3 лет в 40% имеют конфликты в семье, испытывают страх одиночества, у некоторых ребенок оказался нежеланным, у других испортились отношения со своими семьями после рождения ребенка. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям и в психомоторном развитии и в способности к адаптации к социальному окружению.

Особенно тяжело осуществлять заботу тем женщинам, у которых развилась послеродовая депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требуют очень больших физических и психических ресурсов.

И более частыми последствиями в воспитании деток матерями с послеродовой депрессией это, как раз таки:

- нарушение взаимоотношений в диаде «мать-ребенок», которые приводят к дальнейшим изменениям, эмоциональному реагированию, эмоциональной неустойчивости, страхам.

В большинстве случаев у детей раннего возраста расстройства проявляются психосоматическими заболеваниями, нарушением сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.

Варианты дисфункциональной матери:

• Депрессивная мать (послеродовая депрессия)

- ребенок старается ее «оживить», привлечь внимание, например, при помощи соматических симптомов. Если этого у ребенка не получается, у него формируется опыт беспомощности, неспособность повлиять, изменить ситуацию каким-либо образом. Дети учатся считывать малейшие изменения обстановки вокруг себя, такие дети очень сензитивны, они как-бы «постоянно всматриваются в свою маму».

• Беспокойная мать

- такие дети учатся у мамы волноваться и тревожиться – «Мир – опасное место».

• Враждебная мать

- «Весь мир – зло», лучший способ выживания - это наказание.

• Несчастная мать

- Мать –жертва. Ребенку нельзя огорчать ее еще больше. При этом у ребенка нет варианта к кому обратиться со своими переживаниями, болью, приходится сдерживаться. «А вдруг мать не выдержит?». Ребенок постоянно находится в напряжении.

Реакции родителей на заболевания ребенка:

• Адекватная. Доверие и поддержка. Они активны изучают симптомы, как помочь. В целом, это довольно хороший фактор для выздоровления.

• Паническое бессилие. Родители в испуге, ребенок – жертва. Он не получает поддержки и в итоге его выздоровление затрудняется.

• Вытеснение и отрицание. Закрывают глаза на болезнь ребенка, нет желания менять свой привычный уклад жизни. Ребенок в этом случае чувствует себя виноватым и отвергнутым. У него формируется установка – «я никому не нужен».

• Уход в болезнь. Погружение в болезнь, вся семья болеет.

Чтобы спланировать терапевтическое вмешательство – это сложная задача. Потому что довольно комплексный патогенез и прежде всего нужно изучить симптоматику, определить социально-психологический и психологический климат в семье, особенно в диаде «мать – дитя». Любое вмешательство может быть прямым или косвенным. В данном случае, непосредственно в работе с детьми раннего возраста, прямое воздействие – это сенсомоторное стимулирование, массаж, специальные упражнения, группы направленности по раннему развитию совместно с родителями.

Косвенное (через родителей) терапевтическое воздействие:

• Посещение организационных мероприятий, семинаров по проблемной теме.

• Индивидуальное и групповое консультирование.

• Терапия у психолога или психотерапевта.

Как правило, когда ребенок заболевает, у родителей актуализируются собственные непроработанные детские психотравмы, связанные с их болезненными состояниями. И очень важно преодолеть собственную психотравму, для того, чтобы родители смогли стать стабильными и поддерживающими для ребенка, который находится в уязвимой ситуации в время болезни.

В терапии с родителями психологам можно использовать, например, метафорические ассоциативные карты или другие арт-терапевтические способы. Нужно предложить родителям вспомнить свою детскую болезнь.

Очень важно направить родителей к тому, что когда ребенок заболел или выздоравливает, помимо ухода и лечения, нужно найти еще дополнительные каналы для проявления любви, заботы, одобрения, общения с ребенком, чтобы он не закреплял связь – «когда я болею, тогда за мной ухаживают, заботятся».

Это могут быть:

-совместные игры, телесный контакт… Любыми способами давать понимание ребенку, что его любят и ценят, о нем заботятся. Не только во время болезни, но и когда здоров.

Публикации по теме:

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками»Консультация для педагогов-психологов «Метафорические Ассоциативные Карты в работе с дошкольниками» Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Обзор книга педагогов-психологов Татьяны Шишовой и Ирины Медведевой Просматривала в интернет магазине предлагаемую литературу и название одной из книг «Чтобы ребенок не был трудным» меня очень заинтересовало.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологовЭмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов - психологов «Берегиня» Состав клуба педагогов - психологов «Берегиня».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психосоматические заболевания у детей раннего возраста. Особенности и способы коррекции для педагогов и психологов
Опубликовано: 10 августа 2022 в 08:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психосоматические заболевания у детей раннего возраста. Особенности и способы коррекции для педагогов и психологов» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бушкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД